№ этапа | Наименование и содержание этапа |
I | Подготовительный этап. Состоит из изучения научных данных по исследуемой проблеме, определения цели, задач, рабочей гипотезы и выбора методов исследования |
II | Этап сбора эмпирических данных. Реализует конкретную стратегию исследования и представляет собой ряд последовательно включаемых звеньев экспериментальных заданий |
III | Этап количественной и качественной обработки данных. Включает применение методов математической статистики для обработки эмпирических данных и их качественный анализ |
IV | Интерпретация результатов исследования и формулирование выводов |
Различаются два взаимосвязанных уровня научного исследования: эмпирический и теоретический. На первом в ходе опыта устанавливаются новые факты и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для определенной предметной области науки закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать будущие события.
|
|
Научные исследования классифицируют по их характеру[i]:
· фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.
· прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.
По цели проведения выделяют:
· поисковые исследования, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области;
· критические исследования, осуществляемые в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность;
· уточняющие — устанавливающие границы, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности;
· воспроизводящие — точно повторяющие эксперимент предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.