Американский ученый Мелвин Джон Херсковиц ввел в научный оборот термин «инкультурация» - вхождение индивида в конкретную форму культуры, усвоение особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру.
Инкультурацию следует отличать от социализации. Последняя - освоенные в детстве способы поведения.
Херсковиц выделяет два уровня инкультурации. Первый – детство. В этот период жизни человек приобретает культурные нормы, этикет, традицию и религию. Ребенок лишь усваивает предшествующий культурный опыт. Он лишен права выбора и оценки. 1-й уровень инкультурации – ведущий механизм, обеспечивающий стабильность культуры.
2-й уровень инкультурации – зрелость. Человек на этом этапе становится равноправным членом общества. У него появляется возможность не принимать или отрицать те или иные явления культуры,вносить в культуру изменения. 2-й уровень инкультурации обеспечивает возможность развития культуры.
Вопрос – личность и культура - получил глубокую разработку в творчестве основателя психоанализа З. Фрейда.
|
|
З. Фрейд на основе анализа различных душевных расстройств показал связь между внутренними состояниями личности и общественной культурной обстановкой, в которой она развивалась.
З. Фрейд рассматривает личность человека как сложную структуру, в которой борются несколько противоположных тенденций.
С одной стороны, поведение людей обусловлено их инстинктами, с другой – требованиями общества и культуры.
Общество старается подавить в человеке стремление к удовлетворению всех своих желаний, т.к. это приводит к распаду общества, взаимной ненависти и борьбе всех против всех.
Т.о., согласно Фрейду, культура изначально репрессивна, т.е. ориентирована на подавление желаний отдельного человека.
Для объяснения процесса вхождения личности в культуру З. Фрейд ввел понятие Эдипова комплекса. Под ним подразумевались эротические желания, направленные на мать и враждебные чувства к отцу как к сопернику. Причем эти чувства противоречат требованиям культуры, воспитания и поэтому вытесняются в бессознательное.
В результате ограничений, наложенных воспитанием индивид вынужден переключать сексуальную энергию на другие цели. Процесс преобразования либидо в культурно приемлемые формы – труд и творчество – З.Фрейд назвал сублимацией.
Вытеснение влечений он считал мерилом достигнутого культурного уровня.
В целостной форме свою культурологическую концепцию З. Фрейд изложил в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии».