К числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора социологической
информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего
весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.
Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях,
поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Объект, с
помощью которого но проводиться часто выступает только как средство для
создания экспериментальной ситуации.
В эксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбора
экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определённых критериев
их выбора. В качестве критериев выступают прежде всего характеристики самого
объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрено требованиями и
условиями эксперимента.
Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выборе некоторой
экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную
(экспериментальную) ситуацию (под воздействие определённого фактора)
проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих
исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.
Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания соответствующих
условий. Здесь следует иметь в виду, как минимум, три момента:
1. в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки
зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации;
2. изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик
экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим
исследователем;
3. на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления,
которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны
изменить её состояние.