Эгрессивное (избегающее) поведение

Поведение, к которому прибегает человек в конфликтных, трудных, фрустрирующих ситуациях. Вызвать подобное поведение могут такие обстоятельства, как отсутствие доброжелательного, эмоционально положительного отношения со стороны окружающих, непосильные нагрузки в ситуациях фрустрации, потеря надежды преодолеть трудности, ощущение бессилия, отрицательное отношение к предъявляемым требованиям, расхождение между самооценкой и оценкой со стороны. Наиболее характерный тип поведения людей с повышенной внушаемостью, при условии, если в их окружении есть люди, демонстрирующие подобные образцы поведения.

3. Агрессивное поведение

Зависит от:

- характеристик самой ситуации;

- личностных особенностей субъекта;

- мотивационных намерений оскорбить, унизить, обидеть, нанести ущерб и т.д.

Ситуация должна восприниматься самим субъектом как конфликтная или фрустрирующая, чтобы стороны взаимодействия не захотели пойти на компромисс и чтобы между ними возникли неприязненные отношения.

К личностным особенностям субъекта можно отнести такие черты, как обидчивость, вспыльчивость, мстительность, упрямство [8]. Результаты исследования А. А. Реана показали, что помимо возбудимости фактором, определяющим агрессивное поведение, может быть демонстративность. Демонстративная личность всегда стремится произвести впечатление на других, а в выборе способов может оказаться неразборчивой.

Мотивационные факторы определяются потребностно-ценностной сферой личности. Проявление данных побуждений к агрессивному поведению или выбор другой стратегии поведения будет зависеть от доминирования в области сознания социальных, общественно допустимых и признанных ценностей или личных, часто до конца неосознаваемых, влечений, страстей, желаний.

Коммуникативные и интеллектуальные черты проявляются в реакции на поведение другого субъекта. Запрет, угроза, отказ в просьбе, отказ, высказанный в оскорбительной форме, и т.п. могут вызвать у человека негативные состояния. Они переживаются в отрицательных эмоциях: гнев, ярость, досада, негодование, обида. Это очень часто вызывает у человека желание устранить психологический дискомфорт ответными действиями агрессивного толка.

- Д елинквентное (преступное) поведение. Как правило, связано с удовлетворением потребностей или иных побуждений противоправными способами, желанием и умением снять психическое напряжение только путем физической силы или вербальной агрессии. Обращает на себя внимание тот факт, что делинквентным поведение становится лишь тогда, когда человек четко определяет для себя объект и предмет удовлетворения потребности, желания, снятия напряженности.

- Аддиктивное поведение (пагубные привычки). К аддиктивным привычкам можно отнести злоупотребление алкоголем, наркотиками и курение. Первые две привычки очень часто приводят к делинквентному поведению. А такое возможно только потому, что систематическое употребление алкоголя и наркотиков приводит к разрушению и деградации личности, жизненные смыслы приобретают упрощенное, примитивное содержание, сводящееся к тому, чтобы найти, что выпить и с кем, найти деньги на очередную дозу и т.п.

Коммуникативные и интеллектуальные чертыстановятся почвой для формирования социального интеллекта. А именно, что человек воспринимает, о чем думает и как рассуждает, на что обращает внимание, о чем мечтает и о чем фантазирует, что вспоминает. Содержанием, которым наполняет человек свой социальный интеллект, определяются и стратегии его поведения.

Социальный интеллект обеспечивает личности успешную адаптацию в обществе, ролевые игры, которые берет на себя человек, и статус, который он завоевывает.

ТЕМА 4

«Формирование убеждения и принятие решения судом»

Формирование судейского убеждения – не просто результат воздействия на сознание судей определенной совокупности доказательств, установленной и проверенной в ходе судебного разбирательства. Оно всегда складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных связей между фактами объективной действительности, ценностного к ним подхода, их соотношения с запретами уголовного права, чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов, сделанных из них правовых выводов.

Осознание судьей своей роли в осуществлении правосудия способствует появлению критического отношения к выводам органов предварительного расследования. Такое отношение способствует критическому взгляду на результаты предварительного расследования, помогает вскрыть допущенные при расследовании ошибки или нарушения закона. Анализ данных анкетирования приводит к выводу, что на формирование судейского убеждения также влияют социально-психологические (поведение подсудимого в суде и т. д.) и внесудебные факторы (требование общественных организаций, оценка средств массовой информации). По анкетным данным, 57,6 % судей считают, что их убеждение формируют следующие факторы: предварительное изучение материалов уголовного дела, доказанность (недоказанность) обвинения в ходе судебного следствия, а также прошлая преступная деятельность подсудимого; 19,8 % опрошенных добавили к этому еще социально-психологические факторы. В философской литературе процесс формирования убеждения передается формулой «познано – понято – пережито – принято за истину». Например, В. Ф. Бохан переносит эту формулу на формирование судейского убеждения с некоторыми дополнениями, а именно: «познано – понято – пережито – принято за истину – подготовлено решение». Составные части этой формулы он рассматривает как элементы судейского убеждения. Н. Л. Гранат и Ю. Н. Погибко полагают, что приведенная выше формула должна иметь выражение «познал – определил ценность – принял как истину – принял решение».

В гносеологическом аспекте процесс формирования судейского убеждения развертывается в системе «незнание – знание»: от вероятностного знания – к знанию истинному и достоверному, полученному в результате исследований совокупности доказательств. Так, решая вопрос о предании обвиняемого суду, судья предполагает два окончательных вывода по делу: обвинительный тезис, сформулированный в обвинительном заключении, может подтвердиться или не подтвердиться в судебном разбирательстве. Оба мнения как вероятностные предположения результата доказывания представляются для судьи равнозначащими. В ходе доказывания одно из них перерастает в достоверный, истинный вывод, исключающий любое иное решение по уголовному делу.

В психологическом аспекте существенным для процесса формирования судейского убеждения является перерастание сомнения (как следствия вероятностного знания) в убежденность судьи, характеризующую достоверность полученных знаний и готовность действовать в соответствии с ними.
Сказанное позволяет наметить следующие этапы формирования убеждения:

а) предварительное изучение материалов уголовного дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду;

б) планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий;

в) проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве;

г) судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: