2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
1. Характеристика малого предпринимательства
Малым предпринимательством или бизнесом признается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки. Основным критерием, на основе которого предприятие различных организационно-правовых форм относится к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота, прибыль, доход, величина активов, размер уставного капитала и др.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;
2) в сельскохозяйственной, научно-технической сфере – 60 человек;
|
|
3) в оптовой торговле – 50 человек;
4) в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
5) в остальных отраслях – 50 человек.
В случае превышения количества человек предприятие лишается льгот, указанных законодательством.
К субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти, относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с представленными выше критериями.
Преимущества малого предпринимательства:
1) собственники более склонны к сбережению и инвестированию;
2) всегда высокий уровень мотивации;
3) малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках;
4) увеличивает число рабочих мест, т.е. способствует увеличению занятости.
Недостатки малого предпринимательства:
1) более высокий уровень риска, что обуславливает невысокую степень устойчивости положения на рынке;
2) большая зависимость от крупных компаний;
3) ошибки в управлении собственным делом;
4) слабая компетентность руководителей;
5) трудности заимствования дополнительных финансовых средств и получение кредитов;
6) неуверенность и осторожность партнеров в заключении договоров.
Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:
1) Численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
2) Вкладом малых предприятий в создание ВВП;
3) Вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование регионального и федерального бюджета;
4) Ростом числа занятости трудоспособного населения, т.е. сокращением числа безработицы;
|
|
5) Лучшим удовлетворением потребностей населения;
6) Приобретением навыков дееспособными гражданами в создании собственного дела.
Малое предпринимательство решает следующие проблемы:
- формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения;
- расширение ассортимента, повышение качества товаров и услуг, повышение культуры обслуживания;
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- содействие структурной перестройке экономики (гибкость, мобильность, маневренность);
- привлечение личных средств населения для развития производства;
- создание дополнительных рабочих мест;
- более эффективное использование творческих способностей людей;
- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения;
- формирование социального слоя собственников - владельцев предприятий.
Субъектами малого предпринимательства являются: полные товарищества, товарищества на вере, ЗАО, ОАО, ИП.