Великие часы

Схема построения великих часов и изобразительных и порядок их отправления те же, что и в навечерие Рождества Христова (см. выше о празднике Рождества Христова).

На 1-м часе оставляется 5-й псалом и добавляются особые псалмы 22 и 26, в которых Церковь изображает Господа, принявшего Крещение, Пастырем, Который, по предречению Давида, "пасет... и ничтоже... лишит...". Который есть "Просвещение и Спаситель...".

Тропари указывают на разделение Иордана Елисеем милотию пророка Илии, как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, которым осветилось естество вод и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.


В паремии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа (Ис. 25 гл.), а Апостоле (Деян. 13,25-32) и Евангелии (Мф. 3,1-11) - о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и Божественном величии.

3-й час. Остается 50 псалом и добавляются два особых псалма - 28 и 41, в которых пророк изображает могущество крестившегося Господа и Его власть над водой и всеми стихиями мира: "Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии...". В тропарях раскрываются переживания св. Иоанна Крестителя: трепет и страх при Крещении Господа и явлении в этом Крещении тайны Троичности Божества.

В паремии мы слышим голос пророка Исаии, который предвидел духовное возрождение через Крещение и призывал к нему: "Измыйтеся и чисти будете" (Ис. 1,16-20).

В Апостоле говорится о различии Крещения Иоаннова и Крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), в Евангелии - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1,1-3).

6-й час. Остается 90 псалом и добавляются два особых псалма - 73 и 76, в которых царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси - Бог творяй чудеса...

Видоша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны".

В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и указывается на осуществление псаломского пророчества о том, что река остановит свои воды при вхождении в нее для Крещения Господа.

В паремии пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах Крещения и призывает верующих к усвоению ее: "Почерпите воды с веселием от источник спасения" (Ис. 12 гл.). Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6,3-12).

Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15).

9-й час. Остается 85 псалом и добавляются два особых псалма - 92-й и 113-й, в которых пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. В паремии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении (Ис. 49,8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, "спасительной всем человеком", и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2,11-14; 3,4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3,13-17).

Окончание чтения великих часов и изобразительных бывает такое же, как и в навечерие Рождества Христова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: