Психологические аспекты исследования аудитории. Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт коммуникатора с реципиентом. Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию: документальные (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых выявление оценок, взглядов, суждений. Особо выделяются интервью со специалистами – экспертами. При этом организация и процедура интервью с экспертами существенно отличается от обычной системы опроса. Тема опроса четко обозначается в строгих формулировках. По технике проведения: свободные, нестандартизированные и формализованные (а также полустандартизированные) интервью. Свободные интервью – это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе – «путеводителю интервью». Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. Здесь ответы записываются не самим реципиентом, а коммуникатором. В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивнымклиническим», то есть глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявлении относительно узкого круга. Цель клинического интервью – получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного – извлечь информацию о реакциях реципиента на заданное воздействие. Нарративное интервью – направляемый коммуникатором свободный рассказ, повествование о жизни. По способу организации: групповые и индивидуальные интервью. Групповые – это планируемая беседа, в процессе которой коммуникатор стремится вызвать дискуссию в группе. Методика телевизионных передач В.Познера напоминает данную процедуру.

Анкетные опросы предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. Они регистрируются либо реципиентом наедине с сами собой (заочный опрос) либо в присутствии коммуникатора (прямой опрос). Опрос по почте отличают от анкетирования на месте. В первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором – коммуникатор сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуализированного. В первом случае анкетируют сразу 30-40 человек: коммуникатор собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором – обращается индивидуально к каждому реципиенту.

2. Достоинства и недостатки методов исследования.

Достоинства: разные виды опроса, интервью позволяют в максимально короткие сроки получить информацию о том или ином явлении.

Недостатки: при проведении опросов выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействие условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанных с этими факторами, нужно любую разновидность опросных методов практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении может передаваться реципиентами друг другу с какими-либо комментариями. Эти суждения могут повлиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав реципиентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: