Социал-демократизм в системе основных политических идеологий

Социал-демократическое движение зародилось во второй половине XIX в, развивалось параллельно с марксизмом, имеет с ним одни и те же исторические причины и теоретические источники возникновения и достижение единой цели — построение социализма.

Первоначально между марксизмом и социал-демократизмом было намного больше общего, чем различий. Оба идейно-политических движения называли просто социализмом.

Однако с конца XIX в. в подходах к стратегии и тактике построения социализма у социал-демократов и марксистов наметились существенные расхождения. Одной из причин возникновения и развития социал-демократизма и явились его попытки ревизии марксизма.

Социалисты, анализируя политическое и экономическое развитие общества в последней четверти XIX в., пришли к выводу, что отдельные положения марксистской теории устарели и больше не соответствовали реальной действительности. В частности, социал-демократы утверждают:

• для достижения социалистического общества нужны не революционные, а эволюционные меры, реформы. Реформы — это основной метод проведения социал-демократической политики, посредством которого капиталистическое общество должно эволюционировать в социалисты ческою. Реформы проводятся не "системо стабилизирующие", не укрепляющие существующий общественный строй, а "системо заменяющие", т.е. затрагивающие структуры современного капитализма, ведущие к его замене социализмом. Количество осуществляемых реформ рано или поздно приведет общество к его новому качественному состоянию;

• социализм — длительный процесс общественных преобразований, в ходе которого с помощью политических средств наполняются реальным содержанием его ценности, общество будущего. Для его осуществления не установлены точные временные рамки. Путем реализации множества повседневных задач (малых и больших) общество в своем поступательном развитии постоянно будет идти по пути социализма, каким бы совершенным оно ни становилось. Социализм — это непрерывный процесс вперед, а не конечный пункт в некий гипотетический рай (таким образом, отрицается марксистско-ленинское положение о переходности социализма, о коммунизме как высшей фазе нового общественного строя);

• постепенное реформирование буржуазного общества в социалистическое осуществляется не на основе классовой борьбы, а с помощью социального партнерства. Социальное партнерство предусматривает наличие государственных и общественных механизмов для решения социальных конфликтов путем переговоров, в которых право голоса принадлежит всем и каждому (предприятиям и профсоюзам, предпринимателям и рабочим), т.е. у предпринимателей можно добиться уступок в пользу трудящихся, но в своих требованиях они не должны переходить дозволенные границы, за которыми работодатели утрачивают стимул к дальнейшей деятельности и начинается процесс дезорганизации производства;

• социализм базируется на многоукладной экономике. Равное право на существование имеют общественная (государственная), коллективная, частная (индивидуальная) собственность на средства производства. Чрезмерное огосударствление собственности и централизованное планирование приводят к колоссальному росту бюрократии, лишают предпринимателя свободы действий, не стимулирует труд работника. Социализм — это целенаправленный процесс. Социалистичность общества не определяется формами собственности и планирования;

• переход к социализму не осуществляется через диктатуру ни одного класса, ни одной партии. "Социализм, завоеванный и утвержденный через диктатуру, — это не социализм подчеркивал видный деятель социал демократического движения К. Шумахер;

• в строительстве социализма принимают участие все слои общества без всяких классовых привилегий, дискриминации и неравенства в отношениях между людьми (отрицается тем самым марксистское положение о всемирно-исторической миссии рабочего класса);

• при переходе к социализму государство не находится в руках одного класса. Вся власть должна исходить от народа. Отправление власти должно происходить в форме парламентского представительства на основе всеобщего избирательного права. Праву большинства противостоит право меньшинства на оппозицию;

• достижение целей социализма осуществляется не только при посредстве государства. Государство само является одним из инструментов общества. Социализм не должен возлагать на государство большую социальную ответственность. Общество преобразуется в соответствии с волей тех, кого эти преобразования касаются. Государственной формой социализма может быть только демократия — принцип равного участия всех в принятии решений.

После второй мировой войны расхождения в стратегии и тактике построения социализма между социал-демократами и сторонниками марксизма-ленинизма значительно увеличились.

По мере того как марксистско-ленинская концепция социализма в социалистических странах подвергалась все более опасной деформации, все больше усиливался и отход от марксизма-ленинизма.

Начиная с 70-х гг. почти все партии в Европе, стоящие на позициях социализма, стали бороться за новое понимание прогресса. Социал-демократы продемонстрировали свою способность трансформироваться с требованиями времени, разработали конкретные программы построения социализма в новых исторических условиях. Теоретическое противоборство марксизма-ленинизма и социал-демократической идеологии на протяжении всего ХХ ст. определило ряд существенных различий в попытках реализации принципов самого справедливого общества.

Расхождение с классическим марксистско-ленинским социализмом породило концепцию "демократического социализма" — модель перехода от "государства благоденствия" к обновленной модели социализма. Само понимание демократического социализма определилось в ходе полемики между марксизмом и ревизионизмом, социал-демократизмом и марксизмом-ленинизмом. Разница между социализмом в западном понимании и "реальным социализмом" в СССР была еще более значительной.

Впервые термин "демократический социализм" был использован в 1888 г. одним из участников общегерманского рабочего движения Д.Б.Шоу. С 1945 г. он становится официальной концепцией социал-демократического движения Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции, Дании, Италии и других стран.

По мнению социал-демократов, демократический социализм — это новая ступень человеческой цивилизации и лучший строй общества, через который человек откроет путь к своей свободе. В этом, считают социал-демократы, историческая сущность демократического социализма.

По мнению социалистов, идеалы, сущность, основные ценности нового общественного устройства основаны на принципах свободы, справедливости, солидарности во всех сферах жизни общества в социал-демократическом понимании этих категорий. Социализм реализуется через свободу, справедливость, солидарность.

Так, свобода означает право на самостоятельное развитие личности, равно как и на самовыражение коллектива. Люди сами определяют свои судьбы в политике, экономике, социальной и духовной сферах. Свобода также означает социальную безопасность человека, свободу от нищеты, нужды, сплуатации. Свобода — фундамент достоинства человека.

Под справедливостью понимается предоставление каждому равных прав и равных шансов на то, чтобы занять достойное место в обществе, для самоопределения.

Солидарность обязывает каждого использовать свою свободу при соблюдении ответственности перед той или иной общностью в качестве ее члена.

Свобода, справедливость, солидарность обусловливают друг друга и являются, по мнению социал-демократов, равноценными.

Справедливость есть реализация требования равной свободы для всех. Солидарность определяет границы свободы, не дает ей абсолютизироваться. Справедливость и солидарность — условия свободы. Все вместе они могут быть реализованы лишь в условиях демократии. Социализм и демократия неразделимы. По мнению видного ревизиониста Э. Бернштейна, "демократия —это средство и цель одновременно. Она является одновременно средством завоевания социализма и формой его сосуществования".

Составной частью концепции демократического социализма является политическая демократия. Она включает в себя наличие многопартийности, свободу деятельности для оппозиции, возможность пребывания у власти нескольких партий, их сменяемость у руля государства в результате выборов, строгое соблюдение правовой законности, принцип разделения властей, гласность, демократический контроль над государственным аппаратом, привлечение граждан к участию в управлении, основные права человека, независимость судов и судей, свободу печати, постоянный диалог власти и оппозиции, создание условий для изменения решений, принятых большинством, если они оказались ошибочными.

Определенное место в достижении целей социализма социал-демократы отводят государству. Государство, по их мнению, есть инструмент формирования общества в его движении к социализму. Оно должно быть демократическим по содержанию, правовым по форме и социальным по направлению. Речь идет об усилении экономической и социальной ответственности государства.

Была выработана социал-демократическая модель государства. Ее сущность состоит в том, что роль государства как регулирующего и координирующего центра в,, сложно организованном обществе постоянно возрастает.

Однако это не означает, что государство должно усиливаться за счет гражданского общества. Речь идет о повышении эффективности механизма регулирования в тех областях, где нельзя обойтись без государственного вмешательства, при одновременном возрастании гражданского общества в целом. По мнению Ф.Лассаля, в отдаленной перспективе должен быть создан солидарный общественный порядок, в котором не будет существовать разделения между государством и обществом.

Во внешней политике социал-демократы — активные сторонники мира, разрядки международной напряженности.

В отличие от либералов социал-демократы, как и коммунисты, ставят своей целью достижение не только политического, но и экономического и социального равенства.

Сущность социал-демократической экономической политики составляет концепция экономической демократии. Она исходит из того, что в обществе функционирует многоукладная экономика, основанная на общественной (государственной), коллективной и частной собственности на средства производства.

Обобществление наиважнейших средств производства вызвано не только демократизацией экономики, но и развитием производительных сил, совершенств вованием производственных отношений, а также тем обстоятельством, что там, где рыночные отношения не эффективны и экономический порядок не может быть обеспечен другими средствами, общественная собственность, считают социал-демократы, целесообразна и необходима.

Экономическая демократия предусматривает совместную ответственность общества за экономический прогресс и высокое качество жизни, эффективный контроль за проводимой экономической политикой с тем, чтобы исключить как всеобщее огосударствление средств производства и возможность централизованно распоряжаться ими, так и произвол и неограниченное господство в обществе независимой частной собственности.

С одной стороны, огосударствление может аннулировать свободу и равенство, с другой — общественный контроль над частной собственностью будет способствовать укреплению принципа свободы. Собственность должна использоваться на благо всего общества.

Важным элементом экономической демократии является закрепление законодательным путем прав наемных рабочих на участие в управлении предприятиями и экономикой в целом, предоставление им возможности взять на себя всю власть распоряжения собственностью.

Социал-демократы считают, что процесс принятия решений в экономике следует демократизировать таким образом, чтобы те, кого эти решения касаются, могли как можно больше непосредственно участвовать в их принятии. Отсюда экономическая демократия, с одной стороны, является альтернативой управления экономикой, основанной на огосударствлении и централизованном планировании, с другой — противопоставляется рыночному хозяйству. Обе хозяйственные системы исключали рядового труженика из сферы принятия решений экономического характера. В этом отношении экономическая демократия, по мнению социалистов, воспрепятствовала бюрократизации экономики, улучшала систему планирования, способствовала развитию производительных сил.

Частная собственность на средства производства рассматривается в тесной связи с рынком. Социал-демократы считают рынок непременным условием нормального функционирования экономики. Более того, только рынок с его свободной конкуренцией, по их мнению, может служить фундаментом формирования плюралистического гражданского общества и адекватного ему демократического правового государства.

Согласно концепции экономической демократии государство направляет развитие рынка в нужное русло, дополняет его государственным планированием, обеспечивая приоритет общественных интересов перед собственно частными интересами капитала. Социал-демократы считают возможным поставить капитал в такие условия, чтобы он служил интересам всего общества. Отсюда и их формула: "Рынок — насколько возможно, государственное регулирование — насколько необходимо".

Таким образом, экономическая демократия, по убеждению социал-демократов, соединяет частную собственность с общественной, личную инициативу — с совместной ответственностью общества и государства, конкуренцию — с rocyдарственным планированием, предпринимательскую свободу — с государственным контролем, участие в управлении — с самоуправлением.

Социал-демократы отмечают, что смешанная экономика, в которой сочетаются различные инструменты регулирования, конкуренция и государственное планирование

по формуле "конкуренция настолько, насколько необходимо", оказалась чрезвычайно эффективной. Рынок и план, а также находящиеся под контролем частная собственность и общественное распоряжение средствами производства могут друг с другом сочетаться так, чтобы это наилучшим образом соответствовало цели социалистической экономической политики, т.е. обеспечивало высокое качество и уровень жизни. Социал-демократы убеждены в том, что замена капитализма демократическим социализмом не должна повлечь за собой ухудшение материального благосостояния граждан, создающего угрозу всему обществу. Каждый разрушительный структурный элемент капитализма должен быть непосредственно заменен конструктивным и способным к функционированию социальным структурным элементом (например, чреватая кризисами конкуренция — государственным регулированием экономики; неограниченное право владельцев распоряжаться частной собственностью — общественным контролем или ее обобществлением и т.д.). Социал-демократы считают, что в ходе социалистических преобразований трудящиеся должны взять на себя ответственность за свое материальное благополучие. В этих целях предусматривается создание "рабочих фонда" за счет отчисления в них 50 % прибыли предприятий. Это позволит, по их мнению, увеличить долю рабочих в капитале предприятий (они не должны превышать 50 %), стать им совладельцами собственности, повысить их интерес к деятельности компании, активизировать участие персонала в формировании капитала путем увеличения инвестиций в экономику страны. В конечном итоге, убеждены социал-демократы, все это должно повлиять на обеспечение полной занятости, повышение уровня жизни, дальнейшее продвижение общества по пути социального прогресса. Значительна заслуга социал-демократов в разработке концепции социального государства, достижении социального равенства граждан, создании развитой системы социальной жизни, регулируемой государством. В этом состоит их главный вклад в развитие мировой цивилизации. Социал-демократы возлагают на государство задачу создания справедливого социального и экономического порядка. При этом предусматриваются высокие расходы на социальные нужды, формируется социальный бюджет, главный упор делается на более справедливое распределение доходов и имущества.

Отвергая лозунг всеобщей уравнительности, для чего и была создана сверхцентрализованная система распределения общественных благ, лишавшая граждан стимула к увеличению производительности труда и предприимчивости, социал-демократы в то же время являются сторонниками перераспределения национального дохода в пользу наемного труда посредством прогрессивного налогообложения. Вместе с тем они предусматривают стимулирование предпринимательской инициативы путем, к примеру, льготного налогообложения реинвестируемой прибыли.

Однако социал-демократы убеждены в том, что материальное благополучие каждого члена должно зависеть прежде всего не от государства и частного капитала, а от его способностей, его личного вклада или предприимчивости. Именно на этом принципе должна основываться система социального обеспечения.

В понимании социал-демократов только рынок, гарантирующий высокую производительность труда и эффективность производства, может служить базой повышения материального благосостояния народа. Социал демократы тесно увязывают социальную политику с экономической и финансовой. Они должны быть согласованы так, чтобы вся государственная политика была ориентирована на выполнение основных требований, предъявляемых социальному государству.

В то же время, считают социал-демократы, государство обязано гарантировать достойный для человека прожиточный минимум тем, кто не в состоянии в достаточной мере обеспечить себя сам. В этих целях образуются социальные (общественные) фонды за счет налоговых поступлений. Разрабатываются национальные программы здравоохранения, социальной безопасности, социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения. Одаренные дети из низших слоев общества должны получать стипендию уже в средней школе. Принимаются меры по переподготовке кадров, включению в трудовую деятельность инвалидов, предоставлению рабочего места в первую очередь молодежи, повышению профессиональной и географической мобильности рабочей силы, адаптации ее к условиям быстрых структурных и технологических изменений в экономике.

В задачу государства, считают социал-демократы, должны входить борьба с безработицей, обеспечение права на труд и других социальных прав (право на образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение, забота о престарелых). Государство обязано принимать меры по экономии расходов на социальные нужды и их более рациональному использованию.

Ставятся вопросы о создании развитой системы социального страхования, шестичасовом рабочем дне при пятидневной рабочей неделе, шестинедельном отпуске, улучшении условий труда, ликвидации дискриминации и др.

уравнивание имущественного и социального положения граждан, по мнению социалистов, требует решения этой проблемы политическими средствами, в том числе и путем возложения расходов на социальные нужды и на частный капитал.

Эталоном для других стран служит шведская социальная модель.

Социал-демократическая концепция построения социализма разрабатывалась и реализовывалась коллективным разумом социал-демократических партий, возникших в конце XIX — начале ХХ в. как партии рабочего класса. В мире насчитывается более 80 социал-демократических партий с числом членов более 17 млн. человек.

В 1989 — 1990 гг. социал-демократические партии появились в странах Восточной Европы и Советского Союза. Подавляющее большинство партий входят в Социалистический Интернационал, образованный в 1951 г. Начиная с 20-х гг. социал-демократические партии играли важную роль в политике некоторых европейских стран, а также в Австралии и Новой Зеландии. Социал-демократы возглавляли правительства в разное время в большинстве капиталистических стран. Например, в Швеции социал-демократы управляли страной непрерывно 44 года (с 1932 по 1976 г.).

Социал-демократия всегда была верной защитницей и последовательным проводником в жизнь своих идей. Такие утвердившиеся в жизни социалистические ценности, как фактическое равенство граждан, социальные гарантии, роль профсоюзов в защите интересов трудящихся, социальное партнерство, государственное регулирование и планирование экономики, стали достижениями всей мировой цивилизации и неотъемлемой частью современного общества. Социал-демократы, находящиеся у власти, обеспечили наиболее высокий жизненный уровень и социальные завоевания трудящихся, вследствие чего уменьшилось различие в доходах 5 между более и менее процветающими слоями общества.

Пришедшие им на смену другие партии вынуждены продолжать их курс, иначе они рискуют досрочно потерять власть, что имело место в ряде стран. Рузвельт, осуществляя свай "новый курс", многое позаимствовал из теории и практики социал-демократизма. Либерализм теперь также пытается толковать социал-демократические ценности как свои собственные. Происходит социал демократизация либерализма.

Однако до сих пор социал-демократия не смогла осуществлять свою модель демократического социализма. Неубедительность решения ряда социальных проблем также подорвала былой авторитет социал-демократии и ослабила ее влияние на европейское общественное мнение.

Социал-демократизм столкнулся с серьезными трудностями: сократилась численность партий, уменьшилось число избирателей, голосующих за социал-демократов, в ряде стран они потерпели поражение на выборах, некоторые положения концепции демократического социализма (решающая роль рынка и конкуренции как регулятора производства и повышения его эффективности и др.) устарели, возникли трудности в борьбе с другими политическими идеологиями.

Современный социал-демократизм, как и марксизм-ленинизм, обновляется. Сегодня исчезли многие идеологические стереотипы, которые привели к расколу марксистско-ленинского движения на два лагеря — коммунистов и социал-демократов.

У бывших компартий, как бы они ныне не назывались, есть много общих проблем с социал-демократией, Социалистическим Интернационалом, и вместе они представляют внушительную силу. Взаимодействие и совместное развитие марксизма-ленинизма и социал-демократизма ведет к накоплению элементов социализма в капиталистических, постсоциалистических и социалистических странах, что может привести к мировому социализму.

Познание социализма остается задачей, которая никогда не может быть решена раз и навсегда и которая приобретает особую остроту в периоды радикального самообновления общества.

Великие политические теоретики многие века работали над вопросом, какой тип общества является наилучшим. Исследование достоинств и недостатков того или иного общественного строя относится в основном к идеологии. Не существует и не может существовать единой и единственно правильной идеологии, способной однозначно отвечать на все вопросы общественной жизни, а есть лишь достижения мировой общественной мысли, помогающие человечеству идти по пути прогресса. XXI в. может стать веком новой идеологии.

…5…

Белорусская общность возникла не одномоментно, она появилась в результате этногенетических и политических процессов, происходивших на белорусских землях и смежных с ними территориях на протяжении многих веков.

На территории нынешней Беларуси первые люди появились свыше 40 тыс. лет до н.э., этническая принадлежность их остается пока невыясненной. Судя по финским названиям некоторых рек, на этих землях в то время проживали уральские племена финно-угорской ветви. В III – II тыс. до н.э. здесь появляются первые группы индоевропейцев, среди которых преобладало балтское население – предки современных латышей и литовцев.

Современную этническую карту Европы предопределило Великое переселение народов – массовое передвижение европейских и азиатских племен во II – VII вв. н.э. Этот процесс повлиял и на этнический состав территории будущей Беларуси. Сюда с IV в. стали проникать группы славян – носителей своеобразной земледельческой культуры.

Массовое расселение славян в балтском ареале происходит в VIII – IX вв. К X в. Славяне заселили большую часть современной Беларуси, хотя островки балтского населения среди массивов славянских территорий продолжали существовать еще весьма длительное время.

Проникновение славян на белорусские земли явилось мощным фактором, вызвавшим к жизни новые этногенетические процессы. Большая часть балтского населения была ассимилирована славянами; другая его часть вытеснена на северо-запад, в Прибалтику, где стала участником формирования литовского и латышского этносов; третья часть продолжала оставаться на своих прежних местах. Ассимиляция этих групп балтов славянами на территории Беларуси продолжалась до XII – XIII вв. и даже позже.

В процессе расселения славянские племена объединялись в более крупные общности – союзы племен. На территории Беларуси летописи называют несколько этнических общностей, которые рассматриваются учеными как племенные союзы.

С X – XIII веками связан новый период этнической истории восточных славян, когда начали складываться условия образования древнерусской народности. Постоянное укрепление политических и экономических связей между славянскими племенными объединениями и союзами, проживавшими на территории Западной, Северо-Восточной и Южной Руси, вело к постоянному сглаживанию ряда отличий и появлению общих черт, способствовавших образованию нового этнического сообщества с единым языком, территорией, культурой и этническим самосознанием. Но народность – это не только этническое, но и историческое сообщество людей, характерное для общества, уже поделенного на классы, и где существует государственность. Именно эти условия имели место в Древнерусском государстве. Однако процесс дальнейшего развития и укрепления древнерусской народности прервался уже в первой половине XII в. в связи с начавшимся распадом Киевской Руси как единого государства на ряд самостоятельных удельных княжеств.

Это во многом предопределило начало формирования белорусского, украинского и русского народов. В частности, в новых условиях на территории нынешней Беларуси дальнейшее развитие получили самостоятельные государственные образования – княжества. Это способствовало еще более прочному объединению, консолидации уже исторически сложившихся устойчивых групп людей, характеризовавшихся единым происхождением, ярко выраженной общностью языка, культуры, быта, социально-психологического склада, традиций, обычаев и нравов.

Непосредственное формирование белорусской общности начинается после татаро-монгольского разгрома Древнерусского государства. В это время на части его территории, а именно северо-западных землях, возникло новое государство – Великое княжество Литовское. На этногенетические процессы в новом государстве стал влиять комплекс разнообразных факторов – политических, экономических, социальных и др.

Первая группа факторов формирования белорусской народности – политические факторы. Необходимость борьбы с агрессией немецких феодалов и татаро-монголов, вхождение белорусских земель в состав ВКЛ содействовали созданию политических условий для усиления связей между разными территориальными частями населения Беларуси, его консолидации и интеграции с соседними народами. В границах ВКЛ была ликвидирована система местных княжений и создан институт наместников, организовано единое государственное управление, введено единое законодательство, что свидетельствовало о складывании системы политико-правовой централизации в стране, усилении политических связей между ее различными территориями.

Формированию белорусской народности содействовал и ряд экономических факторов. Экономической основой этногенетических процессов явилось дальнейшее развитие сельского хозяйства, усовершенствование ремесла, расширение торговли на территории от Припяти до Западной Двины и от Немана до Днепра. Увеличивалась роль крупных городов Беларуси – Полоцка, Бреста, Могилева, Гродно и других как центров региональной и транзитной торговли, средств усиления территориально-экономических связей белорусских земель.

С предыдущими этногенетическими факторами тесно связаны социальные факторы. Дальнейшее развитие феодальных отношений, постепенное введение крепостного права содействовали консолидации многочисленных категорий населения белорусских земель в социальные группы с общими правами и обязанностями для каждой из них. Этот процесс содействовал установлению более широких связей в границах каждого сословия и между ними. Так социальные условия влияли на формирование белорусской народности.

Важнейшим этнокультурным фактором явилось языковое разнообразие населения государства, которое стало предпосылкой дифференциации древнерусского языка на региональные диалекты. Совокупное действие перечисленных факторов привело к появлению на основе древнерусской народности к концу XVI – началу XVII вв. трех новых этнических общностей – белорусов, украинцев и русских.

Во второй половине XIX века в регионе нынешней Беларуси, Литвы, части Украины возникла и развилась деятельность интеллигентских групп, которые выстраивали свои проекты создания особых наций на базе специфичных крестьянских культур региона.

Из множества такого рода проектов постепенно развились в нечто реальное лишь несколько: литовцы, латыши, украинцы и белорусы, хотя были и другие варианты: кривичи, ятвяги, черноруссы и т. д.

Победа белорусского культурного проекта объясняется тем, что он формировался на базе проводившейся самой Российской империей идеологии триединого российского народа. Белорусы понимались как одна из ветвей российского народа. Крестьяне в массе своей уже к концу XIX века усвоили эту относительно новую для них идентичность, наполняя ее в основном официально дозволенной интерпретацией – белорусы как ветвь русских, происходящая от кривичей. Эта концепция в Беларуси носила название западнорусизма. Западнорусизм, кстати, не отрицал наличия белорусского языка, но трактовал белорусский язык по-разному: от понимания его как комплекса диалектов русского языка до принятия его в качестве отдельного славянского языка (академик Е. Карский. «Белорусы» и т. д.). Белорусская идентичность пришла на смену более антироссийской вариации идентичности крестьян как литвинов или русинов-униатов.

В конце XIX – начале ХХ столетия белорусскость стала все более трактоваться частью интеллигенции (часто шляхетской по происхождению) как проявление культуры особого восточнославянского народа. Эта версия стала получать распространение по мере кризиса Российской империи. Социальные и межконфессиональные противоречия на территории Беларуси стали все чаще принимать форму межэтнических противоречий. Возникла белорусоязычная литература, и сформировался белорусский литературный язык.

Крах Российской империи привел и сопровождался кризисом российской идентичности и распространением нероссийских вариантов самоидентификации крестьян на территории Беларуси, Литвы, Латвии, Польши, Украины. Между национальными проектами началась политическая борьба. В ходе этой борьбы белорусы в большей степени, чем другие народы региона, оказались поддержаны советской Москвой.

…6…

Термин "конституция" происходит от латинского "constitutio" и означает "устройство". В настоящее время конституцию определяют как основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами, представляющий собой основу всего текущего законодательства. На основе Конституции формируется вся система создания законов. Конституция определяет количество ветвей власти, их компетенцию, разграничивает их функции. В Конституции перечислены права и обязанности граждан, установлены отношения между гражданином, государством и обществом, прописаны механизмы избирательной системы и т.д. Поскольку Конституция является основным законом, то акты, принимаемые всеми ветвями власти, должны соответствовать наполнению Конституции. Любой закон не может вступить в силу, если он расходится с Конституцией, кроме того, все ранее принятые нормативные акты также не могут действовать, если они не согласуются с Конституцией.

Кроме юридического, Конституция имеет еще и политическое наполнение. Она фиксирует и регулирует общественные отношения. Конституцию можно рассматривать как политическую программу государства. С ее помощью формируется система ориентиров и ценностей. Именно в этом заключается идеологический аспект конституции. В ней, пускай в неявной форме, прописана идеология государства, указаны цели, к которому оно стремится.

Конституции стран СНГ, в том числе и белорусская, подготовлены на основе европейского опыта, поэтому свободны от явных идеологических перегрузок. В конституционных текстах зафиксирован плюрализм мнений, свобода совести, многообразие политических институтов. Ни одна партийная идеология не может устанавливаться в качестве обязательной для всех граждан. Такая постановка проблемы спасает государство от кризисов в период смены власти, когда к управлению приходят силы с альтернативными политическими взглядами, система государственной идеологии меняется в случае, если прежние и новые взгляды партийные, и остается прежней или немного корректируется, если они общие для всех. Конституция как основной закон является высшим источником права.

В Конституции Республики Беларусь записано, что она – унитарное демократическое, правовое социальное государство. Далее указано, что Беларусь суверенна, обладает верховенством и полнотой власти на всей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику.

Унитарное государство имеет единые центральные органы власти и единое законодательство. Помимо унитарных могут существовать и федеративные государства, в которых кроме центральных действуют и региональные органы власти и законодательство, отличающееся от центрального в силу того, что часть территории государства обладает этнической или другой спецификой. Республика Беларусь слишком мала по территории, чтобы представлять из себя федерацию, кроме того, республика практически моноэтнична, т.е. национальные меньшинства представляют достаточно небольшой процент населения страны.

7.2. Политические и идеологические свойства Конституции.

Демократическое государство отличается тем, что в нем обеспечивается народовластие, политический и идеологический плюрализм, осуществляется принцип разделения властей, существует местное самоуправление, имеются различные формы собственности. Народовластие является основным принципом демократии, в ст. 3 Конституции записано, что народ – единственный источник власти. Раз в 4 года происходят выборы в Палату представителей Национального Собрания и местные Советы депутатов. Граждане выбирают из нескольких кандидатов тех, кто, по их мнению, наиболее оптимально представит интересы народа во власти. Раз в пять лет осуществляются выборы президента. В Конституции указано, что в стране существует политический и идеологический плюрализм. Это доказывается существованием политических партий и общественных организаций, имеющих различные, зачастую альтернативные друг другу идеологии, которые можно свободно проводить в жизнь. В настоящий момент в республике насчитывается 15 политических партий и около 2400 общественных объединений самых различных направлений.

Правовое государство имеет принципом верховенство права, что и отражено в ст. 7 Конституции Республики Беларусь. В правовом государстве все политические институты и др. действуют в рамках Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных актов. Также в Конституции прописан принцип разделения властей. Обычно власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение не позволяет ветвям власти дублировать функции, блокирует возможность соединения всей полноты власти в одних руках, позволяет действовать в пределах своей компетенции и уравновешивать друг друга.

Суверенитет государства показывает, что государство обладает всей полнотой власти на своей территории и самостоятельно проводит свою внешнюю и внутреннюю политику. При этом государство может вступать в различные союзы или соглашаться с мнением других государств, однако это не говорит о несамостоятельности политики. Несамостоятельность может быть выражена в подчинении рекомендациям других стран в ущерб своим государственным интересам, ведении политики, выгодной в первую очередь не самому государству, а его союзникам или партнерам. Одним из признаков суверенитета является наличие института гражданства, возможность иметь собственные вооруженные силы, спецслужбы, органы охраны правопорядка, финансовую систему, кроме того контролировать всю свою территорию и иметь государственные символы.

7.3. Права человека и государственная идеология Республики Беларусь.

Раздел 2 "Личность, общество, государство" Конституции Республики Беларусь посвящен правам и обязанностям граждан. В ст. 21. сказано, что "обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства". Далее в разделе расшифровываются права и свободы. Поскольку белорусское государство социальное, оно гарантирует право на достойный уровень жизни. Кроме того, государство гарантирует права, закрепленные в государственных законах, оно гарантирует исполнение и прав, предусмотренных в международных соглашениях. Государство дает гарантии политических прав. Граждане могут объединяться в любые организации с любой идеологией, если она не противоречит закону. Однако в этом праве существуют ограничения у сотрудников силовых органов и прокуратуры, поскольку членство в организациях может привести к использованию служебного положения во благо той или иной организации. Государство обязуется защищать граждан от всевозможных посягательств, а также обеспечивает неприкосновенность личности, невмешательство в личную жизнь. Государство защищает экономические права граждан. Всем гражданам предоставлено равное право осуществлять хозяйственную деятельность, все формы собственности имеют равные права на защиту государства. Граждане имеют разнообразные права, которые помогают сохранить им свою культурную, национальную, религиозную и прочую идентификацию. Так в Конституции есть право на участие в культурной жизни, право на сохранение своей национальной принадлежности, использование своего родного языка и др.

Помимо прав и свобод у граждан Республики Беларусь существуют и обязанности, которые также прописаны в Конституции. Однако существует обязанность, которая записана в Конституции, но распространяется на всех лиц, находящихся на территории Беларуси. Статья 52 гласит: "Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции". Этим подчеркивается, что деятельность законов распространяется не только на граждан, но и на временно прибывших лиц.

…7…

Проблема прав человека имеет международный и национальный уровни. Главенствующую роль в этой системе принадлежит международному праву. Об этом свидетельствуют общепринятые международно-правовые документы. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и др.

Права, которые провозглашены в этих документах, имеют всеобщий характер. Они приемлемы для граждан всех государств независимо от степени их политического и экономического развития. Поэтому Международные пакты о правах человека обязывают принять такие законодательные меры, которые необходимы для полного осуществления прав человека, закреплённых в этих документах. Обязательность соблюдения государствами международных стандартов в области прав человека подтверждена и в ряде других документов.

Международная и национальная системы защиты прав человека имеют свои специфические функции. На международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека, действуют контрольные органы за их соблюдением государствами, существует множество организаций, содействующих развитию всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод. На национальном уровне государства приводят законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение. Формы и методы реализации международных обязательств государствами различны и закрепляются в национальном законодательстве.

Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости объявила о своей приверженности международному праву. В Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. было заявлено, что высший законодательный орган действует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепринятыми международными актами, провозглашает полный государственный суверенитет республики во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина.

15 марта 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Конституцию, закрепившую переход нашего общества в новое качественное состояние в области прав и свобод человека. 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме принимается Конституция (с изменениями и дополнениями), в которой права и свободы человека получают более полное и конкретное закрепление.

В содержательной части в области прав человека Конституция Республики Беларусь соответствует международно-правовым стандартам. Она воплотила в себе полный набор общепринятых прав и свобод человека, закреплённых в Международных пактах, и предусмотрела необходимые гарантии их реализации.

Правовой статус гражданина Республики Беларусь определяется в разделе II Конституции - "Личность, общество, государство". В нем можно выделить три основные части: 1) общие положения правового статуса личности; 2) права, свободы и обязанности граждан и 3) обязательства со стороны государства по реализации прав и свобод человека. Рассмотрим содержание каждой из частей.

Первая - общие положения правового статуса личности. В статье 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь объявляется высшей целью государства. Это конституционное положение подчеркивает гуманистическую сущность государственной политики. Несмотря на то, что возможности реализации прав человека связаны с наличием у государства соответствующего экономического потенциала, уровня культуры и других факторов, оно обязано принимать всевозможные меры к тому, чтобы обеспечить гражданам общепринятые права и свободы.

Другим принципиальным положением в области прав человека Конституция признаёт равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22). Принцип равенства граждан был основным лозунгом буржуазных революций и остался до наших дней общечеловеческой ценностью. Он означает, что все граждане независимо от занимаемого социального положения, пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые "стартовые" возможности по осуществлению конституционных прав, в том числе право на получение образования, на участие в государственной деятельности, свободу творчества, убеждений.

Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону.

Ещё одно положение в области прав человека - запрет на ограничение конституционных прав и свобод. Согласно статье 23 Конституции, права и свободы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты морали, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Во второй части раздела II "Личность, общество, государство" закрепляются права, свободы и обязанности граждан. К числу гражданских (личных) прав и свобод граждан Конституция относит: право на жизнь (ст.24); обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст.25); никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена судом, приговор которого вступил в законную силу; тот которого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность (ст.26); никто не должен принуждаться давать показания и объяснения против самого себя, членов семьи, близких родственников (ст.27); право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство (ст.28); обеспечение неприкосновенности жилища и других законных владений; никто не имеет права без законных оснований войти в жилище и другое законное владение гражданина против его воли (ст.29); право свободно передвигаться и выбирать местожительство в пределах Республики Беларусь, покидать её и беспрепятственно возвращаться назад (ст.30) и др.

Конституция Республики Беларусь закрепляет политические права и свободы человека. Последние определяют пределы политической деятельности граждан и формы их участия в управлении делами общества и государства. Именно политические права и свободы являются основным показателем демократического развития общества. Какие же права и свободы в политической сфере представляет Конституция своим гражданам?

Согласно статье 33 Основного Закона, каждому гарантируется свобода взглядов, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принуждён к высказыванию своих убеждений или отказу от них. Специально оговорено, что не допускается монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура.

Государство гарантирует своим гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34). При этом государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину возможность ознакомиться с материалами, которые затрагивают его права и законные интересы.

Обеспечить выражение политической воли граждан республики призвана статья 35 Конституции, в соответствии с которой гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядка и прав других граждан. Порядок проведения указанных мероприятий определяется специальным законом.

Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединений (ст.36), право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст.37) и др. Непосредственное участие граждан в управлении делами государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определёнными законом способами (а также см. стст.38-40).

Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть поступившее обращение и дать ответ по существу в определённый законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Вышеизложенные политические права и свободы в полной мере соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека (ст.18, 21) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст.18, 22).

Конституция Республики Беларусь предоставляет своим гражданам широкие социально-экономические права. А именно: право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека; право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку (ст.

41); право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с её количеством, качеством и общественным значением; право трудящихся на отдых (ст.42); обеспечение каждому права собственности (ст.44); право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст.45); право на благоприятную окружающую среду (ст.46); право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст.47); право на жильё (ст.48).

Важное место в Конституции отводится социально-культурным правам граждан. В соответствии со статьёй 49 каждый имеет право на образование, право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения (ст.50); гарантируется свобода художественного, научного, технического товарищества и преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ст.51).

Основной Закон республики устанавливает также основные обязанности граждан. В статье 52 записано, что каждый, кто находится на территории Беларуси, обязан соблюдать её Конституцию, законы и уважать национальные традиции. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст.53); каждый обязан беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности (ст.54); охранять природную среду (ст.55); граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56); обязанность и священный долг каждого гражданина - защита Республики Беларусь (ст.57).

Третья часть раздела II Конституции "Личность, общество, государство" содержит обязательство со стороны государства по осуществлению прав и свобод граждан, то есть гарантийный механизм. Гарантии прав и свобод граждан - первейшее условие и средство их реализации. Объективную сторону гарантий представляют политические, экономические и социальные условия жизни общества. От них в конечном итоге зависит, как реально граждане могут воспользоваться своими правами и свободами. Существенную роль в реализации прав, свобод и обязанностей играет субъективный фактор - соответствующая деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

В качестве конституционных гарантий прав, свобод и обязанностей выступают положения, закреплённые статьями 58-62 Конституции.

Важной гарантией реализации прав и свобод выступает норма, в соответствии с которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст.60).

В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам Беларуси гарантируется право обращаться в суд. В судебном порядке можно потребовать компенсацию имущественного вреда, а также и материальное возмещение морального вреда (ст.60). Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органов, органов местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счёт государственных средств (ст.61).

Таким образом, предусмотренные в Конституции Республики Беларусь права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности в обществе, соответствуют международным документам о правах человека и содержат гарантийный механизм их осуществления. Главная задача государства заключается в том, чтобы создать благоприятные материальные, социально-психологические и иные условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, декларированных в Основном Законе

…8…

Конституция Республики Беларусь – правовая основа белорусского государства

Многонациональный народ Республики Беларусь, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность Беларуси и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание своей Родины, сознавая себя частью мирового сообщества, принял Конституцию Республики Беларусь.

Именно этот Основной Закон государства регулирует все стороны его жизнедеятельности, определяет политические, экономические, социальные и другие основы государственности. И от того, насколько мы знаем этот Основной Закон государства, насколько следуем ему в своей повседневной деятельности, зависит наше будущее, будущее нашей страны, будущее наших потомков. Быть гражданином своей страны — значит любить свою страну, а чтобы ее любить - надо ее знать. Это обязательный элемент в жизни каждого человека, когда освоение политико-правовых отношений человека с государством вызывает гражданскую зрелость, ответственность и потребность в деятельности во благо страны, во благо своего народа.

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь

Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution» - установление, устройство. Конституция - это Основной Закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституцию можно определить как нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует второе название - Основной Закон.

Все современные конституции, по меньшей мере, закрепляют два важных аспекта, которые составляют предметы конституционного регулирования:

провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

организацию государственной власти, а часто и определение основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должны стремиться общество и государство.

Конституция отличается от других правовых актов.

Во-первых, Конституция устанавливает особый объект регулирования. Чаще всего в конституциях регулируется механизм решения общегосударственных вопросов.

Во-вторых, Конституция принимается особым субъектом. Существуют различные способы принятия конституций. Например, основные законы Лихтенштейна, Непала были «дарованы» народу монархом. Такой же характер носили конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.

Общепризнанные легитимные способы принятия конституции - с помощью учредительного собрания или референдума. Первым способом, например, была принята ныне действующая Конституция США (Конституционным конвентом в 1787 году), а также Конституции Италии (1947 год), Индии (1948 год), Болгарии и Румынии (1991 год); а вторым (референдумом) - во Франции (1958 год), Испании (1978 год), Российской Федерации (1993 год), Армении (1995 год).

Во многих странах конституция принимается парламентом (Украина - 1996 год, Молдова - 1994 год, Узбекистан - 1992 год, Грузия, Польша, Нидерланды, Вьетнам, Мозамбик и др.).

В Республике Беларусь Конституция была принята в 1994 году, а в 1996 и 2004 годах в нее были внесены некоторые изменения, принятые на референдуме.

Конституция - Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой, имеющий обычный (неписаные конституции) либо особый (писаные конституции) порядок своего изменения, закрепляющий основы государственного и общественного строя, формы правления, государственного устройства, принципы избирательной системы, порядок формирования и компетенцию основных государственных органов, регулирующий важнейшие общественные отношения между личностью, с одной стороны, государством и обществом - с другой.

Конституции обладают следующими функциями, то есть государственно-общественным предназначением и способами его реализации:

Юридическая - Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.

Политическая - Конституция Республики Беларусь определяет государственный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы.

Экономическая - Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: государственную и частную (статья 13).

Социальная - Конституция Республики Беларусь (статья 1) провозглашает наше государство социальным.

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств - юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеют свою специфику и во многом зависят от содержания конституции.

Указанные свойства позволяют установить место конституции в общей системе правовых источников государства, определить ее влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества. В силу того что Конституция Республики Беларусь прежде всего юридический документ, рассмотрим сначала юридические свойства.

Юридические свойства Конституции:

Конституция является главным, Основным Законом страны. Это означает, что на ее

основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

Конституция — основной, первичный источник национального законодательства. Поэтому она является ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в тексте Конституции Республики Беларусь ссылка на закон делается примерно сто раз.

Конституция закрепляет правовой статус органов государственной власти и определяет иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам.

Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, то есть необходимостью базирования этих актов на Конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией.

Юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений.

Стабильности Конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия.

Политические свойства Конституции:

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором закрепляется организация государственной власти, ее взаимоотношения с различными силами общества - партиями, объединениями, союзами и т.д. В этом ее первое политическое свойство.

Конституция обладает учредительным характером, то есть посредством ее норм создаются определенные базовые ценности либо меняются те, которые были до нее.

Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития государства и общества. Конституция, содержит нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса. Практически все современные (демократические) конституции содержат нормы-принципы, нормы-цели, которые являются основой для реальных действий межгосударственных институтов (органов представительной, исполнительной, судебной властей) в настоящем, а не в каком-то отдаленном, хотя и обозримом будущем.

Идеологические свойства Конституции:

В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. Идеологические установки пронизывают все содержание Конституции. В ней отмечена роль государства, его отношения с обществом и индивидами, права и свободы человека.

Конституция - это мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей.

Но эти идеологические свойства, как свидетельствует мировой опыт, по-разному проявлялись в отдельных конституциях и на различных этапах конституционного развития.

Современные конституции, к которым относится и действующая Конституция Республики Беларусь, свободны от явных идеологических «нагрузок». Демократия в Республике Беларусь, как это закреплено в статье 4 Конституции Республики Беларусь, осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. При этом следует иметь в виду, что согласно части второй указанной статьи идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Существующая ныне Конституция Беларуси лишена таких радикальных идеологических определений и установок, как «социалистическое государство», не несет классового характера. Более того, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (статья 33).

Вместе с тем Конституция Республики Беларусь, как и конституции стран зрелой демократии, содержит политические и правовые концепции, принципы функционирования государственно-правового механизма, взаимоотношения государства, общества и человека.

Таким образом, в Конституции формулируются фундаментальные ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним можно отнести правовое, демократическое, социальное государство; многообразие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократию, свободу, достоинство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, и другое.

…9…

Конституционное развитие Республики Беларусь

2.1. Советские Конституции БССР

За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994г.г.). Первые четыре Конституции Республики Беларусь безусловно имели свои специфические черты, однако, общим для них являлось то, что они имели явно классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчинено интересам вначале социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком, в том числе и Конституции БССР 1978г. было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике, порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.1

В первый период Советской власти права и свободы в полном объеме закреплялись за рабочими и крестьянами (трудящимися), а «эксплуататоры» ограничивались в правах. Классовый подход явно смягчился в период «развитого социализма», хотя все было подчинено интересам укрепления социалистических отношений и развития коммунизма. В области прав и свобод преобладали явно коллективистские начала. Воле большинства должны быть подчинены все, отдельный человек рассматривался в качестве «винтика» в сложной системе отношений в обществе.

Первая Конституция БССР была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов (Приложение А). Образцом для нее стала Конституция РСФСР. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была прямо закреплена в Конституции. Провозглашено полновластие Советов, создана принципиально новая система государственных органов Беларуси. Была отменена частная собственность на землю, передача в национальное достояние образцовых поместий и сельскохозяйственных предприятий, вводилась всеобщая трудовая повинность.

В соответствии с Конституцией БССР высшая власть в республике принадлежала съезду Советов. В период между съездами ее осуществлял Центральный Исполнительный Комитет БССР, ответственный перед съездом Советов. В состав ЦИКа было избрано 50 человек, в том числе 45 коммунистов, два бундовца, два члена Еврейской социал-демократической рабочей партии «Поалей-Цион», один меньшевик.1

Были и прогрессивные нормы, которые на практике к сожалению, не всегда исполнялись. Провозглашена свобода религиозной и антирелигиозной (получившей на деле приоритет) пропаганды. Уничтожалась зависимость печати от капитала, однако на практике это привело к наличию только официально выражаемой точки зрения. Предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: