Основные (ключевые) понятия: диафрагмальное дыхание, фонационное дыхание, диафрагма, вдох, выдох, дыхательная опора.
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя проходит через гортань с голосовыми складками, попадает в ротовую полость, где с помощью артикуляционных органов происходит образование соответствующего шума.
Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного физиологического дыхания. Отношение фазы вдоха к фазе выдоха при физиологическом дыхании по времени колеблется от 1:1,1 до 1:2. При фонационном дыхании это соотношение составляет 1: 6-8.
Вне речи продолжительность выдоха и вдоха примерно одинакова. Таким образом, для речеобразования необходимо выработать сильную, направленную воздушную струю.
Развитие речевого дыхания осуществляется поэтапно:
I. Постановка диафрагмального типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
При диафрагмальном типе дыхания происходит полное расширение грудной клетки, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих. Таким образом, диафрагмальное дыхание является наиболее глубоким, сильным, экономичным для производства речи.
|
|
Данный этап формирования дыхания заключается в выполнении комплекса физических упражнений. Различают статические и динамические упражнения. Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями. Их цель - выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого диафрагмального типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.
Упражнения включают дутье на вату, воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игру на детской дудке, свирели, губной гармонике (что развивает губную мускулатуру и оживляет кинестетические ощущения от выдоха).
Для автоматизации диафрагмального дыхания на фоне выдоха длительно произносятся гласные звуки (шепотом и громко), щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко), звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными, глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах (шепотом и громко), звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах. Таким образом, в сочетании артикуляционных и несложных дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.
|
|
II. Дифференциация ротового и носового выдохов
Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.
В результате выполнения упражнений на дифференциацию ротового и носового выдохов пациент учится ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Для работы над дыханием на этом этапе рекомендуется выполнять три комплекса упражнений. После того как отработаны упражнения первого комплекса, необходимо последовательно переходить к следующему комплексу.
Первый комплекс направлен на формирование фиксированного (плавного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков (ф, фь, в, вь, с, сь, з, зь, ш, ж, щ, й, х, хь). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:
· Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
· Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать и открыть ноздри.
· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос с голосом (м).
· Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть носом (рот не закрывать).
· Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко открыт) сначала без голоса, затем с голосом (а_______).
· Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (ф__________).
· Вдохнуть через нос, плавно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
· Вдох через нос, выдох — высунуть широкий язык, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Второй комплекс предназначен для формирования форсированного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков (п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:
· Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.
· Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!).
· Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
· Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом (рот не закрывать).
· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).
· Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы
рта, сначала через правый, затем через левый.
· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть через «трубочку» (у! у! у!).
Третий комплекс направлен на формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение необходимо для произнесения аффрикат (ц, ч) и групп согласных звуков разного способа образования (тс, пл, вр, тр, др и т.д.). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:
· Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (ф! ф! ф_________________).
· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (У________у! у!).
· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходящий в плавный выдох (у! У! У_________).
· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлиненно выдохнуть через нос с усилением в конце с голосом (м______________ м! м!).
· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (м! м! м______________).
· Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через рот с усилением в конце (с _______с! с!).
|
|
· Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (с! с! с___________).
· Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш] с усилением в конце (ш_______ш! ш!).
· Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш], удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш_________).
Главной особенностью работы над дыханием в этот период является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.
После статической дыхательной гимнастики выполняются динамические дыхательные упражнения. Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз. В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Общеразвивающий комплекс дыхательных упражнений рекомендуется проводить в течение всего периода логопедической работы. Примеры упражнений:
Ныряльщики. Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» — присесть. Встать («вынырнуть») — выдох.
Паровоз. Руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая переменные движения руками и проговаривая на выдохе: «Чух-чух-чух».
Насос. И. п. стоя, ноги на ширине плеч. Смоделировать мысленно рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, как будто накачивая шины. На выдохе произносить звук [с], или [ш], или [ф].
Лыжник. Встать в позу бегущего лыжника, отталкивающегося палками. При каждом «отталкивании» делать попеременно вдох и выдох, произнося «ф-ф-ф».
Ежик. И. п. сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох при произнесении «ф-ф-ф». Выпрямить ноги — вдох. Поворачивать голову вправо — влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно вдохнуть через рот, произнося «п-ф-ф-ф».
|
|
Пильщики. Упражнение выполняется вдвоем, держась за руки крест-накрест. Правые руки — «пила», левые — «бревно». Первый из участников тянет на себя «пилу», произнося на плавном выдохе «з-з-з» (счет раз), второй берет «пилу» на себя — «с-с-с» (счет два). Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда второй участник берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: беря «пилу» на себя — выдох со звуком, отпуская ее — вдох.
Вежливый поклон. Подняться на носки, руки в стороны (вдох). Затем медленно склониться вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. На поклоне произносить растянутое на звуке [с] слово «здрасссссте». Следить, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо.
В работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста, можно использовать приемы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Она способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. При выполнении комплекса упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики динамические упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот. Все упражнения делаются в определенном ритме.
Каждое упражнение выполняется 5-8 раз, после 3-5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующим упражнениям. Продолжительность дыхательной гимнастики 5-6 мин. В начале цикла обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется по одному упражнению. Весь комплекс дыхательной гимнастики составляют одиннадцать упражнений:
1. Ладошки. И. п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
2. Поясок. И. п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п.
3. Поклон. И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в и. п.
4. Кошка. И. п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в и. п. Повторить 8 раз.
5. Обними плечи. И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в и. п.
6. Большой маятник. И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться к полу, руки опустить к коленям — шумный вдох. Сразу без остановки слегка откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, еще один вдох. Выдох осуществляется пассивно между двумя вдохами-движениями. Вернуться в и. п.
7. Повороты головы. И. п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.
8. Ушки. И. п.: встать прямо, Смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу — короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается.
9. Малый маятник. И. п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол — вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок — тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается. Шею не напрягать.
10. Перекаты. И. п.: правая нога впереди, левая — на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на правой ноге — вдох. Выпрямить тело, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на левой ноге — вдох. Между вдохами осуществляется пассивный выдох. Выполнить упражнение 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11. Танцевальные шаги. И. п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене до уровня живота правую ногу, слегка приседая на левой ноге — вдох. Вернуться в исходное положение — пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох осуществляется свободно после каждого вдоха.
III. Формирование речевого дыхания.
Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. В момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при дыхании без речи, при этом увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (приблизительно в три раза), усиливая давление воздушной струи.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя обучение умению распределять выдох в процессе речи и осуществлять «добор» воздуха в процессе речи.
Распределение выдоха в процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи - синтагмы.
Упражнения по формированию умения распределять выдох сначала проводятся с использованием слогов. Для этого используется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных звуков - сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся на одном дыхании громко, отрывисто и равномерно. Постепенно количество произносимых на одном выдохе слогов увеличивается.
Затем упражнения на распределение воздуха проводятся на материале слов, словосочетаний, фраз. Каждое увеличение цепочки на одно слово отрабатывается в течение 1 дня. Увеличение количества слов можно производить ежедневно.
В процессе работы над дыханием необходимо научить ребенка быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей добирать новую порцию воздуха, пополнять его запас при каждой удобной паузе. Тренировочные упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем «добор» воздуха тренируется на материале стихотворений. Добирать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь пациента должна находиться в области диафрагмы, ощущая ее движение при вдохе и выдохе.
При подборе речевого материала необходимо учитывать особенности произношения пациента, исключая дефектно произносимые звуки. Постепенно в речевой материал необходимо включать стихотворные тексты, которые должны сопровождаться членением на паузы сначала после произнесения одной строчки, затем - двух, далее - куплета на одном выдохе.
При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо хорошо их выучить. Только после этого можно переходить к тренировочным упражнениям.
Таким образом, формирование речевого дыхания является необходимой составной частью логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.
Контрольные вопросы и задания:
1. Составьте сравнительную характеристику физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
2. Определите специфику логопедической работы по формированию фиксированного и форсированного выдохов.
3. Охарактеризуйте основные направления логопедической работы по формированию речевого дыхания.
Выводы по содержанию главы:
1. Произносительная сторона речи характеризует фонетическое оформление речи и включает в себя комплекс речедвигательных навыков, характеризующих особенности артикуляции звуков речи, речевое дыхание, являющееся энергетической основой произношения, голосообразование, определяющее акустические характеристики речи.
2. Речевой звук (фонема) является единым комплексом акустико-артикуляционных признаков. Следовательно, система логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения должна включать в себя не только развитие артикуляционных возможностей ребенка и постановку артикуляции звука, но и совершенствование фонематического слуха как основу устойчивого акустического эталона фонемы.
3. Реализация произносительной стороны речи становится возможной при условии слаженной, координированной работы как центрального, так и периферического отделов речевого аппарата, включающего в себя дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы. Они в свою очередь выполняют фонаторную, фонационную и артикуляционную функции.
4. Формирование произносительной стороны речи в онтогенезе происходит на основе развития артикуляционных возможностей ребенка и усвоения системы фонологических противопоставлений фонем по их акустическим и артикуляционным признакам.
5. Нарушения звукопроизношения включают в себя замены, смешения, пропуски и искажения звуков мономорфного или полиморфного характера. Уровень нарушенного произношения определяется умением произносить звук в составе различных речевых единиц.
6. Методика исследования состояния произносительной стороны речи включает в себя исследование состояния звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции, а также слоговой структуры слова.
7. Процесс коррекции нарушений звукопроизношения опирается на закономерности формирования речевых звуков в онтогенезе, осуществляется поэтапно и включает в себя подготовительный этап, постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков речи.
8. Подготовительный этап коррекции звукопроизношения нацелен на формирование необходимых для постановки звука артикуляторных позиций и акустических представлений о звуке. Развитие фонематического слуха и акустических представлений о звуке осуществляется с опорой на онтогенетическую последовательность формировании фонологических противопоставлений и включает в себя сравнение звукового состава слов-паронимов в контексте предложений и словосочетаний, выделение звука из состава слов, слогов и звукового (фонемного) ряда.
9. Постановка звука осуществляется индивидуально посредством подбора наиболее подходящего способа. Поставленный звук вводится в состав слогов различной слоговой сложности, а затем автоматизируется в составе слов, словосочетаний и предложений. Автоматизация звука считается законченной в том случае, если звук употребляется правильно во всех видах речи (сопряженной, отраженной, ритмизированной, самостоятельной).
10. Этап дифференциации звуков речи является необходимым в случае нарушения или неточного усвоения артикуляционно-акустических признаков звуков, что в произношении выражается в их заменах и смешениях. Данный этап осуществляется при условии полной автоматизации каждого из оппозиционных звуков. Их дифференциация производится на основе анализа сходств и различий характерных артикуляционно-акустических признаков звуков, предъявляемых на слух в чистом виде, в составе слогов, слов, словосочетаний и предложений.
11. Коррекция сложных нарушений звукопроизношения осуществляется на основе учета структуры речевого дефекта. Последовательность постановки звуков определяется их артикуляционной сложностью, акустической близостью, возможностью использования в качестве опорного звука для постановки остальных нарушенных, а также частотой встречаемости в активном словаре.
12. Формирование речевого дыхания является необходимой составной частью логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения и включает в себя развитие диафрагмального типа дыхания, фиксированного и форсированного ротовых выдохов, умения распределять выдох во время речи и осуществлять «добор» воздуха.