Безналичная форма расчетов. Лекция 12. Учет денежных средств и расчетов

Лекция 12. Учет денежных средств и расчетов

1. Хозяйственная деятельность предприятия связана с необходимостью осуществлять расчеты внутри и вне его:

· к внутрифирменным расчетам относятся: расчеты с персоналом по заработной плате, с подотчетными лицами по предоставленным им суммам, с персоналом по прочим операциям;

· во внешней среде предприятие рассчитывается с поставщиками за приобретенную у них продукцию, с подрядчиками за выполненные работы и услуги, уплачивает налоги в бюджет и органам социального страхования и обеспечения, получает выручку за реализованную продукцию от покупателей, получает и оплачивает авансы и др.

2. Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:

· своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

· оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия, средств на расчетных, валютных и других счетах в банках;

· контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

· контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

· контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

· •своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

3. Все расчеты предприятия делятся на две группы:

· расчеты по товарным операциям, связанные с перемещением товара, -это расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в том числе плановые платежи, которые осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможен также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами;

· расчеты по нетоварным операциям, предполагающие лишь движение денежных средств, - расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. Расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями.

Безналичная форма расчетов

1. Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся в основном в безналичной форме. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте.

Из нескольких возможных форм расчетов плательщик и получатель средств при заключении договоров выбирают конкретную приемлемую для них форму. Банк не имеет права контролировать способ расчета или первоочередность осуществления платежей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Отношения предприятия с банком строятся на основе договоров банковского счета. Для расчетов оно может открывать в банке счета различных видов:

· расчетные счета - открываются всем коммерческим предприятиям, имеющим статус юридического лица (имеющим самостоятельный баланс и наделенным собственными оборотными средствами). Владелец счета может распоряжаться своими средствами без ограничений, осуществляя любые не запрещенные законом операции;

· текущие счета - открываются некоммерческим учреждениям, а также организациям, не обладающим признаками, дающими право открыть расчетный счет (например, структурным подразделениям). Владелец счета распоряжается своими средствами в точном соответствии со сметой, утвержденной вышестоящим органом; при этом перечень операций по счету регламентирован (могут, например, снимать средства на оплату труда);

· специальные счета - применяются для хранения средств строго целевого назначения.

В случае создания нсхозрасчетных подразделений (магазинов, складов и т. п.) не по месту нахождения головного предприятия им могут быть открыты расчетные субсчета в том регионе, где они действуют. Операции при этом регламентированы (например, зачисление выручки, перечисление средств владельцу счета).

2.Все безналичные расчеты производятся через банк на основании расчетных документов, которыепредставляют собой оформленные в письменном виде распоряжения владельца счета на перечисление средств; формы их должны соответствовать установленным стандартам, и они должны содержать следующие реквизиты:

· наименование расчетного документа и его код формы по ОКУД;

· номер документа, дату его оформления;

· наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

· наименование плательщика, его идентификационный номер (ИНН), номер счета в банке;

· наименование получателя средств, номер его счета в банке;

· наименование и местонахождение банка получателя (в чеке не указывается), его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета (допускается сокращение наименования плательщика и получателя, не затрудняющее работу банков и клиентов);

· назначение платежа (в чеке не указывается). Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);

· сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;

· очередность платежа и вид операции.

На первом экземпляре, независимо от способа изготовления расчетного документа, проставляются подписи и оттиск печати.

Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от суммы платежа и выписываются с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения подлинников в необходимом банку количестве экземпляров для всех участвующих в расчете сторон. При этом чеки оформляются от руки чернилами или шариковыми ручками. Следует помнить, что помарки и подчистки, использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

3. Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение - приказ банку о перечислении с расчетного счета суммы денежных средств другому предприятию, организации или учреждению.

Платежными поручениями оформляются:

· платежи в доход бюджета, внебюджетным фондам, страховым компаниям;

· перечисление торгующим организациям сумм, удержанных из заработной платы рабочих и служащих за товары, проданные в кредит;

· платежи в оплату претензий по качеству и недостаче продукции, штрафов, пеней, неустоек и погашение прочей кредиторской задолженности;

· с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты или по согласованию.

Платежные поручения можно применять в одногородних и иногородних расчетах.

Платежное поручение выписывается на бланках установленной формы (реквизиты - см. выше), действительно в течение 10 дней и предоставляется в банк в необходимых количествах экземпляров, например в четырех:

· первый экземпляр после списания средств с расчетного счета плательщика остается в документах его банка;

· четвертый - возвращается плательщику со штампом банка как расписка в том, что документ принят к исполнению;

· второй и третий экземпляры пересылаются в банк получателя; после зачисления денег на расчетный счет получателя второй экземпляр остается в документах банка, а третий - передается получателю как подтверждение осуществления операции.

Расчеты платежными поручениями в бухгалтерском учете оформляются записью:

· по кредиту счета 51 "Расчетные счета" в корреспонденции со счетами по учету направления перечислений (например, 60 - поставщикам и подрядчикам, 68 - налоги в бюджет, 69 - взносы единого социального налога и др.) - при перечислении средств;

· по дебету счета 51 в корреспонденции со счетами по учету источников поступления (например, 62 - задолженность покупателей, 90 - выручка, 75 - от учредителей и др.) - при получении средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: