Техника безопасности. Для предотвращения несчастных случаев, травм и т.п

Для предотвращения несчастных случаев, травм и т.п. все работы должны выполняться с соблюдением специальных правил и инструкцией техники безопасности.

Различают вводный инструктаж и на рабочем месте.

Повторный инструктаж проводится через установленное время, при введении новой технологии, нового оборудования и новых правил по технике безопасности

На стройплощадках устанавливают знаки безопасности и надпись около опасных зон, строящиеся здания ограждают забором.

При работе в городе:

  1. Необходимо знать правило дорожного строительства. При работе на проезжей части необходимо одевать демаскирующую одежду и выставлять оградительные щиты. Проведение работ с интенсивным движением согласовывают с ГИБДД.
  2. По проезжей части дороги ведут измерение в ходах на встречу идущему транспорту
  3. Высоту подвески проводов ЛЭП определяют аналитическим путем
  4. При закладке временных кольев временная часть забивается вровень с землей
  5. Геодезические приборы переносят только в упаковочных ящиках, а штативы в сложенном виде
  6. Перед спуском людей в колодец нет ли в нем газа
  7. По окончании люки колодцев плотно закрывают
  8. Переходы, промеры по дорогам ведут по бровкам.
  9. При измерении лентой через рельсы электрифицированной железной дороги держат на весы.
  10. Если работы ведутся на мосту длиной более 50 м рабочие укрываются в нишах.
  11. Руководитель геодезических работ на объекте строительства обязан изучить нормы техники безопасности, провести инструктаж подчиненных и нести ответственность за их соблюдение.

(#6) Камеральное трассирование

Камеральное трассирование – проектирование трассы по топокартам, планам, аэросъемочным материалам и ЦММ.

Для данного трассирования используют карты масштаба 1:50000 и 1:25000. Трассу прокладывают участками между фиксированными точками руководствуясь проектным уклоном трассирования (imp). С этой целью вычисляют заложение «d», соответствующее заданному уклону трассирования d = h/impM, где h – сечение рельефа, 1/M – масштаб.

Используя полученное заложение на карте можно выявить участки «напряженного» и «вольного» ходов.

Напряженным ходом называются участки местности для которых усредненный уклон местности больше проектного уклона трассирования. Участки вольного хода наоборот, т.е. меньше местность, чем их трассирование. На участках вольного хода трассу намечают по желаемому кротчайшему направлению обходя контурные преграды и участки с неподходящими инженерно-геологическими условиями.

На участках напряженного хода предварительно намечают линию нулевых работ, руководствуясь которой определяют положение трассы.

Линия нулевых работ – это такой вариант трассы, при котором ее уклон выдерживается без каких либо земляных работ. Линию земляных работ намечают раствором циркуля равным найденному значению заложения, последовательно засекая соседние горизонтали и соединяя полученные точки отрезками.

Линия нулевых работ состоит из большого числа звеньев, сопряжение которых кривыми практически невозможно из-за необходимости соблюдения заданных минимальных значений радиусов кривых, поэтому ее спрямляют. После ее спрямления транспортиром измеряют углы поворота j и назначают радиуса кривых, затем от начала трассы через 100 м отмечают точки (пикеты). Этот процесс называют разбивкой пикетажа. По горизонталям определяют отметки пикетов и характерных перегибов местности, по отметкам и пикетажу строят продольный профиль, по которому проектируют высотное положение трассы.

(#7) Полевое трассирование

Полевое трассирование – перенос запроектированной трассы на местность с уточнением ее изменения и закрепление в натуре.

Трасса определяется на местности положением её главных точек:

1) начало и конец кривой (НК и КК)

2) вершин углов поворота (ВУ)

3) середина кривой (СК)

4) точки пересечения с осями сооружений

Эти точки на местности закрепляются знаками. Тип знака зависит от необходимого срока сохранности их на местности. Створные точки закрепляют вехами.

Перенос трассы с карты на местность производится либо по координатам ее главных точек, либо по данным привязки трассы к предметам местности.

Координаты точек и элементы привязки определяют по карте графическим путем. Поэтому точность переноса на местность главных точек в основном определяется масштабом карты. После перенесения точек трассы на местность, прокладывают теодолитные или полигонометрические ходы, в которые включают все упомянутые точки. В процессе этих работ между углами поворота производят «вешанье» и измерения линий, измеряют горизонтальные углы, разбивают пикетаж с отметками плюсовых точек и поперечников. При разбивке пикетажа линии измеряют мерной лентой (линией) в одном направлении, сверяя значения по нитяному дальномеру. Пикеты закрепляют деревянными кольями. Рядом устанавливают «сторожок» и делают окопку.

Начало трассы обозначают ПК0. Номер следующего пикетажа означает число сотен метров трассы от ее начала. Характерно точке рельефа отмечают плюсовые точки, на которых указывают расстояния до ближайших пикетов, например ПК5+68.

При разбивке пикетов на наклонных участках в измеренные расстояния вводят поправки за наклон.

Разбивка вблизи углов поворота имеет свою специфику. Пикетаж невозможно разбить по кривой. Кривые могут быть постоянного радиуса или с переменным.

По измеренному значению угла j и принятому R вычисляют:

1. тангенс (T),

2. длину кривой (К),

3. биссектрису (Б),

4. домер (Д),

НК = ВУ – Т

КК = НК + К

СК = НК + К/2

Контроль: КК = ВУ–Д+Т, СК = КК – К/2

#8 Виды линейных сооружений. Основные элементы трассы

Одним из инженерно-геодезических изысканий является трассирование.

Трассой называется ось проектируемого сооружения линейного типа обозначенное на местности или нанесенное на карту, фотоплан или в виде цифровой модели местности.

Основными элементами трассы являются план – ее проекция на горизонтальную плоскость и продольный профиль – вертикальный разрез по проектируемой линии сооружения.

В плане трасса состоит из прямых участков разных направлений сопрягающихся между собой горизонтальными кривыми постоянного или переменного радиуса кривизны.

В продольном профиле трасса состоит из линий разного уклона, соединяющиеся между собой вертикальными круговыми кривыми.

При построении продольного профиля трассы вертикальный масштаб для наглядности делают в 10 раз крупнее горизонтального. Для характеристики местности в направлениях перпендикулярных к трассе составляют поперечные профили в одинаковом горизонтальном и вертикальном масштабе.

К трассе предъявляют определенные требования, которые устанавливают в соответствии с техническими условиями на ее проектирование, например для дорожных трасс основные требования – это плавность и безопасность движения с расчетными скоростями, поэтому на них устанавливаются допустимые уклоны и минимально возможные радиусы кривых. На трубопроводах необходимо выдержать проектные уклоны при допустимых скоростях течения. Степень искривления трассы определяется значениями углов поворота.

Углом поворота трассы называется угол j с вершиной, образованной продолжением направлений предыдущей стороны и направлением последующей стороны.

На трассах магистралей, железных дорог, трубопроводов и ЛЭП углы поворота j не должны превышать 15-20о. Это приводит к незначительному удлинению трассы.

Трассирование – комплекс изыскательских работ по выбору трассы согласно техническим и экономическим условиям. Различают камеральное и полевое трассирование.

Камеральное трассирование – проектирование трассы по топокартам, планам, аэросъемочным материалам и ЦММ.

Полевое трассирование – перенос запроектированной трассы на местность с уточнением ее изменения и закрепление в натуре.

#11 Основные элементы кривой

см. #7. полевое трассирование

#13 Способы детальной разбивки круговых кривых. Способ прямоугол. координат

Для точного обозначения на местности криволинейного участка трассы строят на кривой дополнительное число промежуточных точек с таким расчетом, чтобы промежутки между ними можно было бы считать прямыми.

Для кривых радиусом менее 100 м этот промежуток принимают равным 5 м, при радиусах 100-500 м – 10 м, при радиусе более 500 м – 20 м.

Самым распространенным способом детальной разбивки кривых является

способ прямоугольных координат x и y:

x1 = R sinj

y1 = 2R sin2j/2

x2 = R sin2j

y2 = 2R sin2j

Принимаем начало координат условной системы начало кривой НК, а за ось абсцисс tgT для построения точек 1 и 2, а за ось ординат – радиус. От начала кривой откладывают вдоль абсциссы отрезки x1 и x2, а по ординаты y1 и y2. Те же действия выполняют до конца кривой.

Поперечники на кривых строят перпендикулярно к трассе данной точки. Поперечники разбивают на пикетах и плюсовых точках. Длины поперечников должны быть несколько больших размеров проектируемых сооружений, их разбивают на 10-30 м в каждую сторону от трассы. Для составления продольного и поперечного профиля по пикетажу трассы и поперечникам, а также для определения отметок постоянных и временных реперов вдоль трассы производят техническое нивелирование. Нивелирование по трассе делают в два нивелира.

1) нивелируют все пикетные точки и плюсовые, а также геологические выработки и реперы

2) нивелируют для контроля реперы связывающие пикеты и поперечники.

Километровые пикеты и реперы нивелируют как связующие точки обоими нивелирами. Нивелирные хода привязывают к реперам ГНС, невязка в ходе между реперами нивелирной сети не должна быть более , а расхождение в случае превышений полученных по результатам нивелирования двумя нивелирами не должна превышать:

#24 Плановая разбивочная основа на стройплощадке. Строительная коорд. сетка

Возведение современных крупных объектов требуют точного соблюдения проектной схемы геометрически и технологически связанных между собой сооружениями. Это требование может быть выполнено при наличии на стройплощадке пунктов геодезической разбивочной основы, обеспечивающей взаимную увязку всех проектных элементов комплекса и получения исходных данных для выноса в натуру.

Геодезическая разбивочная основа создается согласно генплану строительства в виде сетей триангуляции, полигонометрии, трилатерации, нивелирования, а также специальных геодезических построений – строительной сетки и системы «красных линий».

Строительная координатная сетка – система квадратов и прямоугольников со сторонами 100-200 м параллельными основным осям сооружений. Ее проектируют на генплане, размещая стороны фигур по возможности ближе к проектируемым сооружениям. За начало координат условной системы для удобства вычислений выбирают пункт сетки, расположенный в юго-западном углу стройплощадки.

Разбивку строительной сетки начинают с выноса в натуру двух главных направлений ON, OM. Для этого предварительно вычисляют разбивочные элементы: j1, j2, j3 и l 1, l 2, l 3, используя при этом определенные графические координаты пунктов M и N и заданные координаты пунктов п.3, п.4, п.5. Параллельно направлениям OM и ON разбивают с точностью 1:1000 все запроектированные фигуры сетки и закрепляют их временными знаками. Далее определяют фактические координаты этих знаков любым из способов или засечками. По разностям фактических и проектных координат определяют элементы редукции, редуцируют пункты сетки на проектное положение и закрепляют их постоянными знаками.

Разбивка сооружений от строительной сетки выполняется способом прямоугольных координат.

Геодезическая подготовка проекта. Координаты одного из разбивочных пунктов определяются графически, а координаты остальных вычисляются по заданным в проекте размерам и расстояниям: x2 = x1 + a, y2 = y1 + b.

#25 Система красных линий застройки

Возведение современных крупных объектов требуют точного соблюдения проектной схемы геометрически и технологически связанных между собой сооружениями. Это требование может быть выполнено при наличии на стройплощадке пунктов геодезической разбивочной основы, обеспечивающей взаимную увязку всех проектных элементов комплекса и получения исходных данных для выноса в натуру.

Геодезическая разбивочная основа создается согласно генплану строительства в виде сетей триангуляции, полигонометрии, трилатерации, нивелирования, а также специальных геодезических построений – строительной сетки и системы «красных линий».

Красными линиями называют границы между всеми видами улиц и основными градообразующими элементами: зонами жилой застройки и водных бассейнов, промышленной и зелеными зонами.

Здания вдоль улиц размещают по линии застройки, которая отступает от красной линии в глубь территории микрорайона не менее чем на 6 м на магистральных улицах и на 3 м на жилых зонах.

#26 Высотная разбивочная основа на стройплощадке

(см. рис. к плановой разбивочной основе)

Отметки пунктов высотной разбивочной основы определяются нивелированием IV класса. Они используются при разбивке элементов сооружений по высоте. Пункты ГНС дополняются строительными реперами из расчетов не менее 2-х для каждого объекта строительства, а для многосекционных зданий по одному строительному реперу на каждую станцию.

#27 Сущность, этапы и точность перенесения объекта на местность

Перенесение проекта сооружения на местность выполняется в 3 стадии:

1) основные разбивочные работы – вынос главных и основных осей, рытье котлованов и траншей, монтаж фундаментов и стен подвала с перекрытиями, прокладка труб канализации. Заканчивается подземная часть (нулевой цикл) строительства до нулевой отметки, за которую принимают уровень чистого пола первого этажа. Требования к точности на 1 стадии не высоки.

2) от закрепленных на местности главных и основных осей разбиваются промежуточные оси сооружения, от них разбивают и закрепляют основные точки и отметки для установки в проектное положение строительных конструкций.

3) разбивка монтажных оси и геодезический контроль за установку технологического оборудования в проектное положение. Требования здесь высокие, поскольку монтажными осями определяется взаимное положение конструкций и технологического оборудования.

1) Допуск Δ0 точности перенесения на местность проекта относительно пунктов разбивочной основы.

2) Δ точности во взаимном положении зданий, сооружений и детальной разбивки их точек относительно главных или основных осей, его называют строительным допуском.

При детальной разбивке здания точность разбивки должна превышать точность плана в 4 раза.

Элементы геодезических разбивочных работ (# 28, 29, 30, 31)

#28 Перенесение горизонтального угла с обычной и повышенной точностью

Простая разбивка.

Установив теодолит в точку B ориентируют его лимб по направлению BA. Откладывают проектный угол b и фиксируют на местности шпилькой сторону BC1. Для исключения коллимационной ошибки переводят трубу через зенит и откладывают угол b при КП. Получают BC2. Разделив расстояние C1C2 пополам принимают биссектрису BC0 за вторую сторону проектного угла.

Повышенная точность (способ редуцирования).

Построенный угол ABC несколько раз измеряют и находят его среднее значение βср. Сравнивая величину βср. с проектной βпр. находят угловую редукцию Δβ” = βпр. – βср. и соответствующую ей линейную редукцию: где L – измеренная длина BC.

Отложив q перпендикулярно BC фиксируют точку C0. Угол C0BA есть проектный угол βпр.

#29 Перенесение проектной длины линии

От точки A в заданном направлении AB откладывают приближенное значение проектного расстояния.

Закрепляют его в точке B’ и многократно измеряют рулеткой. В вычисленное среднее значение длины отрезка AB’ = L’ вводят поправки:

1) за компарирование: ΔL’k = (l-l0)/ l * L’,

где l – факт. длина рулетки, l0 – номинальная его длина.

2) за температуру: ΔL’t = d*L’*(t-t0)

где d – коэф. линейного расширения стали, t – при измерении, t0 – при компарировании.

3) за угол наклона: ΔL’ν = h2/2L’2

где h – превышение между концами линии.

Факт. отложение будет: L = ΔL+ΔL’k+ΔL’t–ΔL’ν

Значение поправки в расстояние: ΔL = L–Lпр., где Lпр. – проектное расстояние.

#30 Перенесение на местность точки с проектной отметкой

Проектные отметки выносят в натуру от ближайшего репера способом горизонта прибора.

Задача сводится к определению отсчета по рейке в заданной точке (Hпр.). Установив рейку на репер с отметкой HRP. берут по ней отсчет «а» и вычисляют отметку горизонта прибора: H i =HRP+a

Отсчет «в» по рейке соответствующий Hпр.: в = H i –Hпр.

Перемещают рейку вверх или вниз над заданной точкой до получения вычисленного отсчета «в», после чего фиксируют положение пятки рейки на забитом рядом колышке.

В процессе геодезических работ проектную отметку приходится передавать не только вниз, но и наверх. В этом случае проектная отметка будет превышать значение горизонта прибора и проектный отсчет «в» станет условно отрицательным. Это означает, что рейку необходимо расположить «нулем» вверх и перемещать по вертикали до получения этого отсчета.

#31 Построение линии с проектным уклоном с испол. нивелира и теодеолита

1) при помощи нивелира

C начала конечной точки линии AB устанавливают на проектные отметки если дана H а и проектный уклон i пр., то отметку другой точки вычисляют по формуле: H в =H а+ i пр.* L AB, где L – проектное расстояние AB.

На точках A и B устанавливают нивелирные рейки. Затем наклоняя нивелир двумя подъемными винтами, методом приближения добиваются, чтобы отсчеты по рейкам стали одинаковыми. В этом случае визирная линия трубы нивелира будет иметь проектный уклон. Далее устанавливают рейку в створе линии AB

(≈ через 5м), добиваясь, чтобы отсчет по ней был равен отсчету на конечные точки. Пятки рейки будут определять точку линии проектного уклона. Эти точки фиксируют колышками.

2) при помощи теодолита

Теодолит устанавливают в начальной точке с проектной отметкой и измеряют высоту прибора. На вертикальном круге с учетом места нуля устанавливают отсчет в градусной мере равный проектному уклону. Линия визирования трубы будет фиксировать угол наклона ν, равный i пр. Выполняют те же операции, что и при использовании нивелира.

Способы и точка разбивки осей

#33 Главные и основные оси зданий

Главными осями являются две взаимно перпендикулярные оси симметрии сооружения I-I, II-II.

Основные оси: А-А, Д-Д, 1-1, 4-4 – являются контуром сооружения. В пределах этого контура проходят параллельные основным осям продольные и поперечные промежуточные оси Б-Б, Г-Г, 2-2, 3-3 определяющие внутреннее положение частей сооружения.

При геодезическом контроле установки оборудования пользуются монтажными осями смещенными параллельно основным осям на некоторое расстояние.

Геодезическая подготовка проекта:

1) вычисление координат пересечений осей сооружения в принятой системе координат

2) по вычисленным проектным координатам находят разбивочные элементы (дир. углы a и D. Определяем положение этих точек относительно пунктов геодезической разбивочной основы.

Вынос проекта в натуру выполняется в 3 стадии:

1) основные разбивочные работы – вынос главных и основных осей

2) от закрепленных на местности главных и основных осей разбиваются промежуточные оси сооружения

3) разбивка монтажных оси и геодезический контроль за установку технологического оборудования в проектное положение

#34 Перенесение осей полярным способом

Применяется когда сооружение находится вблизи геодезической разбивочной основы и местность удобна для выполнения линейных измерений. По заданным или определенным графически координатам точки С и известным координатам пунктов I и II вычисляют разбивочные элементы:

1) дирекционный угол

2) полярное расстояние

3) полярный угол

Положение точки С на местности определяют установив над пунктом I теодолит и отложив к направлению I-II угол j от пункта I расстояние L.

Схема разбивки здания полярным способом:

Оценка точности положения точек вынесенных в натуру способом полярных координат:

где mL и mj – СКО отложения расстояния и угла.

mф – СКО фиксации разбиваемой точки.

#35 Перенесение осей способом прямой угловой засечки

При значительных расстояниях от исходных пунктов до проектной точки её положения определяют пересечение сторон I-C; II-C и углов j1 и j2 отложенных одновременно двумя теодолитами от базиса в.

Контроль положения точки C осуществляется визированием с пункта III под вычисленным углом j3. Разбивочные углы j1, j2, j3 находят из ОГЗ по координатам исходных пунктов. Ошибка определения точки прямой угловой засечки вычисляется по формуле:

#32 Способ прямоугольных координат

Вдоль заданного направления I-II откладывают ординату точки C (Yc), конец линии закрепляют точкой М. В точку М устанавливают теодолит и при двух положениях круга строят перпендикуляр по направлению которого откладывают абсциссу точки С (Xc). СКО разбивки точки определяют по формуле

#36 Способы линейной и створной засечки

Линейная. Сущность способа состоит в определении положения точки C пересечением отрезков заданной длины L1 и L2 от концов базиса. Точность разбивки точки этим способом определяется формулой:

Створная. Сущность способа состоит в определении проектной точки на пересечении взаимно перпендикулярных визирных лучей по сторонам I-I’ и II-II’.

#38 Геодезические работы при сооружении котлованов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: