Смысл речи часто теряется, если в предложении пропущено то или иное слово. Это явление называется речевой недостаточностью. Речевая недостаточность, вызванная пропуском нужного слова, нередко порождает неясность высказывания. (Например: «Он помогал родителям в поле, хотя шел всего одиннадцатый год». Надо было написать: ему шел одиннадцатый год.).
Пропуск нужного слова может вызывать логические ошибки, которые приводят к алогизму. (Например: «Язык героев Шолохова не похож на героев других писателей». В данном случае можно сравнивать язык героев Шолохова, а точнее их речь, только с речью героев других писателей.)
Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий.
В результате пропуска слова в тексте нередко происходит подмена понятий. (Например: «Больные, не посещавшие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив». Речь в данном случае идет о карточках больных.)
Явление, противоположное речевой недостаточности, – речевая избыточность – повторная передача одной и той же мысли. Часто многословие встречается при навязчивом объяснении всем хорошо известных истин. (Например: «Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке сохраняется до глубокой старости».)
|
|
Речевая избыточность может принимать форму плеоназмов, которые часто проявляются при соединении однозначных слов. (Например: долгий и продолжительный, краткий и мгновенный, облобызал и поцеловал.)
Плеоназм – употребление ненужных уточняющих слов.
Тавтология – повторное обозначение другими словами уже названного понятия. Тавтология является разновидностью плеоназма.
Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов,
(Например: рассказать рассказ; спросить вопрос.)
Сравните:
1. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега. | 1. В минувшие дни прошли обильные снегопады. |
Общая характеристика морфологических норм.