И.М. Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются бы-стрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовле-кает в деятельное состояние мышцы, не принимающие активного участия в ос-новной работе.
Преимущества активного отдыха перед пассивным было подтверждено исследованиями ряда ученых при различных режимах мышечной деятельности.
Для обеспечения активного отдыха после мышечной работы применяют-ся разнообразные средства. Некоторые ученые для активного отдыха мышц ре-комендуют работу, выполняемую ногами. Положительный эффект был получен при статических напряжениях и даже при мысленных представлениях о движе-нии.
К педагогическим средствам восстановления относят также использова-ние различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на лоне природы, различные виды переключения с одного вида работы на другой и т. д.
Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов.
Особое значение следует придавать следующим факторам:
- правильное сочетание нагрузки и отдыха во время тренировки;
- чередование занятий с разной тренировочной нагрузкой с активным от-дыхом по принципу волнообразности, введением специальных восстановитель-ных и лечебно-оздоровительных микроциклов;
- разнообразие условий занятий (волнообразность и вариативность нагру-зок, широкое использование переключений), исключение монотонности и од-нообразия;
- оптимальное построение двух и трех разовых тренировок в день с тем, чтобы утреннее занятие подготавливало к основному, а вечернее – способство-вало бы восстановлению функциональных возможностей спортсмена;
- индивидуальный подход к выбору нагрузок;
- выполнение полноценной разминки перед тренировочным занятием, со-ревнованиями;
- использование пассивного отдыха в состоянии полного расслабления;
- использование упражнений с целью создания эмоционального фона;
- самомассаж и т. д.