Становление Русского государства. Первые князья

Согласно летописям правление Рюрика продолжалось до 979г., года смерти первого правителя Древнерусского государства. После смерти Рюрика правителем стал князь Олег, правивший от имени князя Игоря, малолетнего сына Рюрика. Олег был согласно летописи родственником Рюрика и, соответственно, Игоря. По всей видимости, Олег сам был знаменитым военным предводителем среди скандинавов, возможно, конунгом, поэтому и самого Олега стали именовать князем. Именно при Олеге Русь превратилась в обширное и сильное государство, которое могло даже навязывать свою волю Византийской империи, наиболее влиятельному государству того времени. В 982 году Олег подчинил своей власти Киев и фактически превратил этот город в новую столицу государства.

Согласно летописи, Киевом до этого правили князья Аскольд и Дир, которые были ранее соратниками Рюрика, но, поселившись в Киеве, стали править им как самостоятельные князья. Князь Олег выманил их из города и казнил, обвинив в незаконном присвоении себе княжения. По мнению некоторых исследователей, Аскольд и Дир были князьями славянского происхождения и Олег, захватывая Киев, отнимал его у законных правителей. Как бы то ни было, Олег подчинил себе Киев, находившийся на территории, где жили поляне, а также земли кривичей, полынян, дреговичей, родимичей, северян и древлян. Государство Олега простиралось от Онежского озера на Севере до Киевской земли на юге. На этой территории находилась значительная часть торгового пути "Из варяг в греки" и контроль за этой торговой магистралью соответствовал экономическим и иным интересам государства и его граждан.

Разумные государственные деятели всегда стремились покровительствовать торговле, торговым связям, торговым путям, старались обеспечить безопасность последних. Ранее уже говорилось о том, что торговые пути способствуют экономическому и культурному процветанию народов. Но торговые пути и их безопасность способствуют и укреплению государственных органов власти. Эти органы, их аппарат, военные и управленцы живут за счет налогов. Налоги - это часть дохода, которую регулярно отдают граждане или подданые государства на содержание властей и общегосударственные нужды. Во времена первых русских князей налоги называли данью. Наиболее распространенными были два вида дани:

1. Дань, собираемая со своих подданных за их охрану, за поддержание порядка.

2. Дань, полученная в виде военной добычи после удачных военных экспедиций против ближних или дальних соседей

Был распространен еще один способ содержания государственного аппарата: дань, собираемая с купцов, с тех людей, которые провозили товары по торговым путям, то есть торговая пошлина

Военная добыча, дань, всегда была делом ненадежным и даже в случае удач и побед за нее приходилось платить кровью. Взимая дань со своих подданных, приходилось держаться в разумных пропорциях, поскольку, взымание слишком большой дани могло привести к недовольству и даже бунту, что и произошло, в конце-концов с князем Игорем, преемником Олега. Торговые пошлины были надежнее.

Не случайно, князь Олег в 907г. предпринял военный поход на Византию. Последняя в то время контралировала значительную часть пути "Из варяг в греки", поскольку Византии принадлежали западное и южное побережье Черного моря, южный берег Крымского полуострова, и, самое главное, проливы из Черного моря в Средиземное. Собственно, Константинополь и располагался в районе самого восточного пролива, Босфора. Поход 907 года был тщательно подготовлен Олегом, в нем участвовало около 2000 судов и множество воинов. Сам Константинополь трудно было захватить, и Олег в знак военной победы прибил свой щит к воротам столицы Византийской империи. Но в целом поход был удачным. Результатом этого похода стало заключение торгового договора между Византией и Русью. Согласно этому договору русские купцы получали право вести свои торговые дела без уплаты дополнительных пошлин на территории империи. Подобный договор, конечно, способствовал не только обогащению купцов, но и экономическому благополучию и Русского государства, и его подданных.

Князь Олег умер в 912 году и правителем Руси стал повзрослевший Игорь. Игорь также предпринял поход на Византию, правда, не столь удачный, как поход Олега. Но главная неудача Игоря была связана с процедурой взимания дани со своих собственных подданных. Сбор подобной дани называли в X веке полюдье, поскольку князь и его дружинники объезжали регионы государства, и на месте собирали с людей дань. Согласно летописям, сбор дани Игорем в 945 году закончился трагически. Собрав дань с древлян, князь Игорь по совету и желанию части своих дружинников решил вернуться и собрать дополнительную дань. Древляне возмутились и убили князя.

После Игоря князем должен был стать его сын Святослав, но он был молод для правления, как и сам Игорь во времена правления Олега. От имени Святослава стала править его мать Ольга. Княгиня Ольга, согласно летописям, жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа, князя Игоря. Но взымание дани стало с того времени более упорядочено.

Примерно с 960 года Святослав стал править самостоятельно. Это был очень храбрый человек и талантливый полководец. Но, судя по летописям, его государственные способности уступали военным. Вершиной военных успехов Святослава стало поражение, которое он нанес в 965 году Хазарскому каганату. Вскоре после этого каганат прекратил свое существование. Казалось, благодаря крушению Хазарии, Русь получила значительные выгоды, ведь теперь открывались пути к Каспийскому морю и Волжскому торговому пути. Но Хазарское государство давно уже сдерживало и нейтрализовывало действие кочевников, которые с юга и востока порывались на северное побережье Черного и Каспийского морей. Русское государство и до разгрома Хазарии должно было заботиться о защите южных рубежей от кочевников, а после падения Хазарии набеги кочевников стали подлинным бедствием для южных регионов Руси. Характерный пример: в 968 г., когда Святослав был в очередном военном походе на Балканах, кочевники печенеги даже осадили Киев, и княгиня Ольга укоряла сына за то, что он, увлеченный дальними походами, забывает о своей земле. Святослав вернулся, снял осаду с Киева. Через два года Ольга умерла, и Святослав стал единоличным правителем.

На Балканах Святослав оказался не случайно, он вел там войны и против Византии, и в союзе с ней против дунайских болгар. Есть даже сведения, что Святослав хотел перенести столицу своего государства на Балканы, на Дунай. Эта идея не выглядит нереальной, если вспомнить, что через 750 лет после Святослава царь Петр I перенес столицу на северную окраину России. Думается, что столица на Дунае выглядела бы не хуже, чем столица на Неве. Но военные действия Святослава против Византии закончились не совсем удачно. Святослав заключил мир с императором Цимисхием, а, возвращаясь домой, погиб в сражении с печенегами на порогах Днепра в 972 г.

После Святослава осталось трое взрослых сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. Кто же из них станет князем? Самый старший, самый любимый, самый храбрый или самый способный в государственном управлении? Установленного закона или обычая назначения наследника не было, все зависело от воли Святослава. И тот избрал, наверное, наихудший вариант. Князей стало трое, и все три сына стали княжить в разных регионах Руси. Еще в 970 году, отправляясь в очередной поход на Балканы, Святослав поставил своих сыновей наместниками в разных областях. Старший Ярополк становился правителем Киева, Олег правителем Древлянской земли к западу от столицы, а Владимир стал правителем Новгорода. Следует сказать, что новгородцы сами потребовали себе правителя из семьи Святослава, не желая довольствоваться простым наместником из дружинников князя. Новгородцы даже угрожали в случае несогласия избрать себе собственного князя. Святослав был вынужден согласиться, а поскольку Олег не захотел ехать в Новгород, то правителем Новгородской земли стал Владимир.

Трудно однозначно утверждать, как представлялось дальнейшее развитие ситуации с княжением самому Святославу. Возможно, он думал, что Олег и Владимир будут подчиняться старшему, как верховному князю. Но в реальности все братья становились независимыми правителями. В выделении Святославом своим сыновьям различных земель Руси в полное правление, многие историки видели начало трагических для русского государства последствий. Например, Н.М. Карамзин в своей "Истории государства Российского" писал, что Святослав показал себя как заботливый отец, но недальновидный государственный деятель. Карамзин считал, что Святослав подал "пример несчастий, бывших виною всех бедствий России".4 Это сильнейшее обвинение Карамзин выдвинул против великого воина, поскольку посчитал Святослава создателем удельной системы, создателем несчастного обычая князей выделять часть земли Руси своим сыновьям в уделы, т.е. фактически в собственные княжества, где они могли править самостоятельно от других князей, в том числе от князя Киевского. Эта удельная система привела к дроблению Русского государства в конце XI века и особенно в XII веке.

Негативные последствия удельной системы проявили себя уже в первые годы после смерти Святослава, последовавшей в 972г. Между Ярополком, княжившим в Киеве, и Олегом, княжившим в Древлянской земле, началась вражда, закончившаяся гибелью Олега в 977 году. Владимир, узнав о гибели Олега, бежал из Новгорода и провел около двух лет в Скандинавии, в земле своих предков. Откуда он вернулся с вооруженным отрядом и снова стал правителем и князем Новгорода, изгнав наместников Ярополка. После этого он выступил в военный поход против брата во главе войска, состоявшего из новгородцев, кривичей, а также представителей племени чудь и варяжских наемников. Ярополк был вынужден бежать из Киева и укрыться в городке Родня, согласно летописи. Но, в конце-концов Ярополк был захвачен Владимиром - в результате предательства, согласно летописи. Ярополк был убит, и Владимир стал единственным правителем вновь объединенного государства. Произошло это в 980 году, и Владимир на долгие годы восстановил не только единство, но и стабильность, и экономическое благополучие Руси. И все же главная заслуга Владимира заключается не в этом, а в его деятельности, усилиях, направленных на распространение на Руси новой религии - христианства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: