Финансовая система и государственный бюджет. Дефицит бюджета и государственный долг

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Основные принципы построения бюджета:

Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты - учет всех затрат и поступлений по каждой статье бюджета.

Принцип реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности - обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Бюджет выполняет следующие функции:

·распределительную (через бюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);

·контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);

·регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т. е. сбалансировать экономику).

Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако это достигается не всегда.

Дефицит государственного бюджета - величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы. Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило, он идет на покрытие государственного долга.

Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, - это государственный долг.

Государственный долг - сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования государства.

Теория налогов. Налогообложение: принципы, классификация. Кривая Лаффера. Бюджетно-налоговая политика

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему.

В современных условиях налоги выполняют следующие функции:

Ø фискальную – формирование ресурсов государства, территорий и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов. Данная функция призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства;

Ø распределительную – перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, распределение налогового бремени между социальными группами;

Ø регулирующую – избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса;

Ø контрольно-учетную – учет использования экономических ресурсов, доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, направления и размеров движения финансовых потоков;

Ø стимулирующую – снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений, проведение НИОКР),

Ø ограничительную – сдерживание развития или размещения производства некоторых видов продукции, защита определенных отраслей посредством ограничения импорта товаров.

Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени. Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков. Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, которые понятны и налогосборщикам, и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: