В течение длительного времени финансовая политика государства была направлена на ускоренное развитие военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов страны, что привело к значительному отставанию развития АПК. В результате большинство предприятий агропромышленного комплекса находится в кризисном состоянии, которое проявляется в значительном недостатке средств для осуществления производственной деятельности и инвестиций; дороговизне кредитов и невозможности их достаточного использования для расширенного воспроизводства; несовершенстве налоговой системы.
В основе современной финансовой политики – признание свободы предпринимательской деятельности, разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности.
Задачи финансовой политики состоят:
- в обеспечении условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- установлении рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
|
|
- организации регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
- выработке эффективного финансового механизма и его развитии в соответствии с изменяющимися целями и задачами;
- создании эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Основные направления государственной политики в области финансов АПК следующие:
- создание специализированных фондов финансирования сельского хозяйства;
- дотации и компенсации сельскохозяйственным производителям;
- проведение лизинговых операций с участием государства;
- создание специального фонда льготного кредитования сезонных затрат и поддержания небольших запасов материальных ресурсов в АПК;
- долгосрочное кредитование.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель нуждается в постоянной поддержке государства. Существование рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия изначально предполагает государственную защиту. Посредством экономических рычагов необходимо создать условия, при которых у сельскохозяйственных товаропроизводителей появится интерес к производству, а реализация продукции позволит не только восполнить издержки, но и обеспечит хотя бы средний уровень рентабельности.
В сельском хозяйстве требуется льготное кредитование. Основаниями для получения льготного кредита могут быть:
- достижение товаропроизводителем определенного уровня конкурентоспособности, эффективности;
- конкретные обязательства, например, сохранение и увеличение поголовья скота;
- предоставление обоснованного финансового плана с положительной аудиторской проверкой.
|
|
Производителям материально-технических ресурсов для сельского хозяйства необходимо снизить ставки налога на добавленную стоимость при прохождении комплектующих изделий по технологической цепочке.
Требует совершенствования система взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с банковской системой. Финансовые отношения предприятий с банками включают организацию безналичных расчетов, получение и погашение краткосрочных и долгосрочных кредитов. Банки оказывают предприятиям лизинговые, трастовые, факторинговые услуги. Однако практика безналичных расчетов примитивна. Доля заемных средств в формировании оборотных средств предприятий низка, не превышает 10 %. Долгосрочный кредит на финансирование инвестиций практически не используется.
Пути совершенствования кредитно-расчетной системы могут быть следующими:
- преимущественно инкассовая форма расчетов за продукцию для государственных нужд; заготовительные организации должны оплачивать стоимость сельскохозяйственной продукции в первоочередном порядке после отчислений в бюджеты всех уровней и социальные внебюджетные фонды;
- инвестирование целевых программ по повышению плодородия земель, их мелиорации, производству и хранению сельскохозяйственной продукции, поддержке племенного дела и элитного семеноводства по конкурсу на возвратной основе;
- развитие залогового, ипотечного кредитования, организация системы сельской товарной кооперации.
Необходимы регулирование и контроль за проведением финансовых операций различными субъектами собственности и в первую очередь государственными унитарными предприятиями. Руководители государственных унитарных предприятий управляют финансовыми потоками практически бесконтрольно, самостоятельно принимая решения о направлениях использования прибыли. Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей и даже определить эти показатели. Для государственных унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.
Отсутствие действенных инструментов контроля в управлении унитарными предприятиями приводит к ряду негативных последствий. Среди них:
- перевод части финансовых потоков в фирмы-спутники;
- заключение сделок, в которых заинтересовано руководство предприятия;
- невозможность государственных органов пресечь неквалифицированную или противоправную деятельность руководителей.
Чтобы предотвратить нарушения, государственные органы могут:
- устанавливать основные качественные показатели работы государственных унитарных предприятий;
- проводить анализ их финансово-хозяйственной деятельности и обязательные аудиторские проверки;
- определять принципы выделения части прибыли государственных предприятий, подлежащей перечислению в бюджет в виде дохода собственника от использования имущества.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы принципы организации и управления финансами?
2. Какие финансовые отношения характерны для хозяйствующих субъектов АПК?
3. Каковы цели и задачи управления финансами?
4. Какие органы осуществляют управление финансами? Каковы их цели и задачи?
5. Охарактеризуйте финансовый механизм и его составляющие.
6. Каковы направления современной финансовой политики?