Материалы и принадлежности для письма

Для удобства описания древнеегипетские принадлежности для письма могут быть подразделены на две категории, а именно: основные и вспомогательные. В число первых входят чернила, материал, на котором писали, и орудия для письма («перья»). Вспомогательными принадлежностями являются краскотерки, употреблявшиеся писцами при изготовлении чернил, пеналы для хранения перьев и сосуды для хранения чернил. Перейдем к описанию всех этих предметов.

Красящие вещества для чернил

Чернила имели вид маленьких лепешечек твердого вещества, напоминающего современные акварельные краски, и были обычно двух цветов: красного и черного, — хотя иногда на палетках можно встретить краски и других цветов. Одна такая палетка с именем Мертатона была найдена в гробнице Тутанхамона135. Первоначально на ней было шесть красок, но теперь осталось только пять (черная, зеленая, красная, белая и желтая), причем шестая, недостающая краска, почти наверное, была синей.

Краски, вероятно, изготовлялись следующим образом: мелкоистолченный краситель смешивали с камедью и водой, делали из этой смеси лепешечки и высушивали их. Пользовались ими, очевидно, так же как современными акварельными красками, то есть обмакивали перо в воду и терли им о лепешечку чернил.

Гарстанг сообщает, что он обнаружил на одной палетке Среднего царства углерод в качестве черных и красную охру в качестве красных чернил136. [546]

134 Известен только один случай применения лака в позднюю эпоху; см. стр. [538].

135 Howard Carter, The Tomb of Tut-ankh-Amen, III, Pl. XXIII (A).

136 J. Garstang, The Burial Customs of Ancient Egypt, p. 77.


По определению Лори, краски на одной египетской палетке приблизительно 400 года до н. э. состояли одна из древесного угля, другая из красной охры, третья из гипса, четвертая

"1 " 137

из синей фритты и пятая из желтой окиси свинца137.

Хейс нашел в Фивах в гробнице XVIII династии «трубочки из толстого камыша,

г " 138

содержавшие углерод, употреблявшийся для изготовления чернил»

Барту исследовал красители с нескольких египетских палеток, которые, к сожалению, не были датированы139, хотя, судя по результатам анализов, некоторые из них были очень позднего времени. Белая краска в этих случаях оказалась карбонатом кальция, в других — углекислым магнием; красная краска в одних случаях — красной охрой, в других — свинцовым суриком; коричневая — лимонитом (одна из форм окиси железа); желтая — желтой охрой, содержавшей в некоторых случаях сернокислый кальций; зеленая — толченым стеклом и синяя — фриттой. Поскольку трудно ожидать употребления свинцового сурика в Египте до римской эпохи, образец, очевидно, относится к очень позднему времени. Сернокислый кальций, найденный в составе желтой охры, был, по-видимому, естественной примесью, что же касается зеленого толченого стекла, то это, по всей вероятности, была хорошо известная нам искусственная зеленая фритта. В качестве черной краски применялся углерод.

Я исследовал девять образцов красящего вещества на палетках; один — белый эпохи Древнего царства, который оказался карбонатом кальция, и восемь — XVIII династии: один белый — сернокислый кальций, один ярко-желтый — аурипигмент (серный мышьяк), три красных — красная охра и три черных — углерод.

Известен только один опубликованный анализ чернил на документах, сделанный Визнером и приведенный им в его работе о райнеровских папирусах из Фаюма, [547] датируемых IX-XIII веками н. э.140 Визнер утверждает, что папирусы написаны двумя различными видами чернил: одни чернила имеют в своем составе углерод, другие — железо. Шубарт также упоминает два вида чернил на папирусе141 — черные и коричневые (последние относятся к IV веку н. э.), но состав чернил, коричневый цвет которых наводит на мысль о железе, по-видимому, не был установлен.

По определению Крума, черные чернила на коптских остраконах состояли в основном из углерода142.

Я исследовал различные образцы черных чернил на документах143. Сюда входит ряд остраконов неизвестной даты; ряд папирусов, относящихся к периоду от римского владычества до IX века н. э., чернила на которых во всех случаях состояли из углерода, и ряд документов на пергаменте, относящихся к VII-XII векам н. э., которые все были написаны чернилами из соединений железа.

Использованный для изготовления чернил углерод в большинстве случаев представлял собою сажу, вероятно чаще всего соскобленную с кухонной посуды, но, возможно, иногда и специально приготовленную. Обнаруженный Лори древесный уголь является исключением. Один священник коптской церкви познакомил меня со способом добывания углерода для изготовления чернил, применяющихся для написания священных текстов. Нужно положить на землю некоторое количество ладана, поставить вокруг него три камня или кирпича, накрыть их перевернутой глиняной миской, покрыть миску мокрой тряпкой и поджечь ладан. Образующийся при горении углерод откладывается на миске, после чего его соскабливают и, смешивая с гуммиарабиком и водой, превращают в чернила.

137 А. Р. Laurie, Ancient Pigments and their Identification in Works of Art, in Archaeologia, LXIV (1913),
pp. 318-319.

138 W. E. Hayes, Bull. Met. Museum of Art, New York, Egyptian Exped. 1934-1935, p. 34.

139 J. Barthoux, Les fards, pommades et couleurs dans l'antiquite, in Congres internal de Geog., Le Caire,
Avril, 1925, IV (1926), pp. 257-258.

140 J. Wiesner, Mitteilungen aus der Sammlung der Papyrus Erzherzog Rainer, 1887, pp. II—III, 239, 240.

141 W. Schubart, Einfuhrang in die Papyruskunde, 1918, p. 44.

142 W. E. Сrum, Coptic Ostraca, p. X, n.

143 A. Lucas, The Inks of Ancient arid ModernEgypt, inAnalyst, 1922, pp. 9-14.


В одной древнеарабской книге из Королевской библиотеки в Каире (к сожалению, без указания автора и даты) приводится рецепт изготовления так называемых «персидских чернил». Нужно взять финиковые косточки, положить их в глиняный сосуд, замазать сосуд глиной и поставить его на огонь до [548] следующего дня; на другой день сосуд снимают и остужают; содержимое его перемалывается, просеивается и превращается в чернила путем смешивания с гуммиарабиком и водой. Однако такие чернила должны быть низкого качества и содержать очень мало свободного углерода.

Углерод является древнейшим из известных материалов для чернил, и употребление его в Египте для письма относится ко времени до начала I династии, иными словами, до 3400 года до н. э. Петри нашел «десятки глиняных кувшинов с надписями чернилами», относящихся, «по-видимому, к середине династии, предшествовавшей царствованию Мины»144. Имеются образцы надписей черными чернилами эпохи I династии, в том числе

г 145 " 145

на кусках разбитых каменных чаш145, на куске глины, замазывающей горло кувшина145, и две —на деревянных табличках146. Правда, ни на одном из этих предметов чернила не были подвергнуты анализу, но маловероятно, чтобы они оказались не углеродом, а чем-нибудь иным.

Материалы служившие основой для письма

Материал, на котором писали древние египтяне, очень разнообразен. Сюда входят

а) кости (верблюжья лопатка с коптской надписью чернилами, хранящаяся Каирском музее);

б) глина (в Каирском музее хранится несколько табличек из высушенной глины эпохи
XI династии, некоторые — с вырезанными на них письменами, другие — с чернильными
надписями; как свидетельствуют письма из Эль-Амарны, обожженные глиняные таблички
применялись в официальной переписке между Египтом и западной Азией в эпоху
XVIII династии, причем надписи на табличках были вырезаны клинописью на вавилонском
языке); в) слоновая кость; г) кожа (в Британском музее хранится несколько египетских
манускриптов на коже147; один манускрипт [549] VI династии, развернутый д-ром Ибшером,
находится в Каирском музее); д) холст; е) металл (один образец из «бронзы» и один из
свинца, оба с вырезанными на них гиероглифическими надписями и оба — римской эпохи,
хранятся в Каирском музее); ж) папирус; з) пергамент и веллум (первый изготовлялся из ба­
раньей и козьей кожи, второй — из более тонкой кожи козлят и телят; оба начали
выделываться в очень поздний период); и) керамика; к) тростник (в Каирском музее
хранится большой расщепленный стебель тростника с коптской надписью чернилами на
внутренней стороне); л) камень (главным образом маленькие плоские куски известняка);
м) воск (пчелиный воск в виде тонкого ровного обычно окрашенного в черный цвет слоя,
нанесенного на деревянные таблички; письмена наносились на воск при помощи острого
стило, неизвестного в Египте до прихода греков и римлян) и н) дерево (как в естественном
виде, так и покрытое тонким слоем штукатурки). Основным материалом для письма был
папирус, о котором мы уже говорили в разделе о волокне148; но в маловажных случаях, когда
документ не предназначался для длительного сохранения, в дело шли более дешевые
заменители, из которых чаще всего применялись черепки разбитой глиняной посуды и
кусочки известняка; и те и другие называются остраконами.

144 W. M. F. Petrie, Abydos, I, p. 3.

145 W. M. F. Petrie, The Royal Tombs, I, pp. 15, 21.

146 W. M. F. Petrie, The Royal Tombs, II, p. 38. J. E. Quibell, Excavations at Saqqara (1912-1914), p. 6.

147 S. R. K. Glanville, The Mathematical Leather Roll in the British Museum, in Journal of Egyptian
Archaeology,
XIII (1927), p. 232. Infra-Red Photographs of Illegible Leather Manuscripts, in The British Museum
Quarterly, VIII (1933), pp. 52-53.

148 См. стр. [233].


Перья

По свидетельству многочисленных сохранившихся образцов, с очень раннего периода, приблизительно до III века до н. э., то есть в течение нескольких тысячелетий, основным орудием письма в Древнем Египте был особый вид камыша (а не тростника, как обычно говорят) Juncus maritimus, который в изобилии растет в Египте и в наши дни (обычно в соляных болотах). От этого камыша отрезались куски нужной длины, и один конец, как доказал на опыте д-р Ибшер, срезался наискось наподобие плоского долота. Более толстые линии проводились плоским концом, более тонкие — острым [550] краем. Одиннадцать измеренных мной образцов XVIII династии имели от 16 до 23 см в длину и приблизительно 1,5 мм в диаметре. Куибел измерил найденные в связке куски камыша эпохи XII династии; все они имели 40 см в длину и 2,5 мм в диаметре149. Начиная с греко-римского периода камыш уступил место тростнику Phragmites communis, который заострялся и расщеплялся, как употреблявшиеся прежде в Европе гусиные перья. Этот тростник, которым писали греки и римляне «с III века до н. э.»150, несомненно, и был тем египетским камышом, который упоминает Плиний (I век н. э.) как орудие для письма151. Петри приводит изображения целого ряда перьев римской эпохи, найденных им в Египте152. Уинлок говорит153, что «окончательный переход египтян на расщепленные перья можно с уверенностью приурочивать к переходу египетского языка на греческий алфавит в IV веке н. э.». Монахи христианского монастыря св. Епифания в Фивах пользовались расщепленными перьями в VI или VII веках н. э. «Перья были сделаны из тростника диаметром в среднем 1 см. Еще не бывшее в употреблении новое перо имело 26,5 см в длину. Старые перья так часто подтачивали, что в конце концов они превращались в короткие кусочки длиною менее 6 см... причем в кончик одного из них был вставлен деревянный удлинитель»153. Подобные перья применяются в Египте и в наши дни, хотя постепенно они выходят из употребления.

Краскотерки

Краскотерки, применявшиеся писцами для приготовления чернил, представляли собой небольшие прямоугольные куски камня с маленьким углублением в середине верхней

154 "

плоскости и несколько приподнятыми краями; кроме того, к ним прилагался маленький [551] пестик (часто конусообразной формы) из того же камня155 или небольшой шпатель.

Палетки

Палетки, изготовлявшиеся из разных материалов, были прямоугольной формы и имели впадины (обычно круглые, а иногда прямоугольные) для чернильных лепешечек, а также углубление для перьев156. Их делали а) из слоновой кости (две такие палетки были найдены в гробнице Тутанхамона157); б) из дерева; в) из дерева, покрытого золотом (образец такого рода был найден в гробнице Тутанхамона), и г) из камня, часто алебастра, песчаника, сланца или серпентина.

В гробнице Тутанхамона, помимо обычных палеток, были найдены двенадцать палеток чисто ритуального назначения158, с поддельными лепешечками красок, из которых одни были сделаны из камня, другие — из стекла, а также с поддельными стеклянными перьями.

149 J. E. Quibell, The Ramesseum, p. 3.

150 H. E. Winlосk and W. E. Crum, op. cit., pp. 93-94.

151 Plin., Nat. Hist., XVI, 64.

152 W. M. F. Petrie, Objects of Daily Use, Pl. LVIII (54, 55, 56, 58).

153 H. E. Winlock and W. E. Crum, op. cit., pp. 93-94.

154 W. M. F. Petrie, Objects of Daily Use, Pl. LVI.

155 Ibid.

156 Ibid., Pl. LVII.

157 Howard Carter, The Tomb of Tut-ankh-Amen, III, Pl. XXII.

158 Howard Carter, op. cit., p. 79.


Иногда для чернил и для перьев159 изготовлялись отдельные коробочки и пеналы. Два пенала для перьев хранятся в Каирском музее: один из них, богато украшенный, происходит из гробницы Тутанхамона157, другой, такой же формы, но более скромно орнаментированный, был найден Картером за много лет до раскопок этой гробницы160.

Чернила для меток

Говоря о чернилах, можно упомянуть, что египтяне часто метили «чернилами» свою полотняную одежду. Один образец их чернил был исследован д-ром Эйнсвортом Митчелом; это было какое-то свободное от углерода [552] органическое вещество, установить природу которого не удалось161. Другие образцы чернил для метки белья, исследованные тем же Митчелом, были взяты из одной гробницы II династии в Саккара и оказались окисью железа162. [553]

159 W. M. F. Petrie, Objects of Daily Use, Pl. LVI.

160 The Earl of Carnarvon and Howard Carter, Five Years' Explorations at Thebes, Pl. LXVI.

161 С. A. Mitchell, Alledged Use of Marking Ink in Ancient Egypt, in The Analyst, 1927, p. 18.

162 С. A. Mitchell, An Ancient Egyptian Marking Ink, The Analyst, 65 (1940), pp. 100-101. См. также H. E. Winlоск,
Materials Used at the Embalming of King Tut-ankh-Amen, Paper № 10, Met. Museum of Art, New York, 1941.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: