Благо – это средство, с помощью которого удовлетворяются потребности.
Классификация благ осуществляется по различным признакам:
1) от редкости:
· неэкономические – блага, которые имеются в неограниченном количестве (солнечная энергия, воздух);
· экономические – редкие блага, которых не существует в готовом виде в природе (сотовый телефон).
2) от сферы использования:
· потребительские – это товары и услуги, которые предназначены для непосредственного удовлетворения потребностей человека (продукты питания, одежда);
· производственные – это ресурсы, используемые в процессе производства.
3) от возможности исключения в потреблении:
· частные – блага, потребление которых одним индивидом сокращает доступное его количество для других (галстук, наручные часы и др.);
· общественные – блага, которые при предоставлении одному потребителю доступны другим потребителям без дополнительных затрат (маяк, фонарь на улице, общественный парк).
4) по отношению к друг другу:
· взаимозаменяемые (субституты) – это блага, обладающие схожими свойствами, которые могут заменить друг друга в потреблении (питьевая вода и сок, свитер и пиджак и т. д.);
|
|
· взаимодополняемые (комплиментарные) – дополняющие друг друга в потреблении (правый и левый ботинок, очки и футляр для очков и т. д.).
5) с учетом фактора времени:
· настоящие – блага, находящиеся в непосредственном распоряжении потребителей в данный момент времени;
· будущие – блага, которыми потребитель будет распоряжаться в будущем.
Товары – это экономические блага, предназначенные для обмена на рынке. Товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять потребности человека (полезностью) и пригодностью к обмену (экономической ценностью). Ценность блага определяется, с одной стороны, его полезностью, с другой – затратами на его производство.
Проблема выбора в экономике.