На великой вечерни, среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: "Царю Небесный... " (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на "И ныне"). По "Ныне отпущаеши", на "Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника, глас 8-й:
"Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе".
На утрени, по полиелее, величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим". Прокимен: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву". Стих: "Господи, услыши молитву мою...". Евангелие от Иоанна, зач. 65-е.
"Воскресение Христово видевше..." - не поется. Канонов два: Космы Маиумского "Понтом покры" и Иоанна Дамаскина "Божественным покровен...". К тропарям припев:
"Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". Катавасия - ирмосы второго канона.
По 3-й песни - седален праздника, по 6-й песни - кондак, гл. 8: "Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всосвятаго Духа" и икос. На 9-й песни вместо "Честнейшую" поется припев:
"Апостолы сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый". И затем - ирмос 1-го канона. Этот же припев поется и ко всем тропарям обоих канонов.
Катавасия поется второго канона: "Радуйся Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витействовати не могут Тебе пети достойно: изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим".
Этот же ирмос служит вместо "Достойно" на литургии.
"Свят Господь Бог наш" не поется.
На литургии - антифоны праздника. Входный стих:
"Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоим и поем силы Твоя". Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся ". Прокимен: "Во всю землю изыде вещание их..."
(Этот прокимен поется до отдания - см. Типикон). Апостол Деян., зач. 3. Евангелие от Иоанна, зач. 27-е. Причастен: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву".
Задостойник: "Радуйся, Царице..." (поется до отдания праздника).
В конце литургии, после возгласа: "Спаси, Боже, люди Твоя...", в первый раз после Великой Субботы поется: "Видехом свет истинный...". Отпуст праздничный (см.: Служебник).
К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии.
На вечерни к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием) и великий прокимен: "Кто Бог велий..."
На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленоприклонением; колена преклоняются впервые после Пасхи. Молитвы читаются в следующие моменты: первая - сразу же после великого прокимна: " Кто Бог велий...", вторая - после сугубой ектении: "Рцем вси..." и третья - после "Сподоби, Господи...".
Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу.
После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением:
"Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию".
После молитв - просительная ектения: "Исполним вечернюю..." стиховные стихиры и обычное окончание вечерни.
Отпуст на вечерни - особый (см.: Служебник).
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА ("Духов день")
Песнопения в этот день те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу.
Всенощного бдения на день Святого Духа, по Уставу, не полагается, но в практике в этот день совершается служба, как в день святой Пятидесятницы. На утрени полиелея нет.
"Честнейшую" не поется (поется ирмос 9-и песни). В конце утрени - великое славословие.
На литургии поются изобразительны.
Произносится входной стих, как в день Пятидесятницы, но вместо "Елицы..." - "Святый Боже...". Отпуст - дня Пятидесятницы.
Попразднство Пятидесятницы - 6 дней. Отдание праздника бывает в следующую субботу. На литургии (до отдания праздника) по входе: "Приидите, поклонимся... Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа".
Седмица по Пятидесятнице сплошная: пост в среду и пятницу отменяется.
Такое разрешение поста установлено Церковью в честь Святого Духа и семи Его
даров.