Фото: Пресс-служба Министерства обороны РФ. Роль системы ККП в осуществлении национальной безопасности страны заключается в информационном обеспечении решения задач парирования угроз

Роль системы ККП в осуществлении национальной безопасности страны заключается в информационном обеспечении решения задач парирования угроз, исходящих из космоса, в космосе, беспрепятственного развертывания и функционирования отечественных группи-ровок КА, а также оценки других опасностей, связанных с техногенным засорением косми-ческого пространства. Решение этих задач возможно только в рамках единой информаци-онной триады: систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН), противоракетной обороны (ПРО), контроля космического пространства (ККП). Это реализуется в рамках интенсивно создаваемой системы воздушно-космической обороны страны, где СККП отведено важнейшее место как основной информационной составляющей. В соответствии с Договором от 27 января 1967 года о принципах деятельности государств по исследова-нию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, который служит основой международного космического права, более 100 стран-участниц договора имеют возможность доступа в космос. Ведение Главного каталога космических объектов, то есть единой информационной базы обо всех КО - сколько КО на орбитах, их характеристики, в каком они состоянии, управляемы или нет, влияние космического пространства на КО и т. д. производят лишь Российская Федерация и США, которые в соответствии с международными договорами регулярно обмениваются данной информа-цией. Сегодня на различных орбитах находится более 15 тысяч космических объектов, из них 1250 действующих отечественных и иностранных космических аппаратов и различных обломков. Проблема космического мусора наиболее актуальна. Чтобы влиять на эту обстановку, просчитывать возможные варианты ее развития, ведется Главный каталог КО. Возможности специализированных средств пока не позволяют получить характеристики всех типов КО, а следовательно, влиять на такие процессы с целью предотвращения нежелательных последствий. Маленький фрагмент размером чуть более одного сантимет-ра способен полностью вывести из строя любой КА а следовательно, нарушению функцио-нирования различных космических систем, таких как связь, навигация и других, что чревато серьезными финансовыми потерями и человеческими жертвами. Возможны последствия, связанные и с падением КО на поверхность Земли: один раз в неделю с орбиты сходит КО размером более одного метра и задача как раз и состоит в том, чтобы предвидеть такую ситуацию, определить, с какой степенью вероятности она произойдет, где, в каком районе будет падение. В 2012-м системой ККП было выявлено 21 опасное сближение КО с отечественными КА, специалистами принято и обработано свыше 17 миллионов радиоло-кационных и около четырех миллионов оптических измерений, обнаружено и включено в общий учет свыше 200 КО, распознано и взято на сопровождение порядка 150 вновь запущенных КА и элементов их запусков, проведен контроль около 180 маневров КА на орбитах, определено прекращение баллистического существования свыше 150 КО с определением района возможного падения 70 из них. К 2020 году с вводом в строй новых станций системы контроля космического пространства Войска воздушно-космической обороны будут способны постоянно контролировать околоземное пространство по всем наклонениям и всем высотам, что даст возможность отслеживать и малоразмерный космический мусор с размерами уже 10 сантиметров.

Задача уменьшения загрязнения околопланетного пространства «космическим мусо-ром» может быть решена применением технологий многоразового использования ступеней ракет. Почти все, что стартует в космос с российских космодромов, выводится на орбиты надежными, но устаревшими ракетами «Союз» и «Протон», созданными в середине прошлого столетия. На мировом рынке запусков ракетой-носителем «Протон» по пятигодовой программе Россия занимает 26% мирового рынка по грузопотоку. Планируется в 2010–2015 годах выйти на 19-20 пусков в год, что потребует колоссальных усилий, большой производственной и организационно-технической подготовки российских произво-дителей Центра Хруничева. Производство таких ракет выросло до 12-13 в год. Для обновления ракетного парка и обеспечения безусловного доступа России во все сегменты космической деятельности проходит испытания новейший ракетный комплекс «Ангара» - единственный в мире космический ракетный комплекс, способный к доставке в космос аппаратов массой от 4 до 26 тонн. Но и их грузоподъемности недостаточно для исследо-вания Луны, Марса и других планет Солнечной системы, да и осложняют они экологию в Амурской области, потому что их отработанные ступени падают в амурскую тайгу и в акваторию Охотского моря. Для устранения этих недостатков принимается решение о создании ракет сверхтяжелого класса, подобные советским «Энергии» и Н-1, для пилотиру-емых полетов на Луну. Возникла идея возвращения первых ступеней ракет на космодром для их повторного использования. В многоразовой ракетно-космической системе (МРКС) отработавшие ступени ракеты будут снижаться в атмосфере и как самолет возвращаться к месту старта.

Система состоит из четырех многоразовых ракет-носителей (МРН) с возвращаемыми ракетными блоками (ВРБ). Весь ряд МРН грузоподъемностью от 25 до 70 тонн комплекту-ется в различных комбинациях двух основных модулей: возвращаемый ракетный блок (первая ступень) и вторая одноразовая ракетная ступень. В комплектации грузоподъем-ностью до 25 тонн (один ВРБ и один модуль 2-й ступени) многоразовая ракета может осуществлять запуски всех современных и перспективных пилотируемых и беспилотных космических аппаратов. В размерности 35 тонн (два ВРБ и один модуль 2-й ступени) МРН позволяет выводить на орбиту по два телекоммуникационных спутника за один пуск, доставку в космос модулей перспективных орбитальных станций и выведение тяжелых автоматических станций, которые будут использоваться на первом этапе освоения Луны и изучения Марса. МРН позволяет выполнять парные пуски. Для запуска двух современных телекоммуникационных спутников ракетой «Ангара», требуется десять ракетных двигате-лей стоимостью по 240 млн. руб. каждый. Запуск двух таких же спутников с помощью МРН потребует всего один двигатель, стоимостью 400 млн. руб. Затраты уменьшаются только на двигателях в 600%! Первые проработки возвращаемого ракетного блока представлялись на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже как макет возвращаемой ступени «Байкал». После предварительного проектирования, выбора топлива, тщательного технико-экономического анализа был определен вариант МРКС, удовлетворяющий множеству современных и перспективных задач.

Макеты ракет «Ангара» Источник: Военное обозрение

В качестве горючего применен сжиженный природный газ (СПГ)– дешевое, экологически чистое горючее, обладающее наиболее подходящими свойствами для использования в многоразовых двигателях. В сентябре 2011 года в КБ Химмаш имени А.М. Исаева испытан первый в мире жидкостный ракетный двигатель на природном газе. Путем выбора оптимальных траекторий, исключающих интенсивный нагрев конструкции тепловы-ми потоками решалась проблема нагрева конструкции, что позволило отказаться от дорогостоящей теплозащиты. Автоматическая посадка двух ВРБ с интеграцией их в воздушное пространство России решалась включением в управление навигационной системы ГЛОНАСС и системы автоматического зависимого наблюдения. Для проверки в реальных условиях полета создан летный демонстратор - уменьшенная копия ВРБ оснащённый всеми штатными бортовыми системами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: