Теперь мы переходим к последнему элементу бухгалтерского уравнения — сумме обязательств, представляющей сумму, которую компания должна другим лицам, имеющим требования к компании, помимо акционеров. Этот раздел баланса состоит из шести элементов:
[25] Доля меньшинства 691
[26] Начисленная кредиторская задолженность 34 629
[30] Обязательства 62 527
[31] Отложенные налоги 4165
[32] Доходы будущих периодов 3770
[33] Итого обязательства
(из них краткосрочные €58 181) €10 5782
Компания DaimlerChrysler использует необычный порядок представления своих обязательств: она не показывает как отдельные суммы долгосрочные и краткосрочные обязательства. Обратите внимание, что краткосрочная составляющая обязательств показана необычным образом, как сумма в примечании €58 181. Однако потребуется проведение большой исследовательской работы для того, чтобы распределить эту сумму по различным категориям обязательств, показанным в данном отчете. Позже в этой главе мы будем изменять порядок представления этой суммы для проведения дальнейшего анализа и в балансе будет создан отдельный раздел краткосрочных обязательств.
|
|
[25] Доля меньшинства (неконтрольный пакет акций) €691
В разделе, предшествующем представлению баланса, был разъяснен процесс консолидации. Там указывалось, в частности, что все активы и обязательства дочерних предприятий группы складываются вместе, несмотря на то, полностью ли эти дочерние компании находятся в собственности группы или нет. Если в какой-либо дочерней компании группы доля группы составляет меньше 100%, то доля, не принадлежащая группе, а принадлежащая другим акционерам, которые совместно имеют менее 50% акционерного капитала этой дочерней компании, описывается как доля меньшинства. Таким образом, доля меньшинства в балансе представляет собой совокупную долю тех сторонних акционеров в акционерном капитале дочерних компаний, которые не принадлежат группе полностью. Мы будем включать все активы и обязательства, которые не содержало бы бухгалтерское уравнение, если бы мы не показывали в отчетах оставшуюся часть требований сторонних акционеров.
На самом деле, наличие доли меньшинства приводит к некоторым трудностям в классификации. Так как юридически это акционерный капитал, эта сумма не должна выплачиваться назад и, поскольку доля не является выплачиваемой, есть тенденция к классификации этой статьи как капитала. Однако это не наш (акционеров холдинговой компании) акционерный капитал, и в этом качестве сумма представляет собой деньги других людей, или сторонние средства. Таким образом, обычно это показывается как прочие обязательства. В случае DaimlerChrysler эта сумма маленькая, а это позволяет предположить, что эта группа, как правило, полностью владеет дочерними компаниями. В отчете о прибылях
|
|
[26] Начисленная кредиторская задолженность €34 629
В разделе активов баланса нам встречалась статья «Расходы будущих периодов». Она представляла суммы, которые уже были оплачены, но еще не подлежали оплате и поэтому откладывались для того, чтобы быть списанными на расходы в отчетах о прибылях и убытках будущих периодов. Начисленная кредиторская задолженность — это статья, аналогичная расходам будущих периодов в разделе обязательств. Показанная здесь сумма не была оплачена, но ее ожидают к оплате в качестве затрат и учитывают в разделе обязательств баланса до того момента, когда она будет оплачена. Таким образом, эта позиция была задействована в бухгалтерской проводке и отражает такие накопленные затраты, которые уже были начислены, но по которым не наступил срок выплаты. Единственная крупная сумма, включенная в отчет DaimlerChrysler, связана с пенсионными обязательствами.
Обычно краткосрочную составляющую начисленной кредиторской задолженности описывают как начисленные расходы и показывают в разделе краткосрочных обязательств баланса. В примечаниях к финансовым отчетам DaimlerChrysler сделана такая разбивка между краткосрочной и долгосрочной начисленной кредиторской задолженностью.
[26] Начисленная кредиторская задолженность 34629
Минус: Долгосрочная начисленная
кредиторская задолженность 22424
Краткосрочная начисленная кредиторская
задолженность (начисленные расходы) €12205 Другими видами начисленной кредиторской задолженности являются начисленная зарплата, начисленный налог на прибыль и затраты на реструктуризацию. По начисленной кредиторской задолженности процент не выплачивается.
[30] Обязательства €62 527
Эта позиция отражает задолженность, которую имеет DaimlerChrysler, и она состоит из следующих элементов:
[27] Финансовые обязательства 40430
[28] Кредиторская задолженность поставщикам 12848
[29] Прочие обязательства 9249
[30] Обязательства €62527
[27] Финансовые обязательства €40 430
Статья финансовых обязательств показывает, сколько DaimlerChrysler должна по конкретным долговым контрактам. Все такие контракты включают различные ставки процента к оплате, и существует огромное многообразие обязательств, с ними связанных. Разбивка между краткосрочными (причитающимися к оплате в течение года) и долгосрочными обязательствами показана в примечаниях следующим образом:
[27] Финансовые обязательства 40430
Минус: Долгосрочная составляющая 19955
Краткосрочная составляющая €20475
В балансе DaimlerChrysler показано множество различных типов долговых обязательств, некоторые из них с фиксированной процентной ставкой, другие — с переменной. Кроме того, некоторые из обязательств конвертируемы в акционерный капитал. Это означает, что DaimlerChrysler заняла деньги, вероятно под процент, который ниже рыночной процентной ставки, и по договору держатель долга может конвертировать эту задолженность в акции по предварительно оговоренному коэффициенту перевода в течение определенного периода. Держатель такого конвертируемого долга имеет средство, которое отчасти является долгом, а отчасти — опционом «колл». Поскольку этот опцион представляет дополнительные возможности, такой долговой контракт может быть заключен по более низким процентным ставкам, чем рыночные ставки.
Основной смысл существования конвертируемых долгов заключается в том, что имеется потенциальная возможность «разводнения» будущих прибылей на одну акцию, поскольку количество выпущенных акций при конвертации увеличивается. Мы вернемся к этому, когда будем рассчитывать прибыль на одну акцию в следующей главе.
|
|
[28] Кредиторская задолженность поставщикам €12 848
Так же как DaimlerChrysler не получает оплаты от своих покупателей при поставке товаров, DaimlerChrysler пе платит немедленно своим поставщикам. Несмотря на то что товары и услуги поставлялись в течение года, некоторые из них на конец года могут быть все еще не оплачены. Таким образом, затраты признаны, но обязательства остаются. Это очень напоминает то, что мы видели в случае начисленных расходов. Хотя напрямую процент не выплачивается по этим счетам, вероятно, что эти расходы будут учитываться по ценам, которые будут включать косвенно оплату процента. Поставщики, как правило,
[29] Прочие обязательства €9249
Эта статья представляет займы с выплатой процентов, которые должны быть выплачены аффилированным, но не консолидированным компаниям. Экономически они не отличаются от других обязательств.
[31] Отложенные налоги €4165
Отложенные налоги обсуждались в разделе 1.3.3, и в этом обсуждении мы касались обязательств по отложенным налогам. Было высказано предположение, что эти обязательства должны вычитаться из отложенных налогов в активе для целей демонстрации.
[32] Доходы будущих периодов €3770
Точно так же как оплаченные авансом расходы не сразу попадают в отчет о прибылях и убытках, а содержатся некоторое время на балансе в качестве актива, доход, полученный авансом (или как денежные средства, или как отраженный в стоимости актива), не показывается в отчете о прибылях и убытках, а хранится в балансе в виде обязательств.
Финансовый доход по некоторым видам финансовых дебиторских задолженностей содержит составляющую доходов будущих периодов.
|
|
Общепринято компенсировать расходы будущих периодов доходами будущих периодов.
Этим мы завершаем наш довольно подробный экскурс по балансовому отчету.
Перед тем как перейти к двум другим отчетам, которые составляют финансовую отчетность, давайте посмотрим, как мы можем преобразовать баланс компании Daimler Chrysler в такой формат, который нам поможет при последующем анализе.