Эксперимент как метод сбора социологической информации

К числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора социологической

информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего

весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.

Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях,

поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Объект, с

помощью которого но проводиться часто выступает только как средство для

создания экспериментальной ситуации.

В эксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбора

экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определённых критериев

их выбора. В качестве критериев выступают прежде всего характеристики самого

объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрено требованиями и

условиями эксперимента.

Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выборе некоторой

экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную

(экспериментальную) ситуацию (под воздействие определённого фактора)

проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих

исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания соответствующих

условий. Здесь следует иметь в виду, как минимум, три момента:

1. в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки

зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации;

2. изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик

экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим

исследователем;

3. на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления,

которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны

изменить её состояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: