Тема 6.1. Изменения в системе отечественного музыкального образования в предреволюционный и послереволюционный периоды

Раздел 6. XX век - переломный этап в развитии отечественного музыкального образования

Тема 6.1. Изменения в системе отечественного музыкального образования в предреволюционный и послереволюционный периоды

Первая русская революция 1905 года дала толчок многим прогрессивным начинаниям в разных областях общественной жизни, в том числе и в музыкальном просвещении. Началась активная организация различных музыкальных обществ, курсов, учебных заведений. В развитии прогрессивной музыкально-просветительской педагогики важную роль сыграла Московская Народная консерватория. Она была организована в 1906 году по инициативе передовых деятелей музыкальной культуры С.И. Танеева, Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворского.

Особенно яркой и плодотворной была деятельность выдающегося композитора, профессора С.И. Танеева. Главная ее цель заключалась в содействии народному музыкально-эстетическому воспитанию, во внедрении музыкальной культуры в широкие слои населения путем общего музыкального образования. В консерватории было открыто два отделения: общего музыкального образования – хоровые классы и специального музыкального образования – сольные классы.

В руководящую группу входил Б.Л. Яворский – выдающийся музыковед, открывший новые плодотворные пути в науке о музыке, создатель теории ладового ритма. Его многие ценные положения были усвоены и развиты советской музыкальной школой. Кроме того он являлся организатором первого Государственного музыкального техникума.

Определяющую роль в педагогической деятельности играл С.И. Танеев. Его положения о задачах Народной консерватории, о значении хорового исполнительства, народно-песенного творчества, о координации музыкальных дисциплин в музыкально-эстетическом воспитании стали ведущими в становлении новой системы музыкального просвещения. В консерватории он предлагал открыть для начала не концертные – консерваторские классы по сольному исполнительству, существование которых считал необходимым для выдающихся талантов, а музыкальные училища в различных местах города. Он отстаивал необходимость ориентации, прежде всего, на общемузыкальное воспитание в хоровых классах, считая хор и хоровое исполнительство основой, на базе которой должно развиваться общее музыкальное развитие широких масс. Сохранилась интересная план-схема, в которой С.И. Танеев наглядно подтверждал первостепенное значение хорового пения в общем музыкально-эстетическом развитии:

хоровой класс;

теория музыки, гармония;

сольфеджио, полифония;

инструментовка, контрапункт;

история музыки.

Хоровые классы в консерватории были творческой базой изучения всех музыкально-теоретических дисциплин: теории музыки; сольфеджио; основ гармонии; полифонии; анализа форм; истории музыки. В них развивались навыки исполнительского мастерства и дирижерско-хоровой техники, готовились дирижерско-хоровые кадры. Поэтому посещение хоровых классов являлось обязательным не только для учащихся этих классов, но и для обучающихся в сольных специальных классах. Даже кандидаты в специальные классы, не принятые из-за недостатка вакансий, должны были посещать хоровые классы. Это было в определенном смысле новаторством в существовавшей системе музыкального образования. Такая установка содействовала воспитанию широкого музыкального кругозора, помогала слушателям вокальных классов понять органическую связь хорового и сольного пения.

Вопрос о единстве хорового и сольного исполнительства не был разработан вокально-хоровой педагогикой. Для установления единых методов в преподавании хорового и сольного пения были образованы совместные комиссии. Они объединяли свою деятельность и на совместных заседаниях обсуждали программы обоих классов. Единая манера пения в хоровых классах, на уроках сольного пения и сольфеджио помогала в сравнительно короткий срок вырабатывать вокально-хоровые навыки: дыхание; звукоизвлечение; звукообразование; звуковедение; дикцию; умение пользоваться резонаторами.

Большое значение в музыкально-эстетическом воспитании народных масс С.И. Танеев придавал народно-песенному творчеству. Он питал большое доверие к музыкальным способностям русского народа, ценил богатство народной музыки, душой чувствовал «богатые музыкальные силы», заложенные «в недрах русского народного гения»..

Московская Народная консерватория была первым музыкально-учебным заведением, где народно-песенное творчество не только изучалось, но и являлось одной из основ учебной и концертно-просветительской деятельности. За десять лет существования ее смогли окончить около 2000 человек.

Изменение социально-политической ситуации в России не могло не повлиять и на систему школьного образования. Старая система обучения была разрушена, немало достижений оказалось утерянным. Однако идея о необходимости всеобщего эстетического, в том числе – музыкального воспитания закрепилась, продолжая развиваться.

Вместо учебных заведений различных типов создавалась единая трудовая школа. В 1918 году было принято Положение о единой трудовой школе, ориентированном на всестороннее развитие личности человека нового советского общества. Это положение включало музыку в число обязательных школьных предметов. В Народном комиссариате по просвещению (Наркомпрос) был открыт даже специальный Музыкальный отдел. Одним из первоочередных А.В. Луначарский подписал постановление «О доступе народных учителей в специальные музыкальные учебные заведения». Дореволюционные передовые идеи музыкантов-педагогов были поддержаны, и для разработки содержания методики музыкального воспитания, создания учебных пособий и подготовки учителей Наркомпрос привлек Б.В. Асафьева, В.Г. Каратыгина, Н.Я. Брюсову, Н.Л. Гродзенскую и других специалистов.

В 1919 году известный до революции хоровой деятель Н.М. Ковин сформулировал в статье цели музыкального воспитания в новой школе. Он указал: на развитие способностей воспринимать музыку и возбуждаемые ею эмоции; развитие музыкальных способностей и умений, необходимых для восприятия и воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений; и освоение необходимых для этого знаний.

В первых программно-методических материалах отвергался формализм, акцентировалось внимание на творческое развитие детей. В период перелома многие считали, что для педагогики нового времени хорошо только все новое. Немало было сторонников у теории «свободного воспитания», в конечном итоге направленной на разрушение школы вообще, имеющей анархические тенденции. Такое увлечение новизной критиковал В.И. Ленин, подчеркивая, что красивое необходимо сохранить и брать за образец, даже если оно «старое», нельзя слепо преклоняться перед «новым», как перед богом.

Коренная логика старой системы образования отразилась, прежде всего, на уроке. Сохранив форму, он резко изменил свою цель и содержание: изменились цели «старых» видов деятельности (пение, изучение музыкальной грамоты были направлены на помощь детям войти в мире музыки; появились новые виды деятельности с аналогичной целью (слушание, движения под музыку, творчество; хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития, более глубокого постижения музыки через собственное исполнение, воспитание «слушателя»; в содержание занятий музыкальной грамотой стали вводиться сведения о средствах музыкальной выразительности, характере музыки.

В 20-е годы шла интенсивная борьба старого и нового во всех областях жизни, в том числе в образовании. Выдвигались педагогические теории и методы: идеи «комплекса (глубина, жизненность, многогранность знаний), «метод проектов», «бригадно-лабораторный метод». Было немало ошибок. На «музыкальном фронте» действовала масса организаций, где причудливо переплетались положительные и отрицательные черты. Этот период представлен деятельностью РАМП (Российская ассоциация пролетарских музыкантов); АСМ (Ассоциация современных музыкантов); ОРКИМД (Организация революционных композиторов и музыкальных деятелей); ОМОЛОКО (Организация молодых композиторов) и др.

В 1932 голу вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». После него в программах этих лет заметны попытки связать задачи воспитания и обучения. В эти годы место музыки сократилось (с 2-х часов в неделю во всех классах до 1 часа в 1 – 7 классах к 1937 году).

В это время распространилось мнение, что музыкой надо заниматься преимущественно во внеклассное время и лишь тем, кто хочет и имеет способности. Внеклассная же и внешкольная работа развивалась интенсивно. Создавались Дома художественного воспитания детей, увеличилось число Домов и Дворцов пионеров и т.л. К участникам предъявляли высокие требования, наметилось стремление к профессионализму. Появились замечательные детские художественные коллективы, такие как хор под руководством В.Г. Соколова.

Задачи, репертуар, методы стали переносить и в общеобразовательную школу, что оказалось непосильным для всех учащихся. Стремление же поднять уровень хоровой культуры привело к его снижению, а также к массовым болезням голосового аппарата, что показали специальные обследования детей. Была выдвинута проблема охраны и развития детского голоса. Началась разработка новых программ по музыке, обеспечивающих всестороннее музыкальное развитие школьников.

Вопросы для самоконтроля

1. Социально-политическая и экономическая обстановка в России начала XX века.

2. По чьей инициативе и когда была открыта Московская Народная консерватория?

3. Основные педагогические идеи С.И. Танеева.

4. Роль и значимость Московской Народной консерватории.

5. Какие идеи лежали в основе новой школы?

6. Какой документ был принят в 1918 году, в соответствии с которым музыка стала обязательным предметом?

7. Кого Наркомпрос привлек для разработки содержания методики музыкального воспитания, создания учебных пособий и подготовки учителей?

8. Какие цели музыкального воспитания в новой школе были сформулированы в 1919 году хоровым деятелем Н.М. Ковиным?

9. Какие изменения произошли в содержании урока музыки?

Тема 6.2. Музыкально-педагогическая деятельность Б.В. Асафьева и Б.Л. Яворского

Существенный вклад в музыкальное воспитание внес Б.В.Асафьев(1884 – 1949 г.г.) – выдающийся русский композитор, известный ученый, общественный деятель, ученый-музыковед, чьи многочисленные и разнообразные по тематике труды открыли новый этап в развитии отечественной музыкальной науки. В 1908 году он окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Одновременно учился в классе композиции Петербургской консерватории у Н.В. Римского-Корсакова и А. Лядова. Среди его первых сочинений – детские оперы «Золушка» и «Снежная королева». В 1914 году, разочаровавшись в своем музыкальном творчестве, решил навсегда его оставить и посвятить себя музыкальной критике и науке.

В послереволюционный период Б. В. Асафьев написал целый ряд статей по вопросам музыкального воспитания школьников. Он широко известен как создатель теории интонации. Известность пришла к нему довольно рано. Уже в первое послеоктябрьское десятилетие его деятельность приобрела широкую известность как критика, докладчика, участника разнообразных коллегий и комиссий. Асафьев читал лекции в Институте истории искусств, консерватории, публиковал крупные научные работы и статьи, выступал как инициативный организатор. В начале 1920-х годов как авторитетный ученый он был приглашен в качестве руководителя музыкального разряда Петроградского Института истории искусств. На протяжении 1920–1940-х годов Асафьев множество своих трудов посвятил вопросам теории музыкального искусства. Он исследовал русскую оперу, русский романс, рассматривал вопросы взаимосвязей русской поэзии и русской музыки, изучал историю собирательства русского фольклора. Его волновали теоретические проблемы, связанные со спецификой музыки, процессуальной природой музыкальной формы. В этот период зарождается теория интонации. Ее автор становится одной из самых видных фигур в музыкальной культуре.

Он явился основоположником многих направлений. Его теоретические концепции долгое время оказывали значительное влияние на музыковедческие работы. В становлении индивидуальной исследовательской манеры большую роль сыграло то обстоятельство, что он был композитором. Слух и музыкальная память, переполненные музыкальными интонациями, нередко становились содержанием его музыкально-литературных работ. Эмпирическое композиторское начало руководило его мыслью, вело его за собой, когда возникала задача того или иного словесного описания. «Мой язык,– писал он в одном из автобиографических эссе, – проистекает из этого постоянного соблазна воплотить музыку в слове, а не пересказывать “программы”.

Музыкальность литературного стиля в немалой степени способствовала популярности его книг, статей, обладавших несомненным обаянием. Однако интуитивный характер проникновения в музыкальную ткань в сочетании со спонтанной манерой письма создавали определенные трудности при разъяснения его теоретических идей. Обладание особой манерой словесной интерпретацией музыки, указывало на его неповторимый и неподражаемый талант. Теоретические идеи Асафьева формировались в эпоху, когда в гуманитарной науке совершались существенные сдвиги. Он не скрывал огромного влияния на его творчество теории ладового ритма Яворского. Именно от Яворского Асафьев впервые услышал термин и трактовку термина «музыкальная интонация» как разрешение неустойчивого тона в устой, усмотрел в понятии интонации богатые потенции и создал на его основе свою концепцию музыки.

Главным же источником идей Асафьева всегда оставалась сама музыка. Эмпирическое (творческое, слуховое) начало у него всегда преобладало над абстрактным теоретизированием. Музык, по его мнению, была выражением Человека в его целостности и в единстве с жизнью общества. Психологический подход переплетался с социологическим. Музыку он воспринимал как вид мышления.

Асафьев был близок к положению Платона о том, что мысль возбуждает все, что подпадает чувственному восприятию и сам прямо ставит вопрос об участии мысли в музыкальном становлении. Музыкальное становление, по Асафьеву, осуществляется путем возобновления и обновления отношений между музыкальными элементами (звуками, ступенями лада, тональностями, длительностями, гармониями и их комплексами и т. п.), создавая континуум развертывающейся ткани. Он сформулировал один из философских тезисов: музыка есть деятельность, направленная на активное познание мира, и справедливо обращает внимание на закономерность музыкального мышления и музыкального восприятия. Музыка, по его убеждению, - откристаллизованное целое, охваченное одним актом внимания, одним мыслительным действием: «Наука музыкальной композиции должна встать на путь изучения законов музыкального движения…, каждая музыкальная композиция, – это комплекс подвижных звукоотношений, совокупность которых может быть строго замкнутой и уравновешенной формой, но может мыслиться и в виде ряда бесконечных звеньев».

Музыковед установил взаимосвязь важнейших понятий теоретической концепции: энергии, движения, музыкального материала, интонирования и процесса формирования. Многие его идеи, наблюдения, интерпретации отдельных творческих стилей и целых музыкальных эпох проникли в систему музыковедческих знаний и прочно закрепились в ней. В его трудах музыковедческие аспекты тесно переплетались с философскими и психологическими, а структурный уровень постоянно получал семантическую интерпретацию. В его творчестве сформировался новый синтез, характеризующий слово о музыке. Музыка была для него естественным проявлением человека, выражением его бытия во всех его составляющих, продуктом интеллектуальной деятельности, поскольку человек выражен в музыке столь же полно и всесторонне, как и в любом ином искусстве.

Асафьевская «теория интонации» укрепилась не только в отечественном научном обиходе, но и в зарубежных работах. В этом заключается его талант, огромная эрудиция и продуманность многих явлений музыкального искусства разных эпох. «Интонация» - особенная книга о музыке, где музыка предстает не объектом исследования, а предметом воспоминания. Музыка была для него не объектом исследования, а средоточием духовной жизни. Особая ценность книги состоит в том, что музыка в ней неразрывно слита с жизнью общества. Это многослойное целое, в котором живут, действуют и перемешиваются функционально и стилистически различные пласты. Благодаря этому музыка лишается узкопрофессионального профиля и предстает как необходимое человечеству явление, сопровождающее всю его историю.

Таким образом, интонация как отношение звуков в их единстве со смыслом оказывается в концепции Асафьева первичным проявлением музыки. Именно на его теории интонации основывается современный подход к музыкальному воспитанию в педагогике искусства, где интонационность – один из ведущих принципов («Музыка – искусство интонируемого смысла»).

Основной задачей музыки в общеобразовательной школе Б.В. Асафьев считал развитие музыкального восприятия, воспитание музыкальных вкусов учащихся. При этом он считал важным и «практическое усвоение музыки», особенно хоровое пение, способствующее развитию творческих способностей учащихся. Особое значение придавалось продуктивной творческой деятельности, что способствует формированию умения воспринимать и ценить профессиональное творчество, формированию музыкального мышления, умению мыслить «звуковыми представлениями», способности воспринимать музыку дифференцированно, проникая в ее структуру («наблюдать» музыку, а не просто чувствовать).

Важен для него был и метод сравнения, соответствующий природе музыки, основанной на контрасте, тождестве или повторяемости. При этом развитие восприятия должно идти от простых сопоставлений к более сложным. Он предостерегал от излишнего музыкального пуризма и от вульгарно-прямолинейной программности. Взгляды Б.В. Асафьева сыграли большую роль в становлении музыкального воспитания. Да и сегодня они не потеряли своей значимости. Многие стороны его музыкально-теоретической концепции и методических рекомендаций являются фундаментом научной разработки и практической постановки музыкального воспитания в школе сегодня. Это интонационное учение, динамическое исследование музыкальной формы, трактовка взаимосвязи процессов восприятия и логической организации музыкального произведения. Его рекомендации имеют огромную методологическую значимость для музыкальной педагогики. Он не сторонник поспешного введения специальной музыкальной терминологии и прямого направления слушательской аудитории на элементы музыки, подлежащие усвоению. Умер Асафьев 17 января 1949 года в Москве.

Яворский Болеслав Леопольдович (1877 – 1942 гг.) – музыковед, пианист, доктор искусствоведения, написал значительное количество трудов по теории и музыке, истории исполнительских стилей, автор ряда музыкальных произведений.

В архивных документах и публикациях мы не находим прямых описаний его педагогических методик. Тем не менее, программы, теоретические исследования и результаты практической работы, проделанной учениками Б.Л. Яворского, отразившиеся в воспоминаниях, образцы детского творчества, сохранившиеся до наших дней, дают основание выделить ведущие направления и приемы, которыми он руководствовался в своей деятельности.

Направленность педагогических устремлений вытекала из его теоретической концепции, в основе которой лежало триединство взаимовлияющих компонентов: композитор – исполнитель – слушатель. Изменение хотя бы одного звена данной цепи влекло за собой изменение всего музыкального искусства в целом. Исходя из этого положения, Б.Л. Яворский выделял три вида музыкальной деятельности: сочинение; исполнение и восприятие. Каждый вид деятельности включал в себя два других. В этом заключалась основа активного формирования музыканта. Третий вид деятельности – восприятие, по Яворскому, «слушание музыки». Он считал его наиболее активной формой музыкальной деятельности, наиболее значительной по сравнению с двумя предыдущими, так как она охватывает всех членов общества без исключения.

Ученый работал с различными группами учащихся, возрастной состав которых был неоднороден. Независимо от возраста их объединяло одно: это были начинающие, т.е. не имеющие музыкальной подготовки. В данном случае не ставилась задача профессиональной подготовки учащихся; этот опыт был ориентирован на школьную и внеклассную работу.

В своей практике воспитания он исходил из понимания целостности восприятия детьми окружающих их явлений жизни и искусства. В основе педагогической работы лежало привлечение различных ассоциаций, как музыкальных, так и не музыкальных. Начальный этап творчества проявлялся в самых разнообразных формах: изобразительных, двигательных, звуковых и словесных.

Двигательные реакции, носившие на первом этапе спонтанный характер, в дальнейшем развивались в сторону уточнения выразительности в передаче компонентов музыкальной речи, усилении творческой самостоятельности, что осуществлялось за счет овладения элементами музыкальных движений. В частности, соратники Б. Л. Яворского пользовались двигательными приемами системы Э. Жака Далькроза.

Зрительные ощущения реализовывались в рисунках, отражающих настроения и навеянные прослушанной музыкой. Чаще это были просто сочетания линий, цветовых разводов, иногда пейзажные зарисовки (не с натуры). Дальнейшее углубление зрительных ассоциаций шло как бы в трех направлениях:

-графическое изображение самой темы произведения или более крупного настроения. Это было осмысленное воссоздание в условном рисунке конструкции, архитектоники произведения, и одновременно, в цветовой гамме, изображение динамики развития музыкального образа;

- привлечение изобразительно-живописного материала, отображающего образную структуру произведения;

- живописное изображение.

В формировании детского творчества большая роль придавалась развитию музыкальных ассоциаций. В основе их формирования лежал принцип выявления жанровых и интонационных связей, основывающихся на идее народности. Воспитание слуха учащихся на хоровых занятиях шло по пути овладения интонациями народных песен (украинских, русских, польских и др.). От накопленного слухового опыта проводились параллели к образцам классической музыки. Музыкально-ассоциативное мышление на более высокой стадии развития включало в себя распознавание стиля, характерного для эпохи и композитора, исследовался характерный для той или иной эпохи, или композитора круг интонаций.

В развитии творческих способностей сочетались эмоциональный и сознательный мотивации. В поисках приемов, обеспечивающих это направление, Б. Л. Яворский отталкивался от теории «общего эмоционального знака», выдвинутой Л. С. Выготским. В ней Б. Л. Яворский выделял однозначность эмоционального воздействия не только различных видов искусств, но и различных явлений жизни. Приступая к прослушиванию музыкального произведения, он стремился погрузить слушателя в эпоху создания произведения, приближая его к личности композитора и его настроениям. Б. Л. Яворский стимулировал эмоциональный отклик учащихся всеми средствами, куда входил рассказ о жизнедеятельности композитора, его творчестве и т.д.

В формировании выразительности, искренности передачи своего отношения к музыке Б. Л. Яворский отдавал предпочтение не только моторно-двигательным проявлениям, но и вокально-хоровому исполнительству. Большая доля музыкальной работы с учащимися лежала на хоровых занятиях, на которых большое внимание уделялось развитию творческих способностей. В вокально-хоровом исполнительстве Б. Л. Яворский видел большие возможности для творческого самовыражения. Многолетняя его педагогическая деятельность совместно с учениками показала, что развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

- накопление впечатлений;

- спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

-импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании (преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального творчества);

-создание собственных композиций, являющихся отражением какого-либо художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и т.д.; сочинение одноголосных песен, пластических композиций на музыкальные произведения, сочинение стихов, прозаических миниатюр, написание докладов по теории, постановка опер, создание оригинальных рисунков; преобладание индивидуального творчества;

-музыкальное творчество, написание песен (одно-, двух-, трехголосных), пьес для фортепиано.

Необходимо отметить, что наращивание творческой активности проходило параллельно с интенсивным приобретением знаний по сольфеджио, теории, т.е. одно способствовало интенсификации другого.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль Б.В. Асафьева в становлении отечественного музыкознания?

2. Теоретические идеи и положения в концепции Б.В. Асафьева.

3. Что лежало в основе педагогической работы Б. Л. Яворского?

4. Что считал Б. Л. Яворский важнейшим моментом в развитии творческих способностей?

5. Основные положения педагогической деятельности Б. Л. Яворского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: