Основные непроизводственные средства (ОНС)

Они не имеют отношения к производственному процессу и призваны обеспечивать нормальное воспроизводство трудовых ресурсов предприятия. К ним относятся объекты, оборудование жилищного фонда, медицинских и образовательных учреждений, учреждения культуры и т.д.

В зависимости от степени участия в производстве ОПС делятся на:
- активную часть - Относятся те группы ОПС, которые непосредственно участвуют в процессе производства. В большинстве отраслей к ним относят машины и оборудование.
- пассивную часть - Относят группы ОПС, принимающих вспомогательное участие и создающие условия для нормального протекания производства (здания, производственный и хоз. инвентарь и т.д.)
Соотношение групп ОПС, выраженное в %, характеризует их структуру (видовую). Таким образом, структура ОПС - удельный вес каждой группы ОС в их общей стоимости.
Структура ОПС в разных отраслях имеет свои особенности, которые обусловлены технологией производства, географическим размещением предприятий и др. факторами. Например, в НГД-отрасли более 600% в структуре ОПС составляют сооружения, т.к. в этой группе учитываются скважины. В бурении преобладает группа машины и оборудование, т.к. здесь учитывается буровые установки. Эта же группа преобладает у предприятий машиностроения, легкой, пищевой промышленности.
По принадлежности ОПС делятся на:

собственные (на праве собственности находящиеся в хоз. ведении или оперативном управлении)

арендованные

По признаку использования:

Находящиеся в эксплуатации (действующие станки, инструменты)

Находящиеся в реконструкции или техническом перевооружении, в резерве (запасе), в консервации

3. Производственная мощность предприятия, порядок ее расчета.

Наличие ОС и потребность в них определяется 2-мя методами: натуральным и стоимостным.
Натуральный метод позволяет определить качественный состав ОПС, их технологическую, возрастную структуру, размер производственных площадей. Эти данные позволяют планировать производственную программу предприятия, оценивать резервы улучшения использования производственных мощностей. Для получения натуральной оценки используются данные инвентаризации, паспортизации оборудования, учеты его ввода и выбытия.
Стоимостной метод применяется для оценки общей величины ОПС, их динамики, структуры, расчета амортизационных отчислений и т.д. Существует несколько видов стоимостной оценки ОС, связанных с их длительным использованием и постепенным износом в процессе производства. Каждый из этих видов имеет свое практическое значение.
1. Первоначальная стоимость (Сп) – это стоимость ОПС на момент их приобретения, включает затраты на приобретение, доставку и монтаж (без НДС)

Сп = Ц + Зд + Зм + Зпрочие

Затраты прочие могут включать:

суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОПС

регистрационные сборы, гос.пошлины и др. аналогичные платежи, связанные с приобретением или получением прав на объект ОПС

таможенные пошлины

вознаграждение, уплаченное посредническими организациями

Приобретаемое или создаваемое ОПС ставится на учет по первоначальной стоимости и отражается на балансе предприятия, поэтому первоначальная стоимость до момента переоценки ОПС носит название балансовой стоимости, а после переоценки – восстановительной стоимости.

2. Восстановительная стоимость (Св) – это стоимость воспроизводства эксплуатируемых ОПС, исходя из современных цен и условий изготовления аналогичных объектов на определенную дату. В связи с длительностью использования ОПС возникает необходимость приведения их оценки к текущим условиям в целях обеспечения сопоставимости разновременных ОПС аналогичного назначения, определения реальной рыночной цены продажи и т.д.

Перевод первоначальной стоимости ОПС в восстановительную производится в результате их переоценки не чаще одного раза в год (на 1.01). Переоценка должна быть документально подтверждена.
Св отражает сумму денежных средств, которая необходимо было бы заплатить для приобретения имеющихся в данный момент ОПС в их первоначальном виде по действующим на данный момент ценам.

Св = Ц’ + Зд’ + Зм’ + Зпрочие’

4. Амортизация основных фондов: экономическая сущность и порядок расчета. Методы начисления амортизации.

Амортизация служит стоимостной оценкой износа и означает постепенный перенос стоимости ОС на себестоимость выпускаемой продукции (в течении нормативного срока службы).

Амортизация (в буквальном смысле) означает бессмертие ОС, их способность возмещать износ, восстанавливаться. Постепенная стоимость в виде амортизационных отчислений включаемая в себестоимость продукции и соответственно в её цену. Затем в составе выручки от реализации возвращается на предприятие и накапливается в амортизационном фонде до полной компенсации стоимости используемой единицы ОС, которые к этому времени уже отработало свой нормативный срок.
Накопленная сумма амортизационных отчислений используется для приобретения новых ОС взамен изношенных, т.е. происходит полное восстановление ОПС – реновация.
Амортизация не начисляется по объектам, переведенным на консервацию более 3-х месяцев, объектам фильмо-фонда, экспонатам животного мира в зоопарке, мобилизационным мощностям.
Начисление амортизации производится каждый месяц за весь нормативный срок службы, после чего прекращается. Для определения суммы амортизационных отчислений применяют норму амортизации, показывающую какую часть от стоимости ОС необходимо перенести на себестоимость продукции за 1 эксплуатационный год.
Норма амортизации определяется по сроку полезного использования в диапазоне соответствующей группы, согласно классификации ОС по срокам полезного использования:

Все недолговечное имущество по срокам полезного использования от одного до двух лет включительно

Имущество, со сроком полезного использования свыше 2-х лет до 3-х лет включительно (3. 3-5 лет, 4. 5-7лет, 5. 7-10лет, 6. 10-15лет, 7. 15-20лет, 8. 20-25лет, 9. 25-30 лет)

Имущество, со сроком полезного использования свыше 30 лет (здания, экскаваторы, суда морские, пассажирские, доки, вагоны метрополитена, насаждения винограда многолетние)

В настоящее время предприятия самостоятельно выбирают способ начисления амортизации, которая фиксируется в приказе в учетной политике предприятия и является неизменным для действующих ОС. Критерием выбора является финансовое состояние предприятия.

Способы начисления амортизации

Линейный способ

Исчисление амортизационных отчислений исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости осн. средств и нормы амортизации

Способ кумулятивного числа

Способ списания стоимости по сумме числе лет срока полезного использования. Заключается в установлении нормы амортизации на каждый год срока полезного использования в зависимости от количества лет до окончания нормативного срока службы и кумулятивного числа (сумма членов арифметической прогрессии)
Ток – кол-во лет до окончания норматив. срока службы

Способ уменьшенного остатка

За основу начисления амортизации берется остаточная стоимость основных средств на начало года, причем Nам может увеличиваться на коэф. ускорения

Способ пропорциональности

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Сумма амортизации определяется произведенным объемом продукции в отчетном периоде и соотношением первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования.

Bt – объем продукции, произведенной в t-ом году
BT – предполагаемый объем продукции за весь срок полезного использования
Учитывая требования налогового законодательства предприятию предпочтительнее использовать линейный метод начисления амортизации

5. Основные производственные фонды (основной капитал) предприятия: состав, структура и методы оценки.

Основной капитал денежная оценка основных фондов как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования. В состав основных фондов входят объекты производственного и непроизводственного назначения. Производственные основные фонды промышленного, строительного, сельскохозяйственного назначения, автомобильного транспорта, связи, торговли и других

видов материального производства. Непроизводственные основные фонды предназначены для обслуживания нужд жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения, культуры.

По натурально-вещественному признаку основные фонды подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование,

транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий скот, летние насаждения.

По степени участия в производственном процессе основные фонды делятся на:

активные элементы (машины, оборудование) -непосредственно влияют на производство, количество и качество продукции;

пассивные элементы (здания, сооружения) создают необходимые условия для производственного процесса.

Основные производственные фонды предприятий совершают хозяйственный кругооборот, который состоит из следующих стадий:

износа основных фондов;

амортизации;

накопления средств для восстановления основных фондов;

их замены путем капитальных вложений.

Основной капитал на предприятие может поступать по следующим каналам:

как вклад в уставный капитал предприятия;

в результате капитальных вложений;

Состав и структура основных фондов зависят от особенностей специализации отрасли, технологии и организации производства, технической оснащенности. Структура основных фондов может быть различна по отраслям промышленности и внутри отдельной отрасли в связи с теми же причинами. Видовая структура основных фондов различна в отраслях промышленности. Например, доля зданий

в общей стоимости основных фондов наиболее велика в пищевой промышленности (44 \%), сооружений в топливной промышленности (17 \%), передаточных устройств в электроэнергетике (32 \%), машин и оборудования -на предприятиях машиностроительного комплекса (45 \% и свыше).

1.В повседневной практике основные фонды учитываются и планируются по первоначальной стоимости приобретения или создания основных фондов. Машины и оборудование принимаются на баланс предприятия по цене их приобретения, включающей оптовую цену данного вида труда, расходы на доставку и другие заготовительные расходы, затраты на монтаж и установку.

На основе первоначальной стоимости рассчитываются амортизация, а также показатели использования фондов.

2.Восстановительная стоимость воспроизводства основных фондов на момент их переоценки, т. е. она отражает затраты на приобретение и создание средств труда в ценах, тарифах, действующих в период переоценки их воспроизводства.

3. Остаточная стоимость разница между первоначальной стоимостью и начисленным износом. Она позволяет судить о степени изношенности средств труда, планировать обновление и ремонт основных фондов.

4. Ликвидационная стоимость сохранившихся элементов основных фондов на момент их ликвидации за вычетом расходов по их ликвидации.

6. Оборотные средства предприятий, их состав и планирование.

Оборотные средства - это совокупности денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.
Оборотные производственные фонды - это предметы труда (сырье, основные материалы, полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части); незавершенное производство и расходы будущих периодов.
Фонды обращения - это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но неоплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах.
Оборотные средства обеспечивают непрерывность производства и реализации продукции предприятия.
Оборотные производственные фонды вступают в производство в своей натуральной форме и в процессе изготовления продукции целиком потребляются. Они переносят свою стоимость на создаваемый продукт. Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Они не участвуют в образовании стоимости, а являются ее носителями. После окончания производственного цикла, изготовление готовой продукции и ее реализации стоимость оборотных средств возмещается в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг). Это создает возможность систематического возобновления процесса производства, который осуществляется путем непрерывного кругооборота средств предприятия.
По источникам формирования оборотные средства делятся на собственные и заемные.
Собственные оборотные средства - это средства, постоянно находящиеся в распоряжении предприятия и формируемые за счет собственных ресурсов (прибыль).
Заемные оборотные средства - кредиты банка, кредиторская задолженность (коммерческий кредит) и прочие пассивы.
В своем движении оборотные средства проходят последовательно 3 стадии: денежную, производственную и товарную.
Денежная стадия кругооборота средств является подготовительной. Она протекает в сфере обращения, где происходит превращение денежных средств в форму производственных запасов.
Производственная стадия представляет собой непосредственный процесс производства. На этой стадии продолжает авансироваться стоимость создаваемой продукции, но не полностью, а в размере стоимости использованных производственных запасов, дополнительно авансируются затраты на зарплату и связанные с ней расходы, а также перенесенная стоимость производственных основных фондов. Производительная стадия кругооборота заканчивается выпуском готовой продукции, после чего наступает стадия ее реализации.
На товарной стадии кругооборота продолжает авансироваться продукт труда (готовая продукция) в том же размере, что и на производственной стадии. Лишь после превращения товарной формы стоимости произведенной продукции в денежную, авансируемые средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции. Остальная ее сумма составляет денежные накопления, которые используются в соответствии с планом их распределения. Часть накоплений (прибыли), предназначенная на расширение оборотных средств присоединяется к ним и совершает вместе с ними последующие циклы оборота.
Денежная форма, которую принимают оборотные средства на третьей стадии их кругооборота, одновременно является и начальной стадией оборота средств. Кругооборот оборотных средств происходит по схеме:
Д - Т … П … Т1 - Д1
где:
Д - денежные средства, авансируемые хозяйствующим субъектом;
Т - средства производства;
П - производство;
Т1 - готовая продукция:
Д1 - денежные средства, полученные от продажи продукции и включающие в себя реализованную прибыль.
Точки (...) означают, что обращение средств прервано, но процесс их кругооборота продолжается в сфере производства.
Оборотные средства находятся одновременно на всех стадиях и во всех формах производства, что обеспечивает его непрерывность и бесперебойную работу предприятия. Эффективная работа предприятия - это достижение максимальных результатов при минимальных затратах. Минимизация затрат - это, в первую очередь, оптимизация структуры источников формирования оборотных средств предприятия, т.е. разумное сочетание собственных и кредитных ресурсов.
Время, в течение которого оборотные средства совершают полный кругооборот, называется периодом оборота оборотных средств. Этот показатель характеризует среднюю скорость движения средств на предприятии. Он не совпадает с фактическим сроком производства и реализации определенных видов продукции.
Ритмичность, слаженность и высокая результативность во многом зависит от оптимальных размеров оборотных средств. Поэтому большое значение приобретает процесс нормирования оборотных средств, который относится к текущему финансовому планированию на предприятии.

7. Показатели эффективности и пути улучшения использования оборотных средств

Эффективность исп-я оборотных ср-в хар-ют след. показатели:

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств – количество оборотов, которое совершили оборотные средства п/п за рассматриваемый период (год, квартал, месяц): kоб=Nрп/Фос, где NРП – объем реализованной продукции в оптовых ценах; ФОС – средний остаток всех оборотных средств.

2. Коэф-т загрузки оборотных ср-в – это величина, обратная коэф-ту оборачиваемости. Хар-ет сумму оборотных ср-в, затраченных на 1 руб. реализованной продукции: Кз = Фос/Nрп

3. Длительность одного оборота в днях - за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции: То=Д/Коб или То=Фос*Д/Nрп, где Д – длительность отчетного периода.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств ведет к высвобождению оборотных средств (уменьшение потребности в связи с улучшением их исп-я).

Ускорение оборачиваемости оборотных средств может быть достигнуто за счет использования факторов: опережающий темп роста объемов продаж по сравнению с темпом роста оборотных средств; совершенствование системы снабжения и сбыта; снижение материалоемкости и энергоемкости продукции; повышение качества продукции и ее конкурентоспособности; сокращение длительности производственного цикла и др.

Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств:

1) На стадии создания произв-ых запасов: внедрение экономически обоснованных норм запаса, приближение поставщиков сырья, материалов к потребителям, установление длительных произв-ых связей, повышение степени механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

2) На стадии незавершенного пр-ва: внедрение прогрессивных технологий и техники, развитие стандартизации и унификации пр-ва, применение более дешевых конструкционных материалорв, повышение коэф-та исп-я материальных ресурсов.

3) На стадии обращения: приближение потребителей прод. к ее изготовителям, совершенствование системы расчетов, предоплаты, своевременная подборка отгружаемой прод. по партиям и ассортиментам.

8. Нематериальные активы предприятия: виды и стоимостная оценка. Износ и амортизация нематериальных активов.

Когда предприятие производит затраты на приобретение товаров или услуг, оно в дальнейшем ожидает получить от их использования экономический эффект, который достигается либо в текущем периоде, либо в будущем. В первом случае, если этот эффект достигается в текущем периоде, стоимость приобретаемых товаров являются текущими расходами предприятия. Во втором случае, если этот эффект проявляется в будущем, совершаемые затраты будут капитализированы. Примерами подобных затрат являются затраты на приобретение технологического оборудования, которое используется для производства продукции предприятия или затраты, связанные со строительством новых производственных помещений. Капитализированные затраты предприятия носят название внеоборотных активов.

нематериальные (неосязаемые) активы, не имеющие физической сущности, например, патентные или авторские права, торговые марки и т. п.

В бухучете долгосрочные активы первоначально регистрируются по стоимости их приобретения - первоначальная стоимость актива. Первоначальная стоимость включает суммарные затраты предприятия по приобретение, доставку, монтаж, наладку актива.

В учете первоначальная стоимость актива последовательно уменьшается на величину начисленного износа. Разность первоначальной стоимости актива и суммы начисленной амортизации называется остаточной стоимостью актива.

Для отражения реальной рыночной стоимости актива может производиться периодическая переоценка балансовой стоимости актива. Восстановительная стоимость - стоимость актива, за которую он может быть реализован в настоящее время. Методы посредством коэффициентов переоценки, устанавливаемых централизованно. Стремление учесть инфляционные процессы в экономике или с помощью института независимых оценщиков в настоящее время обсуждается.

Ликвидационная стоимость актива определяется как стоимостная оценка актива в момент его утилизации (стоимость металлолома и драгоценных металлов, входящих в состав оборудования и т.п.). Для основной части активов ликвидационная стоимость принимается равной нулю.

Предприятие, приобретая оборудование, предполагает его эксплуатировать в течение ряда лет, и это оборудование будет приносить предприятию прибыль в течение этого срока. Следовательно, стоимость оборудования должна быть увязана с доходами, получаемыми за время его использования. Общее название этой процедуры увязки - амортизация. Часть стоимости актива, которая относится к отчетному периоду, является расходами этого периода и отражается как износ актива.

Существуют три основных механизма начисления амортизации:

· механизм равномерного списания (линейной амортизации), при которой амортизационные отчисления равномерно распределяются по времени нормативного использования объекта амортизации;

· механизм ускоренной амортизации, включающий группу методов, направленных на стимулирование замены элементов основных средств путем ускоренного списания объекта амортизации на издержки производства и обращения;

· производственный метод, при котором величина амортизации определяется интенсивностью использования объекта амортизации (например, амортизация отдельных видов машин производится исходя из установленной для них величины наработки до полного списания объекта - времени налета для летательных аппаратов, километров пробега для автомобилей и т.п., а также фактического времени наработки объекта в отчетном периоде).

9. Понятие производительности труда. Методика расчета уровня и роста производительности труда.

Производительность труда – показатель результативности труда, который определяет количеством продукции, производимой одним работником в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведённой продукции.

Задачи:

1. Измерение уровня производительности труда, оценка степени выполнения плана и динамики ПТ.

2. Оценка влияния факторов на изменение уровня ПТ.

3. Определение прироста продукции и экономии затрат труда, достигнутых вследствие роста ПТ.

4. Определение резервов дальнейшего роста производительности труда

Факторы производительности труда:

1. Технические и технологические.

2. Социально-экономические (повышение образования и квалификации, улучшение трудовой дисциплины, совершенствование форм морального и материального стимулирования работников).

3. Природно-климатические.

4. Организационные: специализация и концентрация.

5. Структурные (изменение удельного веса, кооперированных поставок и покупных полуфабрикатов в общем объеме продукции; изменение удельного веса отдельных видов продукции).

Производительность труда – показатель результативности труда, который определяет количеством продукции, производимой одним работником в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведённой продукции.

Задачи:

1. Измерение уровня производительности труда, оценка степени выполнения плана и динамики ПТ.

2. Оценка влияния факторов на изменение уровня ПТ.

3. Определение прироста продукции и экономии затрат труда, достигнутых вследствие роста ПТ.

4. Определение резервов дальнейшего роста производительности труда

Факторы производительности труда:

1. Технические и технологические.

2. Социально-экономические (повышение образования и квалификации, улучшение трудовой дисциплины, совершенствование форм морального и материального стимулирования работников).

3. Природно-климатические.

4. Организационные: специализация и концентрация.

5. Структурные (изменение удельного веса, кооперированных поставок и покупных полуфабрикатов в общем объеме продукции; изменение удельного веса отдельных видов продукции).

10. Тарифная система оплаты труда, ее основные элементы.

Тариф - Это исходный размер оплаты труда определенного вида, характера, квалификации. Тарифная система - Это совокупность различных правовых актов, принимаемых в централизованном порядке, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда в зависимости от сложности выполняемых работ, условий труда и т. д. Элементы: 1. тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и квалификационные справочники служащих; 2. тарифные сетки; 3. тарифные ставки; 4. надбавки и различные доплаты за работу с отклонениями от нормальных условий труда; 5. районные коэффициенты. Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий Позволяет руководствоваться единым критериями при определении сложности выполняемой работы и присвоение ей соответствующего разряда. Сейчас применяется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС), кот. был утвержден в 1985 году. Он содержит перечень всех профессий, независимо от отраслевой принадлежности организации. В ЕТКС вносят изменения постоянно. В бюджетной сфере его применение обязательно. В других случаях он носит рекомендательный хар-р. Квалификационные справочники состоят из 3 частей: 1- руководители; 2- служащие; 3- технические исполнители. Тарифная сетка - это определенная шкала, разбитая на разряды, кот позволяет определить размер тарифной ставки для оплаты труда работников и их квалификации путем умножения тарифной ставки 1 разряда на тарифный коэффициент. В отраслях экономики бываю 6, 8, 10-12 разрядные сетки. Тарифный коэффициент 1 разряда = 1, а дальше он повышается на десятые доли. С 1992 года принята Единая Тарифная Сетка. Она состоит из 18 разрядов: первые 8-для оплаты рабочим бюджетной сферы, а со 2 по 18- для служащих. Тарифная ставка - это оплаты труда работника за определенную еденицу времени (час, день или месяц). Чем выше разряд работника тем больше его ставка. В каждой тарифной сетке дается ставка 1 разряда. Ставки других разрядов определяются путем умножения ее на тарифный коэффициент соответствующего разряда кот. показывает во сколько раз тариф оплаты данного разряда выше первого. Сейчас тарифные сетки устанавливают сами организации. Их фиксируют в кол. договорах или иных локальных актах. Пи оплате труда рабочих могут они могут применять бестарифную систему оплаты (ст. 80 КЗоТ). Оплата руководителей, специалистов для них может быть уставлен свой тариф - % от выручки, доля прибыли. (ст. 81). Тарифный коэффициент показывает на сколько тарифная ставка 18 разряда больше тарифной ставки 1 размер. К элементам тарифной ставки системы относятся надбавки и доплаты. Они могут быть двух видов: централизованные - установленный государством, и локальные, установлено кол. договорами, соглашениями ит. д. Цель надбавок - стимулировать работу в определенных районах, профессиях, геологи до 50%, за подвижный разъездной вид работ от 15 до 40% тарифа, многие получают за звание мастер. Но все размеры централизованных надбавок и доплат это мин. И обязаны быть выплачены. Цель доплат - компенсировать повышенную интенсивность труда (за совмещение профессий и т. д.) или труд в неблагоприятных условиях, за полевые условия. Они обязательны к выплате, остальные, установленные в локальном порядке, выплачиваются по усмотрению администрации, если зафиксированные в кол. договоре. Руководителям государственных органов Правительства РФ установлена ежемесячная надбавка в 20 % от оклада. Размер централизованных надбавок и доплат и перечни районов для северных надбавок и Районных коэффициентов устанавливается правительством РФ. Это элементы централизованного регулирования з/п. Районные коэффициенты поправляют размер фактической оплаты труда в данном районе в сторону е увеличения на этот коэффициент (от 1,1 до 2 в зависимости от района) Основная цель - компенсировать более высокий прожиточный минимум и выровнять з/п этого района с другим. Районный коэффициент начисляется с первого дня работы в данном регионе. Северные же 10% надбавки по истечении 6 мес в районах Крайнего севера. Далее через каждые 6 мес или год они увеличив. На 10 % оклада. Все надбавки и доплаты устанавливаются и начисляются в % отношении к тарифной ставке.

11. Формы и системы оплаты труда.

Оплата труда – это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию, оказанные услуги или за отработанное время (включая оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени), которое оплачивается в соответствии с трудовым законодательством и коллективными трудовыми договорами.

К задачам статистики оплаты труда относятся:

1) определение фонда заработной платы и величины выплат социального характера;

2) анализ состава и структуры фонда заработной платы;

3) определение средней номинальной заработной платы и среднего дохода работников;

4) анализ динамики заработной платы и доходов работников;

5) определение размера заработной платы отдельных профессиональных групп работников;

6) анализ дифференциации работников по размеру заработной платы.

Различают две формы оплаты труда:

1) сдельная форма оплаты труда, при которой заработная плата начисляется за фактически выполненный объем работы по установленным сдельным расценкам за единицу работы;

2) повременная форма оплаты труда, при которой заработная плата начисляется за фактически отработанное время в соответствии с принятой тарифной ставкой или должностным окладом.

В составе каждой из описанных форм оплаты труда входят различные системы оплаты труда. В составе сдельной формы оплаты труда выделяют следующие системы оплаты труда:

1) прямая сдельная система;

2) сдельно-премиальная система, при которой заработная плата состоит из основного заработка за сделанную работу и премий за производственные результаты;

3) сдельно-прогрессивная система, при которой предусматриваются повышенные расценки за продукцию, произведенную сверх установленных норм;

4) аккордная система, при которой заработная плата начисляется по окончании работы за весь объем произведенной продукции.

В составе повременной формы оплаты труда выделяют следующие системы оплаты труда:

1) простая повременная система;

2) повременно-премиальная система, при которой к основному заработку добавляются премии за производственные результаты, надбавки за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей и др.

Степень распространения различных форм и систем оплаты труда характеризуется с помощью следующих статистических следующие показателей:

1) доля отработанного времени в рамках определенной формы или системы оплаты труда в общем количестве отработанного времени:

где t – отработанное время в рамках определенной формы или системы оплаты труда;

T – общее количество отработанного времени;

2) доля работников, получающих заработную плату по той или иной форме или системе отплаты труда в общей численности работников:

где s – количество работников, получающих заработную плату по определенной форме или системе оплаты труда;

S – общая численность работников;

3) доля заработной платы, начисленной по соответствующей форме или системе оплаты труда, в общем фонде заработной платы наемных работников:

где z – заработная плата, начисленная по соответствующей форме или системе оплаты труда;

Z – общий фонд зарплаты.

12. Себестоимость продукции: экономическая сущность, классификация затрат, порядок расчета и пути снижения.

Себестоимость как экономическая категория имеет следующие особенности:

1) себестоимость характеризует производственные отношения между хозяйственными субъектами и государством, то есть отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств труда, предметов труда и природных ресурсов;

2) основу себестоимости составляют издержки производства в состав которых включают затраты на потребленные средства (сырье, материалы, топливо, амортизационные отчисления по основным средствам) и на оплату труда;

3) в себестоимость включают только те затраты предприятия, которые обеспечивают простое воспроизводство его средств.[2]

Структура себестоимости – это состав и количественное соотношение элементов затрат.

Основные функции себестоимости:

Ö Обеспечение простого воспроизводства

Ö Учетная – обеспечивает учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции.

Ö Расчетная (ценообразующая) – служит базой для формирования отпускной цены на продукцию, определения размера прибыли и рентабельности, обособление целесообразности применяемых экономических решений.

Себестоимость характеризуется двумя показателями: доля отдельного элемента в полной себестоимости, соотношение между постоянными и переменными, прямыми и косвенными затратами и т.д.

Анализ структуры себестоимости нацелен на снижение издержек. Уровень и динамика себестоимости продукции характеризует степень использования рабочей силы, материальных ресурсов, уровень руководства хозяйством, организации и технологии производства.

В себестоимости продукции находят отражение производительности труда, снижение (увеличение) норм расхода сырья и материалов, результаты использования оборудования, техники и других основных средств, совершенствование технологии и организации производства.

Показатель себестоимости широко применяется на всех уровнях управления экономикой

Себестоимость как показатель отражает в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг). Отличительной особенностью себестоимости является то, что она характеризует затраты на производство продукции не в рабочем времени, а в денежной форме.

Следовательно себестоимость как экономическая категория отражает производственные отношения, а как показатель характеризует в денежной форме индивидуальные затраты конкретного предприятия на производство соответствующего вида продукции (всей и единице) и поэтому является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия.

Показатели себестоимости:

· себестоимость единицы продукции (услуг);

· себестоимость товарной, реализованной продукции;

· себестоимость сравнимой товарной продукции.

· смета затрат на производство;[17]

Объект начисления затрат – это то, на что рассчитываются затраты: изделия, потребители, работы, подразделения, территории продаж.

Показатель себестоимости единицы продукции можно широко использовать для сравнения уровня затрат по выпуску одинаковой продукции на разных предприятиях, что оказывает положительное воздействие на поиск резервов по снижению себестоимости.

Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу.

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции – наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности. Затраты на 1 рубль товарной продукции определяются делением полной себестоимости товарной продукции на ее объем в стоимостном выражении.

13. Калькулирование себестоимости продукции. Методы калькулирования, особенности калькулирования в комплексных производствах.

Калькулирование себестоимости продукции представляет собой систему приемов, используемых для исчисления себестоимости определенной единицы. Метод калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) определяет (путем использования определенных расчетов) себестоимость всей товарной продукции, производимой предприятием, и ее отдельных частей, а также себестоимость конкретных видов изделий. С помощью метода калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) можно рассчитать сумму затрат предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг); а также определить финансовые результаты деятельности предприятия, уровень его эффективности и др.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию («Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)»).

Основные функции себестоимости:

1) учет и контроль затрат на выпуск и реализацию продукции;

2) база для формирования цены и определения прибыли и рентабельности;

3) экономическое обоснование целесообразности реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и т. д.;

4) определение оптимальных размеров предприятия;

5) экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений.

Себестоимость отражает величину текущих затрат структура затрат формируется под влиянием разных факторов:

1) характера производимой продукции;

2) потребляемых материально-технических ресурсов;

3) технического уровня производства;

4) форм организации и размещения производства;

5) условия снабжения и сбыта и т. д.

При калькулировании себестоимости продукции на комплексных производствах, для распределения затрат, применяются следующие способы:

Метод исключения затрат. При использовании этого метода составления калькуляции продукты, получаемые на комплексном производстве, делятся на основной и попутные. Если из общей суммы затрат на производство исключается скалькулированную себестоимость попутной продукции, то оставшаяся сумма считается себестоимостью основного продукта. Данный метод применим только при наличия явно выраженного основного продукта и при небольшом удельном весе попутной продукции. Кроме того, должна быть рассчитана экономически обоснованная себестоимость получаемой попутной продукции. Эта себестоимость может быть определена путем использования производственной себестоимости соответствующей продукции при обособленном производстве.
Попутные продукты, получаемые в данном производстве и подлежащие дальнейшей переработке в другом производстве, рассматриваются как попутные полуфабрикаты и оцениваются, как правило, исходя из производственной себестоимости.

Метод распределения затрат. Для применения данного метода необходимо чтобы в комплексном производстве получалось несколько основных продуктов и отсутствовала побочная продукция. Распределение общих затрат происходит пропорционально коэффициентам. Эти коэффициенты устанавливаются с учетом особенностей производства, исходя из норм выхода отдельных продуктов из единицы сырья, соотношения затрат на обработку, совокупных потребительских свойств получаемых продуктов, физико-химических свойств получаемой продукции и др. Допускается также распределение общих затрат пропорционально себестоимости таких же или аналогичных (заменяющих) продуктов, получаемых в обособленных производствах.

Комбинированный метод. Данный метод калькулирования себестоимости сочетает в себе метод распределения и метод исключения затрат. Этот метод применим если в комплексном производстве есть несколько основных и попутных продуктов. Суть метода заключается в том, что из общей суммы затрат исключают стоимость попутной продукции, а оставшуюся часть затрат распределяют между основный продуктами в соответствии с установленными коэффициентами.
Комбинированный метод калькулирования себестоимости продукции лучше всего применять в следующей последовательности:

исключение из общей суммы комплексных затрат себестоимость попутной продукции;

исключение из оставшейся суммы затрат ту их часть, которая может быть прямо отнесена на определенные продукты;

распределение остатка суммы между продуктами в соответствии с установленными коэффициентами.

определение общей себестоимости соответствующих продуктов путем суммирования относимых прямо и распределенных затрат.

14. Прибыль предприятия: экономическая сущность, источники формирования. Валовая и чистая прибыль.

Основной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.

Прибыль – экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими затратами, разница между доходами и расходами. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Для предприятия прибыль является основным источником пополнения собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, финансирования социальной сферы и т. д.

Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет следующие функции:

– характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

– является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

– является источником формирования доходной части бюджетов разных уровней.

В условиях коммерческого расчета прибыль предприятия выступает не только в качестве главного результата (основного показателя, критерия оценки) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и источника его развития, финансирования инновационных и инвестиционных проектов, удовлетворения других потребностей, включая и материальные, как членов данного трудового коллектива и собственника, так и общества в целом. Поэтому главным в системе ее распределения должно быть сочетание интересов субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обусловливает основные принципы ее распределения: первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства), максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного производства, использование ее на материальное стимулирование работающих, направление на развитие непроизводственной сферы.

В странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Налогооблагаемая прибыль представляет собой валовую прибыль, за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль.

Чистая прибыль – это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов.

Чистая прибыль предприятия используется на собственные хозяйственные цели. Чистая прибыль – это единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

В условиях рыночных отношений каждое предприятие стремится к увеличению объема прибыли, который позволил бы ему прочно удерживать позиции на рынке сбыта своей продукции и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. К мероприятиям по увеличению прибыли можно отнести: увеличение выпуска продукции; увеличение качества продукции; продажу излишнего оборудования и другого имущества или сдачу его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, рабочей силы и рабочего времени; расширение рынка сбыта и др.

Валовая прибыль

Общий объем прибыли организации представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, как зависящих, так и не зависящих от предпринимательской деятельности. Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда. К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы. Под влиянием этих двух групп факторов и складывается валовая прибыль. В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. 1. Валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли. 2. В состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, то есть прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия. 3. В состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. 4. В составе валовой прибыли отражаются внереализационные доходы и расходы, то есть результаты внереализационных операций.

15. Основные направления и факторы увеличения прибыли в условиях рынка.


Внутренние факторы действуют на прибыль через:
увеличение объема выпуска и реализации продукции;
улучшение качества продукции;
повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
К внутренним факторам относятся:
уровень хозяйствования;
компетентность руководства и менеджеров;
конкурентоспособность продукции;
уровень организации производства и труда и др.;
производительность труда;
состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы
характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:
повышение производительности оборудования и его качества;
использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;
ускорение оборачиваемости оборотных средств;
повышение квалификации и производительности труда персонала;
снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;
совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
К внепроизводственным факторам относятся снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
Внешние факторы:
конъюнктура рынка;
уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;

нормы амортизационных отчислений;

природные условия;
государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
При осуществлении производственно - хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы - ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.

16. Рентабельность: сущность и значение категории. Виды рентабельности, методы их расчета.

Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы. Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида: операционную (основную), инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения), финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т. п.). В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности: рентабельность продукции, работ, услуг; рентабельность производственных фондов; рентабельность всего имущества (всех активов); рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг. Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется показателями: рентабельность реализации (оборота, продаж), рентабельность выпущенной продукции, рентабельность отдельных изделий. Рентабельность реализации (оборота, продаж) (Rпродаж (оборота)) определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр), выраженным в процентах:Rпродаж (оборота) = (Пр / Вр) х 100. %(5)Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг. Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции (Rтв) определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продукции (Ств):Rтв = (Пв / Ств) х 100. % (6)Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств. Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются данные формы № 2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры хозяйствующего субъекта. Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов изделий. Рентабельность отдельных видов изделий зависит от: уровня продажных цен, уровня себестоимости продукции. Анализ осуществляется в такой последовательности. Определяют уровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.

17. Распределение и использование прибыли предприятия.

Получая прибыль, предприятие решает задачи ее использования. Характер направлений использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия. Выплачивая дивиденды, предприятие стимулирует рост стоимости своих акций, оставляя прибыль на пред­приятии, акционеры инвестируют развитие производства.

По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях: (бюджет, предприятие, собственники). Взаимоотношения предприятия и государства по поводу прибы­ли строятся на основе ее налогообложения. В российском законодательстве налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйствен­ной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности.

Налоги оказывают значительное влияние на формирование фи­нансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели на­копления и потребления. Начисление налогов проводится с отнесением их на различные источники.

Часть налогов включается в цену продукции (товара, работ, ус­луг). (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Некоторые налоги включаются в состав расходов по производству продукции, т.е. относятся на ее себестоимость или же на их сумму увеличивается стоимость амортизируемого имущества. (соц. налог, транспортный налог, государственные пошлины, земельный, лес­ной, др.ресурсные налоги.

Другие налоги относятся на финансовые результаты хозяйствен­ной деятельности предприятия, т.е. уменьшают его балансовую при­быль: налог на прибыль, на имущество.

Непосредственно из прибыли, полученной в результате финансо­во-хозяйственной деятельности и остающейся у предприятия после уплаты налога на прибыль,предприятие уплачивает некоторые мес­тные налоги.

Оставшиеся две трети полученной организацией прибыли могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учре­дителями) и самой организацией.

На предприятии распределению подлежит прибыль после упла­ты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли также уплачи­ваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются сум­мы по экономическим санкциям.

Распределение этой части прибыли отражает процесс формиро­вания фондов и резервов предприятия для финансирования потреб­ностей производственного и социального развития.

К расходам, связанным с развитием производства и финансиру­емым из прибыли, относятся расходы: на Научно-Исследовательские Опытно-Конструкторские Разработки; финансирование разработки и освоения новой продукции и тех­нологических процессов; затраты по совершенствованию техноло­гии и организации производства, модернизации оборудования; за­траты, связанные с техническим перевооружением и реконструкци­ей действующего производства, расширением предприятия и новым строительством объектов, проведением природоохранных меропри­ятий. В эту же группу относят расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная прибыль пред­приятия может быть вложена им в уставные капиталы других пред­приятий.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя: расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся: выплата пре­мий за достижения в труде, расходы на оказание материальной по­мощи, пособия.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разде­ляется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. уча­ствующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на по­требление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер соб­ственного капитала предприятия.

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет раз­мер резервного капитала. Отчисления в резерв­ный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост ре­зервного капитала обеспечивают увеличение акционерной собствен­ности, характеризуют готовность предприятия к риску, создание возможности выплаты дивидендов по привилегированным акциям при отсут­ствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

18. Виды цен и методы ценообразования на продукцию и услуги предприятия.

Виды цен.

1. Предельная цена на товар как максимально допустимая.

2. Цена, установленная в соответствии со стратегией «снятия сливок» на популярную марку нового товара.

3. Цена, установленная в соответствии со стратегией прочного внедрения на рынок. Часто это цена ниже цены конкурентов независимо от уровня качества нового товара.

4. Ступенчатые цены на товары одного параметрического ряда в рамках данного ассортимента данного продавца.

5. Цена лидера рынка.

6. Престижная, очень высокая цена на товары очень высокого качества.

7. Психологическая цена.

8. Цены на дополняющие комплектующие товары.

9. Скорректированные цены с учетом: транспортных расходов; географических и зональных особенностей условий потребления; базисного пункта первоначальной доставки товара; скидок; изменения спроса и цен конкурентов.

Методы определения цен.

1. На основе издержек (С) и рентабельности (R) товара:

2. На основе установления норматива прибыли (Пн), обеспечивающей безубыточность предприятия при условии, что издержки производства оптимальные:

Ц = С + Пн.

3. На основе оценки экспертами качества товара и спроса на него (с учетом действия закона спроса и предложения):

где n– количество экспертов – специалистов в данной области (не менее 7); – цена товара, установленная i-м экспертом.

4. На основе анализа динамики цен конкурентов в соответствии с законом конкуренции и предварительной рекламной продажи своего товара.

5. На основе закрытых торгов.

6. Математико-статистические методы: Ц = f (Хi), где Хi – i-й параметр товара.

При применении любого метода обязательны изучение рынка, прогнозирование развития продукции у конкурентов, прогнозирование организационно-технического уровня производства фирмы хотя бы на 5 лет вперед.

Этапы определения цен:

– маркетинговые исследования;

– прогнозирование организационно-технического развития предприятия;

– расчет своих издержек и лимитной цены;

– прогнозирование цен конкурентов;

– установление цены на свой товар на основе описанных выше рекомендаций.

Факторы, оказывающие влияние на методы определения: технические (качество или полезный эффект товара); экономические (себестоимость, инфляция, налоги); социальные (ВВП на душу населения, уровень бедности); психологические (ценность, осведомленность и др.); организационные (форма, условия, объем продаж); политические (демпинг с целью завоевания рынка).

По сфере проявления факторы делятся на:

– внешние: конкурентные преимущества по параметрам рынка, факторам производства;

– внутренние: конкурентные преимущества организации-производителя внутри системы.

По форме проявления факторов:

– инновации (внедрение патента на новый товар или на новую технологию, ноу-хау на новые методы управления);

– унификация и стандартизация объекта (увеличение программы производства).

В зависимости от стадии жизненного цикла:

– стратегический маркетинг (оптимизация ресурсосбережения, установление нормативов);

– НИОКР (совершенствование технологичности);

– ОТПП (совершенствование технологии изготовления);

– производство (внедрение статистических методов контроля качества продукции для сокращения брака);

– обращение (повышение качества сервиса товара, сокращение цикла продаж товара);

– эксплуатация (потребление).

В зависимости от структуры (формы) рынка: монополия (создание оригинальных патентованныхтоваров); олигополия (повышение качества информации о товаре); монополистическая конкуренция (прогнозирование цен основных конкурентов); чистая (совершенная) конкуренция (изучение спроса и предложения, их мониторинг, оперативное управление).

Время действия факторов определяет их виды: стратегические (инновации, автоматизация производства); тактические (повышение качества работ по тактическому маркетингу); оперативные (реализация мер по снижению удельных цен, учет, контроль и мотивация).

19. Понятие, значение и виды инвестиций. Методы экономической оценки и показатели

эффективности инвестиций.

Инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в социальной, культурной, образовательной, научно-преподавательской деятельности или иных сферах общественной жизни.

Традиционно инвестиции классифицируют на портфельные и прямые. Портфельные инвестиции – это вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, доли участия в хозяйственных обществах и товариществах. Прямые инвестиции – это вложения в приобретение, создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств.

По объекту инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные инвестиции предполагают создание или реконструкцию (модернизацию) конкретных имущественных объектов. Нематериальные инвестиции – это вложения в подготовку кадров, научные разработки, рекламу.

По субъекту выделяют: институциональные (профессиональные) инвестиции, корпоративные и индивидуальные. Институциональные инвестиции осуществляют профессиональные участники фондового рынка, финансовые посредники, страховые компании и другие финансовые институты, имеющие своей целью привлечение средств других инвесторов. Корпоративными признаются инвестиции, осуществляемые коммерческими организациями в собственное производство. Индивидуальными называют инвестиции, осуществляемые гражданами самостоятельно.

Иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые иностранным инвестором; внутренние инвестиции – осуществляемые российскими резидентами; смешанные инвестиции – вложения средств с привлечением иностранного элемента.

По форме собственности – частные инвестиции, государственные, инвестиции муниципальных образований, смешанные инвестиции. По региональному признаку следует разграничить инвестиции внутри страны и за ее пределами. По периоду инвестирования – долгосрочные (обычно свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет), краткосрочные (до 1 года) инвестиции.

Субъекты инвестиционных отношений.

Главным субъектом является инвестор. Инвесторы – это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. Нет каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Принципиальным подходом к инвесторам является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи – при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг – при осуществлении портфельных инвестиций.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях обладает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны – как носитель властных полномочий.

Методы оценки инвестиционных проектов можно разделить на две группы.

1. Простые (статистические) методы, позволяющие достаточно быстро и на основании простых расчетов произвести оценку экономической эффективности. В качестве показателей, рассчитываемых простыми методами, используются:

– удельные капитальные вложения на создание единицы производственной мощности или на единицу выпуска продукции;

– простая нор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: