double arrow

Технология формирования речевого дыхания

Основные (ключевые) понятия: диафрагмальное дыхание, фонационное дыхание, диафрагма, вдох, выдох, дыхательная опора.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя проходит через гортань с голосовыми складками, попадает в ротовую полость, где с помощью артикуляционных органов происходит образование соответствующего шума.

Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного физиологического дыхания. Отношение фазы вдоха к фазе выдоха при физиологическом дыхании по вре­мени колеблется от 1:1,1 до 1:2. При фонационном дыхании это соотношение составляет 1: 6-8.

Вне речи продолжительность выдоха и вдоха примерно одинакова. Таким образом, для речеобразования необходимо выработать сильную, направленную воздушную струю.

Развитие речевого дыхания осуществляется поэтапно:

I. Постановка диафрагмального типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

При диафрагмальном типе дыхания происходит полное расширение грудной клетки, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих. Таким образом, диафрагмальное дыхание является наиболее глубоким, сильным, экономичным для производства речи.

Данный этап формирования дыхания заключается в выполнении комплекса физических упражнений. Различают статические и динамические упражнения. Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движе­ниями. Их цель - выработ­ка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобрете­ние навыков речевого диафрагмального типа дыхания с преимущественной трениров­кой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игру на дет­ской дудке, свирели, губной гармонике (что развивает губную мускулатуру и оживляет кинестетические ощущения от выдоха).

Для автоматизации диафрагмального дыхания на фоне выдоха длительно произносятся гласные звуки (шепотом и громко), щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко), звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными, глухие взрывные согласные только в сочетании с гласны­ми в прямых слогах (шепотом и громко), звонкие взрывные согласные только в сочетании с глас­ными в прямых слогах. Таким образом, в сочетании артикуляционных и несложных дыхатель­ных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

II. Дифференциация ротового и носового выдохов

Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и вы­дох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыха­тельный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыха­тельных мышц, особенно диафрагмы.

В результате выполнения упражнений на дифференциа­цию ротового и носового выдохов пациент учится ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Для работы над дыханием на этом этапе рекомендуется выполнять три комплекса упражнений. После того как отработаны упражнения первого комплек­са, необходимо последовательно переходить к следующему комплексу.

Первый комплекс направлен на формирование фиксиро­ванного (плавного) выдоха через нос или рот, чередования ро­тового и носового выдохов. Фиксированный выдох необхо­дим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных зву­ков (ф, фь, в, вь, с, сь, з, зь, ш, ж, щ, й, х, хь). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:

· Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

· Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать и открыть ноздри.

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос с голосом (м).

· Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть но­сом (рот не закрывать).

· Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко от­крыт) сначала без голоса, затем с голосом (а_______).

· Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомк­нутые губы (ф__________).

· Вдохнуть через нос, плавно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

· Вдох через нос, выдох — высунуть широкий язык, под­нять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Второй комплекс предназначен для формирования форси­рованного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чере­дования ротового и носового выдохов. Форсированный вы­дох необходим для произнесения взрывных (смычных) со­гласных звуков (п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:

· Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.

· Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежут­ки (ф! ф! ф!).

· Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

· Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом (рот не закрывать).

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообраз­но выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).

· Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы
рта, сначала через правый, затем через левый.

· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толч­кообразно выдохнуть через «трубочку» (у! у! у!).

Третий комплекс направлен на формирование умения соче­тать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение не­обходимо для произнесения аффрикат (ц, ч) и групп согласных звуков разного способа образования (тс, пл, вр, тр, др и т.д.). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:

· Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (ф! ф! ф_________________).

· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (У________у! у!).

· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходящий в плавный выдох (у! У! У_________).

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлиненно выдох­нуть через нос с усилением в конце с голосом (м______________ м! м!).

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (м! м! м______________).

· Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через рот с усилением в конце (с _______с! с!).

· Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдох­нуть, в конце переходя в плавный выдох (с! с! с___________).

· Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш] с уси­лением в конце (ш_______ш! ш!).

· Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш], удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш_________).

Главной особенностью работы над дыханием в этот пери­од является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артику­ляцией.

После статической дыхательной гимнастики выполняют­ся динамические дыхательные упражнения. Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно уве­личивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз. В дальней­шем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Общеразвивающий комплекс дыхательных упражнений рекомендуется проводить в течение всего периода логопедической работы. Примеры упражнений:

Ныряльщики. Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» — присесть. Встать («вынырнуть») — выдох.

Паровоз. Руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая переменные движения руками и проговаривая на выдохе: «Чух-чух-чух».

Насос. И. п. стоя, ноги на ширине плеч. Смоделировать мыслен­но рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, как будто накачивая шины. На выдохе произносить звук [с], или [ш], или [ф].

Лыжник. Встать в позу бегущего лыжника, отталкивающегося палка­ми. При каждом «отталкивании» делать попеременно вдох и выдох, произнося «ф-ф-ф».

Ежик. И. п. сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох при произнесении «ф-ф-ф». Выпрямить ноги — вдох. Поворачивать голову вправо — влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно вдохнуть через рот, произнося «п-ф-ф-ф».

Пильщики. Упражнение выполняется вдвоем, держась за руки крест-накрест. Правые руки — «пила», левые — «бревно». Первый из участников тянет на себя «пилу», произнося на плавном вы­дохе «з-з-з» (счет раз), второй берет «пилу» на себя — «с-с-с» (счет два). Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда второй участник берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: беря «пилу» на себя — выдох со звуком, отпуская ее — вдох.

Вежливый поклон. Подняться на носки, руки в стороны (вдох). Затем медлен­но склониться вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. На поклоне произносить растянутое на звуке [с] слово «здрасссссте». Следить, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо.

В работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста, можно использовать приемы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрель­никовой. Она способствует увеличению объе­ма вдоха и диафрагмального выдоха. При выполнении комп­лекса упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики динамические упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Каждое движение соответствует определен­ным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжи­мающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально ак­тивен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыха­тельной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свобод­но через рот. Все упражнения делаются в определенном ритме.

Каждое упражнение выполняется 5-8 раз, после 3-5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующим уп­ражнениям. Продолжительность дыхательной гимнастики 5-6 мин. В начале цикла обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется по одному упраж­нению. Весь комплекс дыхательной гимнастики составляют одиннадцать упражнений:

1. Ладошки. И. п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. Поясок. И. п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п.

3. Поклон. И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в и. п.

4. Кошка. И. п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в и. п. Повторить 8 раз.

5. Обними плечи. И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в и. п.

6. Большой маятник. И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться к полу, руки опустить к коленям — шумный вдох. Сразу без остановки слегка откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, еще один вдох. Выдох осуществляется пассивно между двумя вдохами-движениями. Вернуться в и. п.

7. Повороты головы. И. п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.

8. Ушки. И. п.: встать прямо, Смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу — короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается.

9. Малый маятник. И. п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол — вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок — тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается. Шею не напрягать.

10. Перекаты. И. п.: правая нога впереди, левая — на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на правой ноге — вдох. Выпрямить тело, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на левой ноге — вдох. Между вдохами осуществляется пассивный выдох. Вы­полнить упражнение 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11. Танцевальные шаги. И. п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене до уровня живота правую ногу, слегка приседая на левой ноге — вдох. Вернуться в исходное положение — пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох осуществляется свободно после каждого вдоха.

III. Формирование речевого дыхания.

Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и уд­линенным выдохом. В момент речи число дыхательных дви­жений вдвое меньше, чем при дыхании без речи, при этом увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (при­близительно в три раза), усиливая давление воздушной струи.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя обучение умению распределять выдох в процессе речи и осуществлять «добор» воздуха в процессе речи.

Распределение выдоха в процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объем выдыхае­мого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределе­ние выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи - синтагмы.

Упражнения по формированию умения распределять выдох сначала проводятся с использованием слогов. Для этого используется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных звуков - сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся на одном дыхании громко, отрывисто и равномерно. Постепенно количество произносимых на одном выдохе слогов увеличивается.

Затем упражнения на распределение воздуха проводятся на материале слов, словосочетаний, фраз. Каждое увеличение цепочки на одно слово отрабатывается в течение 1 дня. Увеличение количества слов можно произ­водить ежедневно.

В процессе работы над дыханием необходимо научить ребенка быстро, энергично, а главное, незаметно для слуша­телей добирать новую порцию воздуха, пополнять его запас при каждой удобной паузе. Тренировочные упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем «добор» воздуха тренируется на материале стихотворений. Добирать новую порцию воздуха необходи­мо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь пациента должна находиться в области диафрагмы, ощущая ее движение при вдохе и выдохе.

При подборе речевого материала необходимо учитывать осо­бенности произношения пациента, исключая дефектно произносимые звуки. Постепенно в речевой материал необходимо включать сти­хотворные тексты, которые должны сопровождаться членени­ем на паузы сначала после произнесения одной строчки, за­тем - двух, далее - куплета на одном выдохе.

При отработке речевого дыхания на материале скорогово­рок и стихотворных текстов сначала необходимо хорошо их вы­учить. Только после этого можно переходить к тренировочным упражнениям.

Таким образом, формирование речевого дыхания является необходимой составной частью логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.

Контрольные вопросы и задания:

1. Составьте сравнительную характеристику физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

2. Определите специфику логопедической работы по формированию фиксированного и форсированного выдохов.

3. Охарактеризуйте основные направления логопедической работы по формированию речевого дыхания.

Выводы по содержанию главы:

1. Произносительная сторона речи характеризует фонетическое оформление речи и включает в себя комплекс речедвигательных навыков, характеризующих особенности артикуляции звуков речи, речевое дыхание, являющееся энергетической основой произношения, голосообразование, определяющее акустические характеристики речи.

2. Речевой звук (фонема) является единым комплексом акустико-артикуляционных признаков. Следовательно, система логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения должна включать в себя не только развитие артикуляционных возможностей ребенка и постановку артикуляции звука, но и совершенствование фонематического слуха как основу устойчивого акустического эталона фонемы.

3. Реализация произносительной стороны речи становится возможной при условии слаженной, координированной работы как центрального, так и периферического отделов речевого аппарата, включающего в себя дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы. Они в свою очередь выполняют фонаторную, фонационную и артикуляционную функции.

4. Формирование произносительной стороны речи в онтогенезе происходит на основе развития артикуляционных возможностей ребенка и усвоения системы фонологических противопоставлений фонем по их акустическим и артикуляционным признакам.

5. Нарушения звукопроизношения включают в себя замены, смешения, пропуски и искажения звуков мономорфного или полиморфного характера. Уровень нарушенного произношения определяется умением произносить звук в составе различных речевых единиц.

6. Методика исследования состояния произносительной стороны речи включает в себя исследование состояния звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции, а также слоговой структуры слова.

7. Процесс коррекции нарушений звукопроизношения опирается на закономерности формирования речевых звуков в онтогенезе, осуществляется поэтапно и включает в себя подготовительный этап, постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков речи.

8. Подготовительный этап коррекции звукопроизношения нацелен на формирование необходимых для постановки звука артикуляторных позиций и акустических представлений о звуке. Развитие фонематического слуха и акустических представлений о звуке осуществляется с опорой на онтогенетическую последовательность формировании фонологических противопоставлений и включает в себя сравнение звукового состава слов-паронимов в контексте предложений и словосочетаний, выделение звука из состава слов, слогов и звукового (фонемного) ряда.

9. Постановка звука осуществляется индивидуально посредством подбора наиболее подходящего способа. Поставленный звук вводится в состав слогов различной слоговой сложности, а затем автоматизируется в составе слов, словосочетаний и предложений. Автоматизация звука считается законченной в том случае, если звук употребляется правильно во всех видах речи (сопряженной, отраженной, ритмизированной, самостоятельной).

10. Этап дифференциации звуков речи является необходимым в случае нарушения или неточного усвоения артикуляционно-акустических признаков звуков, что в произношении выражается в их заменах и смешениях. Данный этап осуществляется при условии полной автоматизации каждого из оппозиционных звуков. Их дифференциация производится на основе анализа сходств и различий характерных артикуляционно-акустических признаков звуков, предъявляемых на слух в чистом виде, в составе слогов, слов, словосочетаний и предложений.

11. Коррекция сложных нарушений звукопроизношения осуществляется на основе учета структуры речевого дефекта. Последовательность постановки звуков определяется их артикуляционной сложностью, акустической близостью, возможностью использования в качестве опорного звука для постановки остальных нарушенных, а также частотой встречаемости в активном словаре.

12. Формирование речевого дыхания является необходимой составной частью логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения и включает в себя развитие диафрагмального типа дыхания, фиксированного и форсированного ротовых выдохов, умения распределять выдох во время речи и осуществлять «добор» воздуха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: