Общая характеристика культуры Др. Египта. Пирамиды. Египетский живописный и скульптурный каноны

Цивилизация Древнего Египта является одной из самых древних на планете. Ее историю принято разделять на несколько периодов: Раннее (Древнее) царство (ок. 3000 - 2180 гг. до н. э.), Среднее царство (ок. 2050 - 1700 гг. до н. э.), Новое царство (ок. 1550 - 1070 гг. до н. э.) и Позднее царство (XI в. до н.э. - 332 г. до н.э.). Периоды расцвета и могущества сменялись периодами упадка и раздробленности, сменялись династии. В эпоху Позднего царства Египет находился в кризисе и утратил независимость, покорившись Александру Македонскому в 332 г. до н.э., а в 30 г. до н.э. стал римской провинцией.
Вся цивилизация древних египтян была сосредоточена в долине реки Нил. Вокруг располагалась бесплодная пустыня. И хотя когда-то Сахара представляла собой смесь пустынь, степей и зеленых оазисов, ко времени возникновения государства в Древнем Египте она превратилась в пустыню. Разливы Нила позволяли египтянам собирать по два урожая в год. Даже сами они называли свою страну «Кемет», что означало «черная земля». Таким образом, они как бы противопоставляли цвет плодородной долины Нила цвету пустыни. Слово же «Египет» имеет древнегреческое происхождение и обозначает «загадка», «тайна». Ирригационные системы для орошения полей стали гордостью древних египтян.
Во главе этого рабовладельческого государства стоял фараон. Власть его была неограниченной, а сам он считался воплощением бога. В связи с этим фараоны на протяжении жизни воплощали «сверхзадачу» по постройке своих усыпальниц - пирамид, некоторые из которых (как пирамида Хеопса) имели огромные размеры. От благополучия фараона в загробной жизни зависело благополучие нации. Сейчас уже доказано, что пирамиды строили не рабы, а свободные люди. При этом до сих пор зрителя поражают грандиозность этих построек и то, какими примитивными приспособлениями они были воздвигнуты.
В целом культуру Древнего Египта называют «погребальной». Египтяне придавали очень большое значение загробной жизни. Фактически, земная жизнь рассматривалась ими как подготовка к загробной жизни. Именно поэтому в Древнем Египте получило распространение бальзамирование умерших.
Древние египтяне наблюдали за звездами и планетами, составили календарь, изобрели песочные, солнечные и водяные часы. Они прославились строительством каналов и водохранилищ, создали плуг, лопату, мотыгу.
Значительных успехов египтяне достигли в обработке дерева, камня, металла, глины, папируса, выделке тканей и кожи, создали прекрасные ювелирные украшения.
Мумификация способствовала развитию медицины - египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и функционировании организма; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения. Медицинские справочники содержат отдельные разделы по хирургии, глазным и зубным болезням.
Письменность египтян была иероглифической и первоначально возникла из рисунка. И хотя еще в эпоху Древнего царства появился алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков, но избавиться от иероглифики и перейти только на алфавитное письмо египтяне не смогли. Это было связано, в частности, с тем, что письменность находилась в руках жрецов, и любые перемены канона встречались враждебно.

Известны следующие - цивилизационные - особенности пирамид, построенных никак не позже 2300 года до нашей эры:

· Математические - в соотношения их геометрических элементов заложены "золотое сечение" (соотношение между апофемой боковой грани и половиной длины основания пирамиды Хеопса), число "пи" (периметр основания равен длине окружности, радиус которой равен высоте пирамиды Хеопса) и тригонометрические особенности, возможно, следующие из использованных построений (тангенс угла наклона боковой грани пирамиды Хеопса равен обратному синусу этого угла (51 градус 30 минут)).

· Астрономические - ориентация пирамид по линии север-юг выполнена с точностью до 3-х минут дуги; имеются ходы, ориентированные на некоторые звезды.

· Геологические - кроме местного материала (известняк скал, расположенных в нескольких сотнях метров) использовались гранит (предположительно привезенный из Асуана, находящегося в 900 км выше по течению Нила) и базальт (происхождение неизвестно).

· Технологические - при строительстве были использованы миллионы блоков известняка со средним весом 2,5 тонны, многократно использовались плиты весом более 200 тонн, тщательная отделка не только известняковых, но и гранитных и базальтовых плит; имеются просверленные в граните и базальте конические отверстия и соответствующие им керны (обнаружены в конце 19-го века) с бороздкой с шагом 2 мм; ходы, проложенные в толще пирамид, выполнены по линиям, отклоняющимся от прямой не более, чем на 5 мм на расстоянии порядка 80 м, плоскости граней пирамид выполнены с большой точностью.

В Древнем Египте канон человеческих пропорций, представлявший квадратную сетку в 18 единиц, относился к стоящей фигуре и позволял воспроизводить её в разных размерах, но всегда анатомически пропорционально. Два квадрата учитывали лицо, от линии роста волос до основания шеи, десять квадратов от шеи до коленей и шесть квадратов от коленей до подошвы ног. Имелся ещё девятнадцатый квадрат, который применяли для волос, но он не считался с остальными деталями тела. Ступня была высотой в квадрат и три с половиной квадрата длиной. Расстояние между концами ног у неподвижной фигуры равнялось четыре с половиной квадрата, а если она двигалась – десять с половиной квадратов.

Несколько отличались проблемы в скульптуре. Первое, что нужно было сделать решить вопрос с балансом статуи. Опорная основа по сравнению с высотой статуи очень маленькая и египтяне использовали несколько приемов. Фигура всегда находилась в определенном положении, с расставленными ногами. Поставив одну ногу спереди, а другую сзади, обе образовывали треугольник. Помимо расширения опорной базы, это помогало стабильности статуи вертикально. А чтобы гарантировать стабильность и параллельно, фигура представлялась совершенно симметрично, разделяя вес поровну в соответствие с центральной линией. Очевидно, что изображать сидящие фигуры было в определенной степени легче, так как использовалась большая опорная основа.

13. Общая характеристика культуры Др. Египта. Храм Хатшепсут. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре Храм в Абу-Симбеле.

Цивилизация Древнего Египта является одной из самых древних на планете. Ее историю принято разделять на несколько периодов: Раннее (Древнее) царство (ок. 3000 - 2180 гг. до н. э.), Среднее царство (ок. 2050 - 1700 гг. до н. э.), Новое царство (ок. 1550 - 1070 гг. до н. э.) и Позднее царство (XI в. до н.э. - 332 г. до н.э.). Периоды расцвета и могущества сменялись периодами упадка и раздробленности, сменялись династии. В эпоху Позднего царства Египет находился в кризисе и утратил независимость, покорившись Александру Македонскому в 332 г. до н.э., а в 30 г. до н.э. стал римской провинцией.
Вся цивилизация древних египтян была сосредоточена в долине реки Нил. Вокруг располагалась бесплодная пустыня. И хотя когда-то Сахара представляла собой смесь пустынь, степей и зеленых оазисов, ко времени возникновения государства в Древнем Египте она превратилась в пустыню. Разливы Нила позволяли египтянам собирать по два урожая в год. Даже сами они называли свою страну «Кемет», что означало «черная земля». Таким образом, они как бы противопоставляли цвет плодородной долины Нила цвету пустыни. Слово же «Египет» имеет древнегреческое происхождение и обозначает «загадка», «тайна». Ирригационные системы для орошения полей стали гордостью древних египтян.
Во главе этого рабовладельческого государства стоял фараон. Власть его была неограниченной, а сам он считался воплощением бога. В связи с этим фараоны на протяжении жизни воплощали «сверхзадачу» по постройке своих усыпальниц - пирамид, некоторые из которых (как пирамида Хеопса) имели огромные размеры. От благополучия фараона в загробной жизни зависело благополучие нации. Сейчас уже доказано, что пирамиды строили не рабы, а свободные люди. При этом до сих пор зрителя поражают грандиозность этих построек и то, какими примитивными приспособлениями они были воздвигнуты.
В целом культуру Древнего Египта называют «погребальной». Египтяне придавали очень большое значение загробной жизни. Фактически, земная жизнь рассматривалась ими как подготовка к загробной жизни. Именно поэтому в Древнем Египте получило распространение бальзамирование умерших.
Древние египтяне наблюдали за звездами и планетами, составили календарь, изобрели песочные, солнечные и водяные часы. Они прославились строительством каналов и водохранилищ, создали плуг, лопату, мотыгу.
Значительных успехов египтяне достигли в обработке дерева, камня, металла, глины, папируса, выделке тканей и кожи, создали прекрасные ювелирные украшения.
Мумификация способствовала развитию медицины - египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и функционировании организма; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения. Медицинские справочники содержат отдельные разделы по хирургии, глазным и зубным болезням.
Письменность египтян была иероглифической и первоначально возникла из рисунка. И хотя еще в эпоху Древнего царства появился алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков, но избавиться от иероглифики и перейти только на алфавитное письмо египтяне не смогли. Это было связано, в частности, с тем, что письменность находилась в руках жрецов, и любые перемены канона встречались враждебно.

Храм царицы Хатшепсут - это древняя достопримечательность, которая находится в пустыне недалеко от Фив, а точнее в Дейр-Эль-Бахри. Храм был найден при раскопках в 19 веке наряду с обнаружением еще нескольких поминальных храмов.

В давние времена храм называли Джесер Джесеру, что в переводе значит «священнейший». Строили его на протяжении девяти лет с 1482 по 1473 гг. до н. э. на седьмом году правления женщины-фараона Хатшепсут. Архитектурой храма занимался Сенмут, которого знали как выдающегося архитектора и государственного деятеля.

Храм имеет внешнее сходство с дворцом-усыпальницей Ментухотепа и даже считается его продолжением, несмотря на то, что он больше по размеру. Строение частично врезано в гору, его ширина составляет приблизительно сорок метров. Главной его составляющей являются три большие террасы, украшенные рядами колонн из белого известняка, визуально схожие с медовыми сотами. По центру каждой террасы имеется пандус, ведущий наверх. Внутри храма - большое количество помещений, которые являлись святилищами и погребальными комнатами. Главным украшением храма являются многочисленные статуи и сфинксы с лицом царицы, а также древние росписи, изображавшие различные события при правлении царицы. Нижняя терраса примыкает к длинной аллее шириной около сорока метров, на которой посажены мирровые деревья и выставлены песчаные сфинксы. К храму ведут три ступени в виде больших террас. Раньше на этих террасах были разбиты целые сады, высажены деревья, оборудованы пруды.

Царица Хатшепсут стала полновластной правительницей Египта после смерти своего мужа Тутмоса II и с первого года правления начала строительство грандиозных сооружений, в том числе усыпальницы для себя. В результате скальный храм стал самым большим и богатым сооружением того времени. Место для возведения храма было выбрано неслучайно. Благодаря соседству с храмом Ментухотепа, который стал основателем XVIII династии фараонов, Хатшепсут хотела подчеркнуть свое право на трон.

В состав комплекса Абу-Симбел входят две постройки – Большой храм и Малый храм. Памятник на сегодня является чуть ли не одним из самых исследованных сооружений Древнего Египта. В 1950-х годах его местоположение попало под зону затопления в результате образования нового водохранилища. За спасение наследия взялась ЮНЕСКО. Трудом 50 стран Абу-Симбел был полностью разобран, и за четыре года перебрался на более высокое место.

Комплекс был возведен во второй половине Нового царства – примерно в 1260х годах до нашей эры. Большой храм Абу-Симбел посвящен Рамсесу II и богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Вход в храм направлен к востоку. Лучи восходящего солнца освещают первый зал со статуями фараона, второй зал и святилище. Несмотря на то, что за храм с Рамсесом конкурировали целых три бога, здесь все было сооружено на возвеличивание фараона. Чего только стоит огромный фасад-пилон с четырьмя 20-метровыми портретными статуями Рамсеса II.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: