Понятие партийной системы. Типология партий, партийных систем и групп интересов

Партийная система – совокупность всех политических партий страны, раскрывающая систему их взаимодействия между собой и политической системой.

ПС характеризуется: количеством партий; социально-политическими и правовыми условиями (прежде всего, избирательные законы), в которых они действуют и взаимодействуют; реальными возможностями для того, чтобы стать правящими, то есть сформировать правительство.

Например, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпо­сылки для создания системы с доминирующей партией. Если со­циальная структура общества пронизана полярными противоре­чиями тех или иных страт, то и партийная система будет носить конфликтный характер, лишь подогревая напряженность обще­ственных отношений. Если же социальные группы ориентируют­ся на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная сис­тема будет характеризоваться более мягкими формами межпар­тийных и партийно-государственных связей.

Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немного­численных партий, препятствуя допуску к выборам оппозицион­ных партий определенной направленности, разрешая насильст­венные действия по отношению к нелегальным партийным объ­единениям. Там, где действуют избирательные системы мажори­тарного типа (определяя одного победителя по большинству по­лученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропор­циональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политичес­ких сил, инициируют создание многопартийных систем и пар­тийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

В обществах с множеством экономических укладов, разнооб­разием культур и языков, многочисленными каналами и инсти­тутами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для созда­ния многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

Партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественным аспектам партийно-государствен­ных (межпартийных и проч.) отношений, а также по их количе­ственному составу. Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых раз­личают деспотические и демократические разновидности, много-партийные (конкурентные, состязательные) – с одной доминантной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином госу­дарстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя числен­ность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий, в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.) По качест­венным характеристикам можно выделить демократические, авторитарные и тоталитарные партийные сис­темы, а учитывая доминирующие в государстве ценности, – о системах социалистических и буржуазных и т.д.

Классическая типология партийных систем была предложена итальянским политологом Джованни Сартори в работе «Партии и партийные системы» (1976), который выделяет семь основных партийных систем, в основном руководствуясь критерием движения от властного монизма к политическому плюрализму.

1. Однопартийные системы (СССР, Куба), где фактически существует тотальный контроль одной партии, сливающейся с государственным аппаратом.

2. Системы партии-гегемона (ГДР, Болгария), в условиях, когда формально существуют партии-сателлиты, реально не влияющие на процессы принятия решений.

3. Системы доминирующей партии (Япония, Индия), где долгие годы, несмотря на наличие множества партий, «контрольный пакет» держит одна и та же партия (Либерально-Демократическая партия в Японии (до 1993 г.), Индийский Национальный Конгресс и др.).

4. Двухпартийная, биполярная система, существующая в основном в англо-саксонских странах, где две основные партии сменяют друг друга в «маятниковом» режиме (Демократическая и Республиканская партии в США).

5. Системы умеренного плюрализма (от 3 до 5 партий), где партии довольно фрагментированы (Франция, Бельгия),

6. Системы крайнего плюрализма (от 6 до 9 партий), где происходит поляризация партийного спектра (Нидерланды, Финляндия) и образование сложных коалиций.

7. Атомизированные системы (свыше 9 партий), где происходит распыление влияния и дисперсия ролей (Малайзия).

От чего зависит институциализация партийной системы (Роуз и Мишлер):

} насколько стабильно избирательное законодательство;

} какова степень приверженности представителей элит политическим партиям;

} какова степень приверженности избирателей определенным партиям;

} как происходит процесс обучения элит и народных масс после того, как учрежден институт выборов

Типология партий:

} По характеру доктрин: революционные, консервативные, реформистские, конфессиональные, монархические, националистические, фашистские

} По участию в политической жизни: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные

} По месту в политическом спектре: правые, центристские, левые

} По организационной структуре (М. Дюверже): кадровые, массовые и строго централизованные

Кадровые: Кадровые партии восходят к периоду зарождения парламентаризма, к периоду ограниченного избирательного права. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических и экономических элит. Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Членство кадровых партий организуется по принципу нотаблей. Главная деятельность – подготовка элит.

Массовые: Централизованные, хорошо организованные с уставным членством. Им присуще идеологическое единство. Основной структурный элемент – секции. Партия существенно зависит от взносов своих членов: первейшая обязанность секций состоит в том, чтобы обеспечить регулярные денежные поступления.

1) По идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий), а также харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера.

2) Весьма характерна для современной политической науки типологизация в зависимости от социальных (аграрные партии), этнических (ультралевая баскская партия «Эрри батасуна»), демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и Рос­сии) оснований их образования

3) По орга­низационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований высту­пают территориальные комитеты), лейбористские (представляю­щие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-произ­водственного объединения своих членов и демократического цент­рализма).

Группы интересов – самоорганизующиеся ассоциации граждан, направленные на выражение и представление их интересов во взаимодействии с другими группами и институтами политической власти. Группы интересов не ставят задачу захвата власти, а только отстаивает свои интересы.

Функции групп интересов:

1. артикуляция интересов

2. агрегация интересов (например, отраслевой профсоюз)

3. функция интеграции общества

4. политическая активизация (мобилизация) и социализация

5. формирование повестки дня для полит.партий, для государственной власти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: