• Институционализацию конфликта – определение общих правил и принципов в разрешении конфликта
• Легитимизация – готовность конфликтующих сторон соблюдать принятые нормы и правила в процессе разрешения конфликта
• Структурирование конфликтующих групп – выявление носителей преследуемых в конфликте интересов
• Редукция – последовательное ослабление конфликта
На основе полученной информации необходимо осуществить специальную подготовку переговоров:
- определение посредником стратегии и тактики переговоров;
- оказание помощи каждой из сторон в осмыслении сложившейся ситуации;
- переформулирование (с учетом законов и нового видения ситуации) требований конфликтующих сторон друг к другу;
- создание атмосферы доверия между участниками переговоров;
- формирование повестки дня (определение приоритетов и порядка их обсуждения).
Одним из результатов предварительного этапа должно быть понимание каждым из участников конфликта отличия того, что может быть реально достигнуто от того, чего они желают достичь. Целью переговоров должно стать достижимое, а не желательное. Результаты переговоров будут прочны тогда, когда они основаны на реальности, а не на фантазиях, пусть даже и пользующиеся поддержкой народа.
|
|
Умение вести переговоры определяется следующими качествами руководителей:
1) компетентностью в области обсуждаемых проблем;
2) умением трезво оценить обстановку;
3) психологической компетентностью;
4) умением генерировать новые идеи, методы решения проблемы;
5) лингвистической компетентностью (грамотность, умение использовать языковые средства в соответствии с целями и обстановкой
Предпоследняя стадия переговоров может быть довольно длительной и трудной, так как она предполагает непосредственный контакт участников конфликтной ситуации или их доверенных лиц. Постоянное психологическое напряжение отнюдь не способствует активизации интеллектуальных усилий и повышению конструктивности решений. На этой стадии в обязанности посредника входит:
1) устранить давление на участников переговоров извне (как по административной линии, так и со стороны прессы, общественных организаций и т.п.);
2) постоянно поддерживать у участников переговоров установку на разрешение конфликта, атмосферу доверия и доброжелательности;
3) концентрировать внимание участников обсуждения на необходимости анализа приоритетных вопросов, включенных в согласованную повестку дня;
4) нейтрализовать "крайние" позиции, указывая на их негативные последствия, слабости аргументации и т.п.;
5) инициировать собственные аргументы и предложения, обеспечивая достижение приемлемых для каждой из сторон решений;
|
|
6) следить за тем, чтобы каждый участник обсуждения имел возможность высказать свои суждения по затронутым вопросам;
7) участвовать в подготовке итогового документа по результатам переговоров.
Успех переговоров зависит от двух факторов: во-первых, от степени проработки вопросов на предварительной стадии; а во-вторых, умения посредника создать из участников конфликта коллектив, способный к решению задач, к совместной работе.
Также посредник м.б. наделен функцией арбитра – т.е. обладать правом принятия окончат. решения.
Успех переговоров зависит от двух факторов: во-первых, от степени проработки вопросов на предварительной стадии; а во-вторых, умения посредника создать из участников конфликта коллектив, способный к решению задач, к совместной работе.
С психологической точки зрения третья стадия означает признание нового типа отношений между прежними участниками конфликта; понимание того, что отношения соперничества превратились в отношения сотрудничества.