Лекция 6.
Сентиментализм. Общая характеристика. Проза.
Общая характеристика течения.
Сентиментализм — художественное направление, выдвигающее художественную концепцию: эмоционально-впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу. Сентиментализм — это антирационалистическое направление, взывающее к чувствам людей и в своей художественной концепции идеализирующее добродетели положительных героев и светлые стороны характеров персонажей, проводя четкие грани между добром и злом, положительным и отрицательным в жизни.
В сентиментализме чувство не рассматривается как средство познания мира. Речь идет о чувствительности как о способности эмоционально воспринимать мир и одновременно как о ценностном критерии.
Сентиментализм — явление общеевропейское. В одних странах раньше, в других позже, под разными названиями сентиментализм обособляется внутри просветительской литературы, как новое литературное направление, и к концу XVIII века становится господствующим течением, представляя собой новый этап европейского Просвещения, непосредственно предшествующий французской буржуазной революции 1789 г.
|
|
Продолжая и углубляя тенденции всего Просвещения, они в то же время берут под сомнение и оптимистическое представление ранних просветителей о прогрессе и сам просветительский рационализм. Только человек, живущий прежде всего чувством, может, по мнению сентименталистов, проникнуться искренним состраданием к несчастьям ближних.
Однако, по сравнению с предшествующим этапом Просвещения, новый этап, представленный сентиментализмом, оказывается прогрессивным не во всех отношениях.
Так как английское Просвещение развивается после буржуазной революции, в условиях более быстрого, чем в континентальной Европе, роста капитализма, все оно в целом носит более «сентиментальный» характер, и сам сентиментализм возникает в Англии раньше, чем на континенте. Сентиментализм и предромантизм очень своеобразно переплетаются в творчестве английских писателей XVIII века с просветительскими традициями.
Многие черты сентиментализма являются лишь развитием и углублением некоторых существенных сторон всего Просвещения в целом. Борьба просветителей с аристократической культурой основывалась на защите прав и интересов личности, на противопоставлении нравственных чувств аристократической испорченности, на демократизации тематики и освобождении литературы от стеснительных правил классицизма. Все это было продолжено сентиментализмом.
С философской стороны существенной предпосылкой сентиментализма был сенсуализм Локка, в особенности в той трактовке какую он получил впоследствии у Юма.
|
|
Многое сентименталисты восприняли у Шефтсбери. Если Локк, вслед за Гоббсом, считал основой человеческого поведения лишь внешние впечатления и те выводы, которые делает из них разум, то Шефтсбери кладет в основу поведения внутреннее, моральное чувство, которое в то же время является и чувством красоты. Это обращение к природе, к инстинкту, к безошибочной нравственности чувства становится в дальнейшем одним из главных положений сентиментализма. Шефтсбери, одним из первых, начинает предпочитать дикий, нетронутый воздействием человека пейзаж искусственно распланированному саду. У него можно найти даже противопоставление землепашества, как естественного занятия, горному делу, как кощунственному покушению на тайны земных недр.
Великой фигурой сентиментализма был Жан-Жак Руссо. Руссоизм — философско-эстетическая основа сентиментализма.
Философские размышления Руссо сосредоточены на проблеме судьбы личности в европейском обществе с его искусственной культурой и его противоречиями. Руссо в "Юлии, или Новой Элоизе" (1761) утверждает естествен- ность гетеросексуальных отношений, в "Эмиле" (1762) формирует теорию естественного образования, а в "Общественном договоре (1762) предлагает схему идеального общества.
Руссо утверждает, что «знатные сословия, заявляющие о своей пользе для остальных, полезны только для самих себя в ущерб остальным».
Лучшим и достойнейшим классом Руссо считает крестьянство — наиболее близкое к природе. "Сочинители, литераторы, философы непрестанно кричат, будто исполнять долг гражданина и служить ближним можно, лишь живя в больших городах; по их мнению, не любить Париж — значит ненавидеть человеческий род; в их глазах деревенский люд — ничто". По мнению Руссо, роскошь почти всегда сопутствовала науке и искусству.
Еще в XVII в. Томас Гоббс развивал идею " естественного состояния " человека и общества, за которым последовало, противоположное ему, гражданское состояние. Гоббс считал, что в "естественном состоянии" человек похож на волка. При "естественном состоянии" общества в нем царит "война всех против всех", право сводится к силе, а стремление человека к самосохранению оборачивается враждой к другим людям.
Согласно Руссо, человек в "естественном состоянии" был ни зол, ни добр, ни порочен, ни добродетелен. Он еще не пользовался разумом, и это не позволяло ему злоупотреблять своими способностями. Люди в "естественном состоянии" не делали зло благодаря спокойствию страстей и неведению порока. В "естественном состоянии" человек подчиняется природному порыву человеколюбия, и сострадание заменяет ему право и нравственность. По выходе из "естественного состояния" развившийся разум рождает самолюбие, философия укрепляет его и совершенно изолирует человека. Он при виде страданий другого говорит себе втайне: "Погибай, если хочешь, лишь бы я чувствовал себя в безопасности".
~~ Основное противоречие в обществе Руссо видит не в сфере экономики и политики, а в сфере оппозиции природа/культура. В человеке эта оппозиция проявляет себя через конфликт между естественной, гармонической жизнью чувства и искусственностью рассудочного мышления. Руссо полагает, что прогресс наук и искусств вызывает порчу нравов: "Приливы и отливы в океане не строже подчинены движению луны, чем судьба нравов и добропорядочности — успехам наук и искусства. По мере того как они озаряют наш небосклон, исчезает добродетель, и это наблюдается во все времена и во всех странах". Руссо не отрицает прогресса культуры.
Лишь знания, способствующие нашему благополучию, достойны, по Руссо, исканий разумного человека. Важно знать не то, что есть, а то, что полезно. Люди ошибаются тем больше, чем больше знают. Единственное средство избежать заблуждения — невежество. "Какое мне дело?" — фраза привычная в устах невежды, но и наиболее подобающая мудрецу. Однако ход истории необратим, и естественное невежество ныне уже неосуществимо. Нам до всего есть дело, и наше любопытство расширяется вместе с нашими потребностями. Ум, раз попробовавший мыслить, не может остаться в покое.
|
|
И все же основа всего в человеке (и Руссо вновь и вновь возвращается к этому) — не мысли, не знания, не теории, а чувства и страсти. Движущие силы поведения человека не столько теории, сколько чувствования (и среди них главные: любовь к себе, боязнь страдания, отвращение к смерти, стремление к благополучию). Но человек — существо общественное и не имеет врожденного знания о добре, только разум дает ему познание добра, совесть заставляет его любить добро.
По утверждению Локка и Монтеня, человек содействует общему благу только ради своего интереса. Руссо возражает: справедливый содействует общему благу даже в ущерб себе. И Руссо называет чудовищной философию, объясняющую добрые деяния людей корыстнымни безнравственными мотивами.
Для Руссо совесть — надежный путеводитель существа несведущего и ограниченного, но мыслящего и свободного; совесть — непогрешимый судья добра и зла, делающий человека подобным богу. Совесть говорит с человеком на языке природы, а наша культура заставляет его забывать этот язык.