Основные характеристики имиджа как психического образа

Имидж – это психический, хотя и специально сконструированный, манипулятивный образ, имеющий характер стереотипа. Поэтому ему как психическому образу присущи следующие характеристики:

1. Имидж – объект идеальный, возникающий в сознании людей.

2. Эффективный имидж целостен и непротиворечив.

3. Как идеальное образование имидж неустойчив, его нужно постоянно «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми PR-акциями.

4. Как стереотип имидж содержит ограниченное число компонентов. Сложность конструкции мешает его восприятию, а следовательно, делает отношение к нему неоднозначным.

5. Имидж, хотя и является иллюзорным образом, в какой-то мере реалистичен. Поэтому явное приукрашение достоинств ведет к снижению доверия.

6. Имидж прагматичен, то есть ориентирован на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации, ее развития.

7. Эффективный имидж обладает свойством вариабельности: абсолютно жесткая и неизменная конструкция неприемлема.

8. Имидж предполагает сильный эмоциональный отклик.

При формировании эффективного имиджа надо отчетливо представлять, какой конкретно имидж необходим. Именно конкретизация определяет характер и направленность PR-деятельности. С этой целью разработаны типологии имиджа.

Рассмотрим базисные основания и соответствующие им типологии имиджа. Первое основание – направленность проявления. В этом случае он бывает: внешним, то есть проявляющимся во внешней среде, ориентированный на реципиентов (внешний вид, особенности речи и т.д.) и внутренним, основанным на отношениях с ближайшим окружением (им может быть и персонал).

Второе основание – это эмоциональная окраска имиджа. В данном случае выделяют: позитивный имидж (на его достижение направлена вся PR-деятельность) и негативный имидж (формируется в основном оппонентами с помощью так называемого «черного пиара» и антирекламы).

Третье основание – целенаправленность PR-деятельности. По данному основанию выделяют два типа: естественный имидж, складывающийся стихийно, без специальных PR- акций и рекламы в результате практической деятельности коммуникатора и искусственный, создаваемый специально рекламой или PR-акциями и не волне соответствующий характеру результативности деятельности коммуникатора.

Четвертое основание – это степень рациональности восприятия. В этом случае имидж бывает: когнитивным, дающим сухую специальную информацию (ориентирован в основном на людей сведущих, узких специалистов) и эмоциональным, чувственным (ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный отклик.

Пятое основание – содержание имиджа, соответствие его специфике деятельности. В этом случае выделяют следующие типы: подлинный имидж; имидж руководителя; имидж идеи, проекта.

Каждый из этих типов имиджей имеет свою психологическую специфику, которая и определяет стратегию и методы его формирования, особенности работы по связям с общественностью и рекламной деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию «имидж» и раскройте его психологическое содержание.

2. Каким образом имидж связан со стереотипом?

3. Каковы типы имиджей коммуникатора.

4. Можно ли влиять на имидж?

Основная литература:

1. Богданов Е. Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Е.Богданов, В.Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. - С.34-46.

Дополнительная литература:

1. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж / А.Ю.Панасюк. – М., 1988.

2. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер / Г.Г.Почепцов. – Киев, 1995.

3. Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов / Г.Г.Почепцов. – Киев, 1997.

4. Чармэссон Г. Торговая марка / Г.Чармэссон. – СПб, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: