Современные концепции культуры

Цивилизационные концепции культуры характеризуют такое рассмотрение, которое относит культуру к достаточно жесткой сложившейся системе, которая может присутствовать лишь в рамках сформированной, то есть, зрелой цивилизации. К числу культурологов, относящихся к этому направлению, можно отнести П.А. Сорокина, Данилевского, Шпенглера.

Сорокин /1889-1928/ рассматривал культуру как результат деятельности социокультурных феноменов, которые руководствуются своими способностями, высшим из которых является интуиция высокоодаренной личности, при помощи которой она и познает сущность происходящего, совершает открытия, двигает общество вперед. Поэтому выращивание таких элитарных личностей - дело чести каждой культуры на каждом этапе ее цивилизационного развития. Подобные личности руководствуются истиной, которая выступает в трех формах - чувственной, духовной /интуитивной/ и рациональной. В различные периоды истории, эти формы находятся в разной степени соотношений и поэтому выдвижение на передний план одной из них, становится показателем направленности развития цивилизации.

Шпенглер О. /1880-1936/ в широко известной книге “Закат Европы” рассматривает развитие культуры, приравнивая ее к жизни и развитию биологического организма. Культура в своем внутреннем развитии переживает 2 больших этапа - этап собственно культуры, которую он называет этап развития, в процессе чего культура накапливает и высвечивает свойственные ей ценности, переводит их в общественное достояние, способствует общему расцвету; и второй этап - этап затухания культуры, который он называет цивилизацией. В этом отрезке культура представляет собой не столько творческое начало, сколько закостеневшую систему, выстроенную как взаимоотношения сложившихся норм, ценностей, эталонов. Они так нагромождаются друг на друга, что внутри их практически нет места развитию. Общество и человек, подавленные этим бременем, тратят свои силы на поддержание традиций, запоминание норм, опредмечивание их в новых условиях. Но условности столько велики, что творчество становится вызовом, дерзостью по отношению к этим устоям.

Данилевский Н.Я. /1822-1885/ изложил свое видение развития культуры в знаменитой книге “Россия и Европа”. Он выработал концепцию локально-исторических типов, из которой впоследствии выросли концепции Сорокина и Шпенглера. Биологическая ритмология, заложенная в основе жизни культуры, приводит к переходу ее из периода становления в апогей, а затем затухания поэтому на мировой исторической арене, культуры сменяют друг друга, вступая в конфликтные отношения. Интеграции культур происходить не может, так как ценности одной не могут быть использованы другой. Поэтому культуры не могут переносится. как и растения, на неподходящую для них почву. Тем не менее определенные взаимовлияния в жизни культур присутствуют, но они чрезвычайно ограничены и не могут трактоваться расширено. Каждая культура впитывает лишь ей свойственный объем чуждых ценностей, внутренне ранжируя эти внешние потоки.

Данилевский характеризует русский народ как народ-Богоносец и его миссию на Земле - пройти все невзгоды, восстать, помочь миру и продемонстрировать ему мощь своей миссианской идеи. Именно с русским народом, но лишь после тяжких испытаний, культура восстанет из пепла, завершив таким образом, цивилизационный круг развития и выведя мир на совершенно новый виток.

Психологические концепции культуры - порождение конца Х1Х - начала ХХ века, в основе которых лежит рассмотрение психологических особенностей в процессе приобщения людей к культурным ценностям и восприятия их под воздействием психологических компонентов. В качестве основного стержня, двигающего культуру, выразители этой концепции /Уорд, Гиддинс, Фрейд, Юнг, Леви-Стросс, Лебон и другие/ склонны считать психологические параметры развития общества, развитие самой психологии как базового стержня всей культуры. В этой связи центральным моментом выступает нечто, что не может быть понято и проанализировано с точки зрения науки или какой-либо другой системы. Определенное местонахождение человека и, особенно, его окружение, влияет на процессы восприятия им культуры и ее ценностей. Пребывая в сообществе себе подобных человек подпадает под их влияние и именно эти позиции и становятся доминирующими в его оценках и ощущениях. Великое “коллективное бессознательное” - ведет личность и общество по неизвестному пути, а ведомыми в этом направлении становятся люди, обладающие выраженными психологическими наклонностями, психологической силой, умением убеждать. Поэтому толпа заражается настроениями вождя, лидера, верующие - словами молитвы, произнесенной сильным пастором, язычники подпадают под такое влияние шаманов и других служителей культа, что выполняют все их требования. В этот момент собственное сознание как бы отключается и перестает действовать. Человек в данном случае - слепое орудие чужой воли. Но развитие личностного сознания ведет к выводу его из-под влияния толпы, что сказывается на конкретном человеке двояко. С одной стороны он приобретает свободу мышления, с другой - повышенное напряжение и нервозность, так как не защищен коллективными постулатами - архетипами, которые и составляют содержание “коллективного бессознательного”. Личностное сознание постоянно борется с опытом архетипов. К этому направлению можно отнести и игровые концепции культуры, представителем чего является Артега-И-Гассет, Хейзинга, Гессе, Жигульский.

Основой их концепций является положение о том, что наиболее значимым компонентом в жизни человечества является игра. Все обязанности человека в области быта, профессиональной деятельности, воспитания детей, выполнения социальных обязанностей не что иное как утомительное времяпрепровождение, которое человек старается совершить по возможности с малыми потерями для себя. Он вкладывает в эти сферы много сил, времени, настроения и духовных сил, но не они являются выразителями его сущности. Главная сфера, где человек чувствует себя хорошо и приятно - это сфера игры, под ранжирование которой подпадает большая и наиболее приятная часть жизни. Общение - это игровая ситуация, искусство, наука, политика, спорт и праздник, образование и творчество - все это переводит человека в состояние иного бытия, где он должен примерить на себя чужие одежды, стать иным, принять правила той ситуации, или игры, в которую он попадает. В силу этого человек играющий /homo ludens/ и становится основным двигателем культуры. Сама культура - не что иное, как великая игра, в которую включены все народы, которые только и заняты тем, чтобы придумать как можно больше игр и правил к ним. Игровой характер культуры, по мнению Хейзинги, ни в коем случае нельзя считать чем-то второстепенным, несерьезным. Напротив, люди играющие, даже не представляют себе, насколько эта сфера их поглощает, они не представляют себе, что это - игра и тратят на нее основное количество сил, средств, времени. Постановка человека в игровую ситуацию будит в нем скрытые силы, он становится наивным и оригинальным, как ребенок, он способен воспринимать и творить вещи, которые не сдерживаются установленными и изжившими себя правилами. Оригинальность и свежесть мышления позволяет находить ответы на такие вопросы, которые недоступны обычному рациональному уму. Именно в этой плоскости лежат великие открытия науки, великие творения искусства, великие религии - то есть все то, что двигает человечество вперед.

Но подобное положение меняется из века в век. На смену игре приходит понятие “польза” когда труд становится идеалом, а затем и идолом, и культурная игра утрачивает свое главенствующие значение. Но наш век расширил эти игровые формы, переведя их из традиционных - праздники, обряды в другие формы - политику, деятельность многочисленных международных организаций, проведение многочисленных мимолетных военных действий, насытил праздники и ритуалы новым содержанием. Человек играет роли, отведенные ему тем окружением, в которое он попадает. Как правило, это несколько ролей, которых тем больше, чем многообразнее его окружение и причудливее сфера его деятельности.

Распространение этой концепции во второй половине ХХ века столь велико, что и системы образования многих университетов и других учебных заведений мира были переведены на игровые ситуации /так называемые учебные игры/. Вся жизнь военных в мирное время не что иное как игра, в которую вовлечены мощные ресурсы, материальные средства и громадное число людей.

Родоначальниками биосферных концепций культуры стали русские ученые К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский, которые соединили в своих воззрениях научные достижения и интуитивные прозрения.

Циолковский, в частности, разработал концепцию множественности цивилизаций, подобных нашей, находящихся на разных уровнях развития и выдвинул гипотезу о посещении земли инопланетянами. Поэтому Космос в его представлении - разумен и человечество должно жить по его законам. Понимать это оно начинает на высоких стадиях своего развития, но стремится не причинять вред и жить по нравственным законам необходимо всегда. В силу этого человек - не самостоятельное существо, а лишь голос космоса, который предопределяет его жизнь. Любое явление на Земле - не случайно, именно разумный космос руководит всем, в том числе и проявлениями гениальности или бездарности. Он в частности и определяет границы жизни гениев и в тот момент, когда они готовы исчерпать себя или могут начать приносить вред, космос удаляет их из физической жизни. Поэтому задача человека - не роптать на Космос, который в обиходе мы называем судьбой, а стойко воспринимать то, что она посылает, стараться как можно вернее исполнить свою жизненную задачу.

Вернадский разработал учение о ноосфере, выдвинув предположение, что Землю окружает мощный и плотной слой человеческого разума - ноосфера /ноо - разум, мысль/. Чем образованнее и совершеннее становится человечество, тем совершеннее становится и ноосфера, которая в свою очередь воздействует на людей. Поэтому мысль - живая действующая сила, которой следует управлять и которую необходимо контролировать. В этой связи перед человечеством стоит задача воспитания собственного мышления, контроля за своими эмоциями, перехода к нравственному образу жизни, который и есть основа всех правильных действий и мыслей.

Чижевский обосновал другие зависимости взаимодействий космоса и жизни человека. Изучая историю человечества и солнечную активность, он вывел ряд закономерностей, которые впоследствии были разработаны учеными многих стран. В знаменитой книге “Земное эхо солнечных бурь” он доказал, что все события на земле связаны с активностью солнца. Повышенная активность приводит к увеличению агрессивности на земле, увеличению войн, общему ухудшению здоровья человечества и, как следствие этого, повышению числа смертей. Поэтому рождаемость и смертность можно предвидеть, изучая солнечную активность, и, предвидя, принять необходимые меры для профилактики и помощи не совсем здоровым людям.

Солнечная активность влияет на политические события, смену режимов, приходу к власти агрессивных или либеральных политиков и в целом определяет жизнь всего. Страны, находящиеся под более мощным солнечным излучением в совокупности с влиянием других планет, в большей степени подвержены социальным коллизиям. Поэтому жизнь на земле в большей степени космическое, нежели земное явление. Сейчас в руках ученых, по его утверждению есть действенное средство прогнозирования настроений масс. Эти положения активно развивались членами Римского клуба и легли в основу множества экологических течений ХХ века.

Космологическая концепция культуры относится одновременно к числу самых древних и самых молодых трактований. Приближение науки к эзотерическим /скрытым, доступным только для посвященных/ знаниям, получение возможности фиксировать и объяснять некоторые необъяснимые ранее явления привело к необходимости глубинного изучения древних знаний, которые в эпоху вульгарного материализма рассматривались как архаика, бред, фантазии и прочее. В этом ряду употребляли эпитеты, которые сводили на нет ценность и значимость громадного пласта знаний, которое человечество в течении многих тысяч лет тщательно сохраняло и передавало в прямом или закодированном виде, добиваясь целостности и неизмеримости их устной и письменной традиции. Считалось. что тайные знания при неумелом безнравственном использовании могут принести миру громадный вред, так как наделяют владеющего ими безграничной силой.

Большая часть их относится к системе взаимоотношений “человек - космос”, где первый рассматривается как космическое светоносное существо, сущность, которая выполняет на Земле совершенно конкретные обязанности, то есть определенную программу, что позволяет ему приобрести те или иные запрограммированные качества. Сам человек - это комплекс тел, в которых насчитывается тело физическое /плотное/ и тонкие /эфирное, астральное, ментальное, кармическое, буддхическое, абсолютное/, каждое из которых имеет свою плотность, цвет, информацию, функции и ответственно за выполнение тех или иных задач. Занятия йогой позволяют последовательно развить качества человека до сверхъестественных /в нашем сегодняшнем трактовании/. Человек может полностью контролировать функции своего физического тела - обходиться длительное время без пищи и питья, исцелять себя самостоятельно от болезней без применения лекарств; отодвигать сроки физического старения, сохранять молодой вид сколь угодно долго, увеличивать продолжительность физической жизни в 2-3 раза по сравнению с общепринятыми. Что касается более высоких способностей человека, то это телекинез, телепортация, левитация, умение изменять свой физический облик, владение гипнозом и телепатией, лечение других, получение информации, минуя общепринятые каналы и др. Развитие этих способностей не является для человека самоцелью. Они - лишь показатель правильного самосовершенствования. Они возникают и проявляются как сопутствующие компоненты и демонстрируют “правильность” продвижения по избранному пути. В этом случае человек живет по космическим законам и исполняет ту программу, которая ему необходима.

Сам процесс планетарной жизни рассматривается как чередование пребываний в том или ином физическом теле. Душа человека бессмертна, она представляет собой частицу Божественного духа и физическая жизнь представляет собой процесс духовного совершенствования. Для того, чтобы совершенствование было более эффективным, информация, наработанная в конкретной жизни, скрывается и поэтому в следующей жизни человек не помнит того, что было в предыдущей. Сам процесс физической смерти рассматривается как рождение в тонком мире, где духовная сущность сопоставляет и анализирует все накопленные знания и составляет программу следующего этапа совершенствования /следующей физической жизни/. Поэтому человеку нет необходимости боятся смерти, ее нет. Это просто переходный этап. Но в жизни нужно выполнять те законы, которые предписываются. Иначе личность будет не совершенствоваться, а деградировать и застревать как второгодник на одном уровне по несколько раз. Так будет продолжаться до тех пор, пока человек не достигнет высоких уровней развития и не перейдет в бестелесную божественную жизнь. В нашем обиходе это называется раем.

Рассмотренные концепции культуры, естественно не полны. Перечень их постоянно расширяется и обновляется, что связано с совершенствованием человеческих знаний и разума. Здесь приведены наиболее распространенные на сегодняшний день.

Концепции культуры, появившиеся в результате выделения культурологии и философии, социологии, искусствознания, привели к значительному расширению самого объема определений и гармонизации ее трактований.

Практически все последние концепции культуры определяют ее как творчество, лежащее в основе человеческой деятельности. Это общее для всех проявлений начало, которое и определяет продвинутость личности и общества в культурном плане. Стремление к творчеству, внесение его в свою деятельность сегодня не редкость, а нормальное существование личности. Сама жизнь ставит перед социумом и индивидом проблему необходимости приобретения и развития творческих навыков социального, коммуникативного, профессионального, экологического направлений.

Культуру в силу ее многообразия целесообразно рассматривать как специфическую творческую деятельность, представленную во всех сферах деятельности человека, функционировании социальных норм и социальных институтов, отношениях людей к природе, самим себе и между собой. Творчество, творческий процесс характеризуют динамику культуры, ее вечное изменение, развитие и многообразие с одновременным сохранением созданных образцов. Именно культура - то связующее звено, выращивающее и поддерживающее единую человеческую природу взаимопонимания, уважения и сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: