Уставные особенности в Неделю Антипасхи

Богослужение посвящено главным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, а в том числе и Фоме. Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба - праздника (по Цветной Триоди). Не поются и пасхальные песнопения, за исключением тропаря "Христос воскресе..." в начале и конце служб и ирмосов пасхального каноне на катавасии.

Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах (на вечерни и утрени) стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование, Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, а также часов и литургии (за исключением некоторых особенностей).

В Неделю Антипасхи, в начале великой вечерни, перед шестопсалмием, после начального возгласа литургии и после отпуста ее поется (трижды) тропарь "Христос воскресе..." (об этом подробнее см. ниже).

На утрени - "Бог Господь..." и тропарь праздника трижды: "Запечатану гробу...". По полиелее тропари: "Ангельский собор..." не поются, а сразу величание:

"Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго".

Степенна - 1-й антифон - 4-го гласа. Прокимен: "Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе". Евангелие от Мф., зач. 116-е. После Евангелия - "Воскресение


Христово" (трижды). "Слава: Молитвами апостолов....", "И ныне: Молитвами Богородицы..."."Помилуй мя, Боже...", "Воскрес Иисус от гроба...".

Канон праздника Антипасхи: "Поим вси людие..." Припев к тропарям канона: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Катавасия - пасхальные ирмосы: "Воскресения день...".

На 9-и песни "Честнейшую" не поем; диакон, совершая обычное каждение, перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: "Тебе светлую свещу". Хор продолжает: "И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем"

На литургии - изобразительны. По входе - тропарь: "Запечатану гробу...", "Слава, и ныне" - кондак: "Любопытную десницею...". Прокимен: "Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа". Стих: "Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление". Апостол -Деян., зач. 14-е. Евангелие от Иоанна, зач. 65-е. Задостойник: "Ангел вопияше... Светися, светися...".

В конце литургии вместо "Видехом Свет истинный" поется тропарь "Христос воскресе..." (один раз). По возгласе: "Слава Тебе, Христе Боже..." - "Христос воскресе..." (трижды).

Отпуст: "Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...".,Этот же отпуст бывает и на утрени до отдания Пасхи.

Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, в субботу - отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен - праздника (Недели Антипасхи) и святому.

В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечерня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: "Христос воскресе...", Трисвятое по "Отче наш", "Приидите, поклонимся..." и прочее последование 9-го часа.

На вечерни кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса".

После прокимна - сугубая ектения, "Сподоби Господи..." и просительная ектения. Далее обычное последование великой вечерни. По "Ныне отпущаеши..." - тропарь святого Минеи, "Слава, и ныне" - тропарь праздника.

В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа и великого прокимна - обычная.

Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием "РАДОНИЦА"). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включается и пасхальные песнопения.


В храме Московской духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утрени, по 6-й песни канона, священнослужители выходят на середину храма и поминают усопших, а в конце утрени совершается заупокойная лития.

После литургии бывает великая панихида. Порядок ее следующий. Начальный возглас: "Благословен Бог наш...", " Христос воскресе..." (трижды), стихи: "Да воскреснет Бог..." с пением тропаря: "Христос воскресе...". В это время - малое каждение. Мирная заупокойная ектения. Затем пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: "Упокой, Господи, души усопших раб Твоих"). После 3-й песни - малая ектения и ипакои: "Предварившия утро...". По 6-й песни - малая ектения заупокойная, кондаки "Со святыми упокой... " и "Аще и во гроб...". По 9-й песни - малая заупокойная ектения. Затем: "Плотию уснув..." и воскресные тропари: "Благословен еси, Господи... Ангельский собор...". Совершается полное каждение. Далее - стихиры Пасхи, сугубая ектения, "Премудрость", "Христос воскресе..." (трижды). Затем священнослужители запевают до половины "Христос воскресе...", а хор заканчивает, и бывает отпуст: "Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...". Далее диакон возглашает: "Во блаженном успении....". Пением "Вечной памяти" служба заканчивается.

Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь "в невечернем дни Царствия Христова".

С Фоминой Недели начинается обычное ежедневное поминовение усопших (панихиды, сорокоусты и проч.), а также совершается таинство Брака.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: