Особенности служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи

В состав воскресных богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные, 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения помещены последовательно в Цветной Триоди. Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом "Пасха", например: "канон Пасхи". Воскресные песнопения обозначаются словом "воскресны", например: "стихиры воскресны".

Песнопения Триоди обозначаются словами: "Триоди", "праздника", "праздника Триоди", "настоящия Недели", или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого, или словом "дне", например: "седален дне".

Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Преполовения, которое продолжается 7 дней) слово "праздника " указывает на песнопения Преполовения, а не Недели расслабленного или самаряныни.

Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея оставляется, за исключением служб св. вмч. Георгия, св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным) и бдением совершаются на повечериях.

В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.


Уставной порядок пения и чтения тропаря "Христос воскресе..."

От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: "Христос воскресе...".

Так, в начале всенощного бдения "Христос воскресе..." поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: "И сущим во гробех живот даровав". Перед шестопсалмием этот тропарь трижды поет хор.

На литургии, после возгласа: "Благословенно Царство...", священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: "Христос воскресе...", хор доканчивает: "И сущим во гробех живот даровав". (Царские врата в это время открываются). "Христос воскресе..." поется (один раз) также вместо " Видехом свет истинный... " и после возгласа: "Слава Тебе, Христе Боже..." (трижды). Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: "Слава Тебе, Христе Боже..." - конец обычный: "Слава, и ныне..." и прочее.

Тропарь "Христос воскресе..." поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, венчания, отпевания и других служб.

На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами "Да воскреснет Бог" поются только после стиховных (воскресных) стихир великой вечерни, причем порядок пения их таков: первая стихира воскресная, а затем пасхальная. Далее на "Слава" поется стихира снова воскресная, на "И ныне" -пасхальная "Воскресения день и просветимся торжеством...". В конце последней стихиры Пасхи "Христос воскресе" поется только один раз. На утрени в хвалитных стихирах стихиры Пасхи не поются. В седмичные дни стихиры Пасхи не поются вовсе.

На воскресном всенощном бдении, после прочтения Евангелия, "Воскресение Христово видевше... " поется трижды. В седмичные дни "Воскресение Христово видевше..." поется на утрени один раз (после кафизмы).

Канон Пасхи с Богородичными поется (в соединении о канонам Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичным тропарям припев: "Пресвятая Богородице, спаси нас". К тропарям Триоди припев: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Заключительное "Христос воскресе..." (трижды) в конце каждой песни не поется.

9-я песнь поется следующим образом. После 8-й песни -ирмос: " Светися, светися", припев "Христос воскресе из мертвых" и тропарь: "О Божественного, о любезного", затем припев и тропарь: "О, Пасха Велия"; после этого Богородичны тропаря с припевом: "Пресвятая Богородице, спаси нас" и затем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

После канона - светилен Пасхи и Триоди.

В седмичные дни канон Пасхи не поется, но и в полиелейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичные дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) "канона праздника" следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Триоди канон настоящей Недели


(Фоминой, жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его).

Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи "Честнейшую" не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ирмос 9-й песни. Но в седмичные дни "Честнейшую" поется.

Экзапостиларий "Плотию уснув" поется в тех же неделях, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и экзапостилария царския врата открыты.

На 1-м часе принято петь вместо "Взбранной Воеводе..." кондак: "Аще и во гроб..."

В воскресные и седмичные дни - в период пения Цветной Триоди - на литургии поются изобразительны.

После малого входа (в воскресенья) - тропарь воскресный, "Слава" - кондак Триоди, "И ныне" - кондак Пасхи. Вместо "Достойно" - "Ангел вопияще... Светися, светися...".

Причастен Пасхи - "Тело Христово приимите" (во все дни от отдания Пасхи, кроме седмиц Фоминой и Преполовения с его попразднством).

В воскресные и седмичные дни отпуст воскресный: " Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш...". Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отдания Пасхи.

Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Троицы Устав отменяет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: