Партийная система – совокупность всех политических партий страны, раскрывающая систему их взаимодействия между собой и политической системой.
ПС характеризуется: количеством партий; социально-политическими и правовыми условиями (прежде всего, избирательные законы), в которых они действуют и взаимодействуют; реальными возможностями для того, чтобы стать правящими, то есть сформировать правительство.
Например, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура общества пронизана полярными противоречиями тех или иных страт, то и партийная система будет носить конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Если же социальные группы ориентируются на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная система будет характеризоваться более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных связей.
Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.
В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.
Партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественным аспектам партийно-государственных (межпартийных и проч.) отношений, а также по их количественному составу. Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности, много-партийные (конкурентные, состязательные) – с одной доминантной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий, в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.) По качественным характеристикам можно выделить демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы, а учитывая доминирующие в государстве ценности, – о системах социалистических и буржуазных и т.д.
Классическая типология партийных систем была предложена итальянским политологом Джованни Сартори в работе «Партии и партийные системы» (1976), который выделяет семь основных партийных систем, в основном руководствуясь критерием движения от властного монизма к политическому плюрализму.
1. Однопартийные системы (СССР, Куба), где фактически существует тотальный контроль одной партии, сливающейся с государственным аппаратом.
2. Системы партии-гегемона (ГДР, Болгария), в условиях, когда формально существуют партии-сателлиты, реально не влияющие на процессы принятия решений.
3. Системы доминирующей партии (Япония, Индия), где долгие годы, несмотря на наличие множества партий, «контрольный пакет» держит одна и та же партия (Либерально-Демократическая партия в Японии (до 1993 г.), Индийский Национальный Конгресс и др.).
4. Двухпартийная, биполярная система, существующая в основном в англо-саксонских странах, где две основные партии сменяют друг друга в «маятниковом» режиме (Демократическая и Республиканская партии в США).
5. Системы умеренного плюрализма (от 3 до 5 партий), где партии довольно фрагментированы (Франция, Бельгия),
6. Системы крайнего плюрализма (от 6 до 9 партий), где происходит поляризация партийного спектра (Нидерланды, Финляндия) и образование сложных коалиций.
7. Атомизированные системы (свыше 9 партий), где происходит распыление влияния и дисперсия ролей (Малайзия).
От чего зависит институциализация партийной системы (Роуз и Мишлер):
} насколько стабильно избирательное законодательство;
} какова степень приверженности представителей элит политическим партиям;
} какова степень приверженности избирателей определенным партиям;
} как происходит процесс обучения элит и народных масс после того, как учрежден институт выборов
Типология партий:
} По характеру доктрин: революционные, консервативные, реформистские, конфессиональные, монархические, националистические, фашистские
} По участию в политической жизни: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные
} По месту в политическом спектре: правые, центристские, левые
} По организационной структуре (М. Дюверже): кадровые, массовые и строго централизованные
Кадровые: Кадровые партии восходят к периоду зарождения парламентаризма, к периоду ограниченного избирательного права. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических и экономических элит. Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Членство кадровых партий организуется по принципу нотаблей. Главная деятельность – подготовка элит.
Массовые: Централизованные, хорошо организованные с уставным членством. Им присуще идеологическое единство. Основной структурный элемент – секции. Партия существенно зависит от взносов своих членов: первейшая обязанность секций состоит в том, чтобы обеспечить регулярные денежные поступления.
1) По идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий), а также харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера.
2) Весьма характерна для современной политической науки типологизация в зависимости от социальных (аграрные партии), этнических (ультралевая баскская партия «Эрри батасуна»), демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и России) оснований их образования
3) По организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма).
Группы интересов – самоорганизующиеся ассоциации граждан, направленные на выражение и представление их интересов во взаимодействии с другими группами и институтами политической власти. Группы интересов не ставят задачу захвата власти, а только отстаивает свои интересы.
Функции групп интересов:
1. артикуляция интересов
2. агрегация интересов (например, отраслевой профсоюз)
3. функция интеграции общества
4. политическая активизация (мобилизация) и социализация
5. формирование повестки дня для полит.партий, для государственной власти