Вопрос.Франчайзинг

Одной из смешанных форм крупного и мелкого предпринимательства является франчайзинг (от англ, franchising - при вилегия).

Франчайзинг - - это контракт, по ко­торому торговец принимает на себя обязательства реализовы­вать товар или услуги под фирменным знаком и по правилам головной компании. Франчайзинг предполагает создание широкой сети однородных предприятий, которая носит название Франшиза. Франшиза обусловливает участие двух сторон.

Франчайзер как владелец генеральной лицензии является ор­ганизатором всего дела. Он контролирует технологию ведения бизнеса, обеспечивает стартовым капиталом, помогает в мар­кетинге и бухгалтерии, поставляет необходимые продукты, сырье, материалы, оборудование.

Франчайзи как предприни­матель осуществляет текущую деятельность, однако его фир­ма существует не как самостоятельный субъект хозяйствова­ния, а как элемент единого комплекса, объединенного фран­чайзером.

Важнейшее усло­вие франшизы - это единые цены, которые централизованно регулируются головной компанией.

Преимущества для франчайзера состоят в том, что фран­чайзинг дает для него возможность увеличить количество хо­зяйствующих субъектов, реализующих или производящих то­вар или услугу, не требуя для этого больших собственных капи­талов. При этом контрактные обязательства гарантируют, что франчайзи будут работать в строгом соответствии со стандарта­ми франчайзера. Расширяется для франчайзера перечень воз­можных источников доходов, а если учесть, что франчайзи за­интересованы в максимизации прибыли, то и головная компа­ния будет иметь стабильный доход.

Недостатки для франчайзера связаны с тем, что он может потерять некоторый контроль. Не всегда франчайзи работают в строгом соответствии стандартами франчайзера, что может сказаться на репутацию торговой марки. Франчайзер не может быть полностью уверен в правдивости отчетов франчайзи об их деятельности.

Преимущества для франчайзи:

нет необходимости тратить значительные средства на рекламу товаров или услуг, поскольку они имеют дело с известной торговой маркой, широко рекламируемой en мим франчайзером. Франчайзи получают постоянную помощь и консультации по обустройству точек, оперативного управления и учета и т.д. Они получают значительную экономию от централизованных закупок сырья или товаров, поскольку массовые закупки для них производит франчайзер.

Недостатки для франчайзи в основном связаны с ограничением степени их самостоятельности. Иногда это приводит к потере прибыли, как в ситуации, когда отдельные товары или и ингредиенты приобретаются у франчайзера, хотя на месте могли бы быть закуплены значительно дешевле. Часто предприниматели, приобретающие франшизу, рискуют, ибо реальные объёмы продаж могут оказаться значительно меньше, чем предсказывал владелец франшизы при заключении контракта.

Формы франчайзинга:

1. система розничных торговцев под эгидой про­изводителя.

2. система оптовых тор­говцев под эгидой производителя.

3. система розничных торговцев под эгидой фирмы сферы услуг.

Основные факторы, учитываемые при продаже и приобретении франшизы

Вопросы, которые должен выяснить потенциальный франчайзи, должны сводиться к следующему:

1. насколько преуспевают другие предприниматели, которые уже сотрудничают с данной компанией;

2. хватит ли той суммы, которую должен вложить предприниматель, приобретая франшизу для успешного ведения бизнеса или потребуется дополнительный собственный и заемный капитал;

3. насколько строго франчайзер относится к проблеме отбора франчайзи или им может стать любой предприниматель, про следующий цели сиюминутной выгоды;

4. насколько быстро и выгодно в случае необходимости мол но продать торговую точку, работающую на условиях франчайзинга;

5. насколько стабильным может быть спрос на товары или ус­лугу в длительной перспективе.

Вопросы, которые должен выяснить франчайзер, прода­вая франшизу, следующие:

1. стабилен ли спрос на данный товар в регионе и сохранится ли он в перспективе;

2. в какой мере эластичен спрос и в какой мере уровень дохо­дов населения региона позволит регулярно приобретать предла­гаемые товары или услуги;

3. кто входит в состав основных конкурентов и возможно ли появление товаров-субститутов;

4. какова деловая репутация фирмы, имеющей намерения приобрести франшизу, и ее владельцев;

5. насколько экономические условия и правовая база региона или страны, которые представляет потенциальный франчайзи, обеспечит нормальное ведение бизнеса.

И потенциальный франчайзер, и потенциальный франчайзи, сталкиваются с проблемой прогнозирования предпринимательского риска, и этот риск тем больше, чем полнее вкладываемый капитал. Вступительный взнос, который должен внести франчайзи, колеблется в очень значи­тельных пределах и зависит от затрат на организацию франши­зы.

Одновременно с установлением вступительного взноса опре­деляется перечень услуг, которые представляет франчайзер. Обычно данный перечень включает:

подбор и оценку месторасположения будущей франчайзинговой точки;

финансирование или помощь в заключении лизингового контракта;

передачу комплекса предметов корпоративной идентифика­ции, а также внешнее оформление и дизайн;

организацию рекламы, в том числе обоснование и выбор ка­налов ее распространения;

первоначальное обучение персонала, а также консультации и помощь при открытии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: