Глава 10. Геополитика и общественное развитие Японии

Геополитика и общественное развитие Японии

Современное положение Японии, ее политическая роль в мире со­вершенно не соответствуют достигнутой экономической мощи Страны восходящего солнца. В конце XX в. политические условия, навязанные Японии США после поражения в войне 1941—1945 гг., значительно огра­ничивают ее свободу в выработке собственной внутренней и внешней по­литики, в выборе геополитического пути. Это касается и геостратегических отношений Страны восходящего солнца с ее ближайшими соседями, включая и Россию.

Земля духов

Один из основателей геополитики Карл Хаусхофер относил Японию к «островным странам с континентальным типом мыш­ления». Немецкий ученый полагал, что Япония представляет собой полную противоположность другого островного государва — Англии. Оснований для такого противопоставления было немало. Англия всегда отгораживалась от Европы, противопос­тавляла себя ей. Япония, напротив, поддерживала тесные связи с Азией, в большей степени с азиатским Китаем, с Кореей и обязана континенту практически всем — от письменности до орудий труда и производства. В духовной жизни эту связь про­следить тоже нетрудно: древние сакральные тексты «Кодзики» (записан в 712 г.) и «Нихон секи» — средоточие японской традиции — во многом заимствованы из китайского, корейского, а также индийского и малазийского духовного богатства.

Безусловно, это заимствование было обогащено и адаптиро­вано к особенностям национального самосознания, переработано им и в результате приобрело самобытную сущность. И япон­цы не без оснований считают свою страну родиной сакрального, «землей духов», Страной восходящего солнца, «страной духов­ного изобилия». Для них Япония — символический онтологиче­ский пояс. Философские взгляды японцев характеризуются самоуглубленностью, предельной сосредоточенностью, медиатив­ной направленностью. Такая «философия жизни», основанная на одном из течений буддизма — «дзен» — сформировала стиль мышления, образец жизни японцев. Предметы быта, обыденные житейские дела (чайная церемония, искусство бонсай — выра­щивание мини-деревьев — традиция, пришедшая в VI в. из Ки­тая, и др.) стали действенной формой медитации, носят яркий отпечаток сакрального, подчеркивающего мысль о слиянии че­ловека с природой, с духом Земли, с Космосом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: