Сущность и особенности сценарно- режиссерских технологий в СКД. Тихоновская, Марков, Чижиков, Жарков, Шароев, Ярошенко

технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Сценарно-режиссерские технологии – искусство, мастерство создания целостной формы культурно-досуговых мероприятий, при помощи совокупности различных методов на всех этапах работы над сценарием и режиссерской постановкой.

При этом необходимо помнить, что основополагающими понятиями при создании культурно-досуговых и любых других драматургических форм являются:

• драматургия – сюжетно-композиционная основа мероприятия с конкретизирующими ее особенностями, как правило, заранее зафиксированная словесно; или межвидовая художественная форма, творимая содружеством деятелей разных видов искусства: сценарист, композитор, художник, режиссер и т.п. именно сценарий – это ведущий вид драматургии досуговых форм.

Основные методы работы над сценарием: компиляция, инсценировка, драматургический метод.

Построение сценария:

- экспозиция – создание определенной атмосферы, введение в тему;

- завязка – «исходное» событие начала драматургического конфликта;

- основное действие – драматургическое продвижение сюжета в событийном ряде и блоках программы;

- кульминация – вершина развития драматургического конфликта;

- развязка – завершение сюжетно-композиционной линии сценария.);

• режиссура (организация процесса и постановка культурно-досуговых форм).

Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в кото-ром в образной художественной форме находят отражение глубоко осмыс-ленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие - действующие лица, события, кон-фликт, строгая логичность композиционного построения. Структура замысла: тема, идея, содержание, форма, художественный образ.

• монтаж материала:

Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться "сочетания элементов в целое", подчиненного идее, без которой не может быть программы.

Принципы:

1. Последовательный. Является формирующей единицей представления. Он же формирует тематический цикл номеров.

2. Параллельный. Диктуется одновременным развитием действия на разных сценических планах. (Например на стадионе могут стать площадками беговая дорожка, зеленое поле и др.)

3. По контрасту. Монтаж номеров, развернутых до значимости эпизодов.

4. Контрапункта. При котором звуковой образ не был бы избыточным дополнением зрительного.

Сценарист - создает сценарий, режиссер - воплощает, существует режиссерский замысел, может отличаться от сценарного.На практике вышеизложенные сценарно-режиссерские технологии применяются в постановке различных форм культурно-досуговых программ:

• Информационно-развлекательные программы;

• Театрализованные концерты;

• Театрализованные представления;

• Тематические вечера;

• Праздники и обряды.

В учреждении культуры: творчество сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ -документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств; использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой программы герой – конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.

В театре: творчество драматурга носит индивидуальный характер; написание пьесы требует оригинального творчества; использование документального материала бывает крайне редко, но в основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел; пьеса строится по актам; задача драматурга создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства); театральная драматургия сценична; герой пьесы – художественный обобщенный образ; задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: