Герой сентиментального произведения

Герой сентиментального произведения не просто носитель повышенной чувствительности. Культ чувства сочетается с целым комплексом этических норм. Способность чувствовать расценивается как наиболее полное выражение человечности, отзывчивости, как умение понять, разделить горести другого или, как минимум, откликнуться на них искренними слезами. Более того, для большинства сентиментальных героев характерен особый этический максимализм — бескомпромиссность в поведении, в выражении своих симпатий и антипатий, в приверженности к определенным нормам поведения, моральным принципам. Здесь человек подчиняется не просто порыву чувств, а своим убеждениям. Потому в отличие от последующей литературной эпохи — романтизма — чувства здесь в известной степени «рациональные». Сентиментальный герой всегда последователен в своих поступках, совершаемых по велению сердца, они никогда не выглядят в глазах читателя непредсказуемыми.

Природа выступает многолико; и как своего рода законодательница (от нее исходит, ею заложено представление о том, что такое хорошо и что такое плохо), и как та сфера, в которой только и возможно сохранение человеческих нравственных качеств. Отсюда многочисленные попытки представить сентиментального героя в обстановке максимальной близости к природе и наибольшей удаленности от современной цивилизации.

Другой тип человеческого характера в сентиментальной прозе представляют персонажи, обрисованные в романе Голдсмита «Векфильдский священник». Социальные противоречия в романе прочерчены очень резко. Мир пастора Примроза - мир семейных добродетелей, святости домашнего очага, в нем живут доверчивые, честные, неприхотливые в своих желаниях люди. За стенами этого пасторального жилища другой мир, в котором царит зло, представленнное по контрасту с позитивными ценностями патриархального уклада пастора: жестокость, вероломство, самоуправство сквайера, беззастенчивость базарного дельца, авантюризм купца, банкротство которого разорило Примроза.

В сентиментальном произведении образ героя, страдающего и погибающего, выполняет весьма значительную общественную функцию. Сентиментальный герой - не простое выражение авторского сострадания к человеческим судьбам, он «уязвлен страданиями человечества». Его судьба - протест против существующих противоестественных норм, которые несовместимы с естественной сущностью и изначально разумным порядком вещей. Он всегда остается на нравственной высоте, всегда одерживает моральную победу.

Чувствительность сентиментального героя проявляется широко, как особое отношение к миру. Она по сути дела означает целый нравственный комплекс: верность природе (своей человеческой природе), добро и максимализм в че-ловеческих отношениях тесно переплетаются и образуют своего рода модель мироустройства, противостоящую неустроенности современной жизни. С особой отчетливостью этот комплекс проявился у трех мастеров сентиментальной прозы — Л. Стерна, Ж.-Ж. Руссо и молодого Гете.

Как и Филдинг, Стерн стремится «наблюдать человеческую природу», («...останавливая всякого рода нищих, странников, скрипачей, монахов... — я всегда находился в обществе, и притом обществе разнообразном...» — «Тристрам Шенди», т. 7). Но понятие «человеческая природа» для Стерна имеет другой смысл, отличный от филдинговского. Филдинг мыслил оптимистически. И Том Джонс, и Софья Вестерн, и пастор Адамс воплощали для него «природу» в ее лучшем варианте.

Для Стерна человеческая природа достаточно уязвима и гораздо менее, чем у Филдинга, способна гарантировать человеку счастье. «Какое непоследовательное существо человек! - изнемогает от ран, которые имеет возможность вылечить! Вся жизнь его в противоречии с его убеждениями! — его разум, этот драгоценный божий дар,— вместо того, чтобы проливать елей на его чувствительность, только ее раздражает — умножая его страдания и повергая его в уныние и беспокойство под их бременем! Жалкое, несчастное создание, бессильное уйти от своей судьбы!» («Тристрам Шенди», т. III). «Непоследовательное», «жалкое, несчастное» существо - подобные определения у Филдинга не годились бы ни для Тома Джонса, ни для Блайфила. Сентиментализм впервые заговорил о том, что человеку, одаренному чувствами, невозможно «обжиться» в существующем мире, благоустроить его для себя, идея, которая позднее с огромной силой зазвучала в романтизме.

На характеристике персонажей Стерна, несомненно, сказалось разочарование в просветительском рационализме, но это разочарование не связано с отказом от просветительского оптимизма. Углубляется самый взгляд на человека. Человек, по суждению Стерна, неизмеримо сложнее, чем казалось его предшественникам.

Сравним рассказчика у Филдинга и Стерна. У первого он «всезнающий», а у второго — «ищущий, разочарованный, исполненный смятения». Сентиментальный герой завершал эпоху Просвещения. Однако, несмотря на ряд художественных удач в этой области, заслуга сентиментализма состоит не только в создании живого и волнующего человеческого типа. Значительная заслуга сентиментализма состояла в том, что через созданные им образы он утверждал новые этические ценности, и прежде всего важную для XVIII в. мысль о внесословном достоинстве человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: