Концепции культуры

Натуралистическая концепция культуры теснейшим образом примыкает ко всем направлениям “классической модели культуры” и является ее продолжением. В центре внимания этого течения становятся исследования развития истории народов, где главный акцент делается на изучении духа народа, становлении нации, приобретение народов гражданских и других свобод и прав. Таким образом, становление нации в рамках цивилизации и выступает главным стержнем этого направления. Преобладание коллективного, национального над личностным, совместные деяния и победы нации рассматриваются как завоевания культуры. Сам термин культура здесь заменяется термином “цивилизация”, выступает в качестве его синонима и анализируется с точки зрения количественных параметров. Параллельно с этим внимание уделяется качеству и содержанию традиций нации, которые и есть стержень и основа национального духа.

Замена терминов /культура - цивилизацией/ приводит к центрированию роли цивилизации, а значит и государственного устройства в человеческой истории. Сам институт государства рассматривается как организующее все человеческое устройство начало, которое регулирует все отношения, творческие достижения, распределение благ и прочее. Вместе с тем, жизнь индивида в государстве и их взаимные отношения лишены идеалистичности, достаточно часто между личностью и обществом возникают трения. Поэтому в мире должна существовать сила, которая способна эти разногласия разрешить. В качестве такой силы натуралисты рассматривают разум человека. Именно он, то есть создание человека разумного должно, по их мнению стать целью цивилизации и, следовательно, государства. Поэтому оно должно быть заинтересовано в развитии разума, а именно в совершенствовании социальных институтов, которые занимаются этой деятельностью. Рост разумности человека, совершенствовании его нравственного начала может быть достигнуто только просвещением, которое может воспитать “гражданина государства”.

Эта позиция прямо основывается на позициях рационалистов и продолжает их, но, однако, здесь возникает второе направление, по которому течение и получает название “натурализм”.

Просветители полагают, что главным стремлением человека и, следовательно, его разума, становится стремление к счастью. Оно характерно для всего живого, следовательно, оно естественно и разумно. И животные, и растения стремятся к физическому комфорту. У человека это понимание более расширено и включает в себя не только спокойную в физическом плане жизнь, но и аспекты социального престижа, признания, безопасности, дружеского окружения и др. Лично понятое счастье основывается на двух позициях: стабильном государственном благополучии и природных страстях человека, которые должны быть обличены в пристойные формы. Поэтому то, что угодно природе, угодно и разуму. Поэтому цель разума - соответствовать природе.

Эта позиция отбрасывает назад завоевания мыслителей, так как делает культуру не особым миром, созданным человеком, а пустым вращением на одном месте. Человечество в этой интерпретации создает прекрасные творения лишь для того, чтобы вызвать удовольствие и радость для глаз и слуха. Культура в этом толковании лишается своего высокого предназначения, выступает как ступень природной эволюции и рассматривается как плоскость, выполняющая утилитарную функцию, подстраивающаяся под уровень развития человека, его настроения и др.

Гердер, Фейербах выстраивают мощную причинно-следственную концепцию, по которой культура лишь приглаживает человеческие страсти и выступает инструментом введения природного в мир цивилизации. Коль скоро миром правит единый Создатель – Бог, то он не может противопоставлять друг другу природу и историю, природу и культуру. Все находится в его власти, все подчинено единому Божественному порядку. Поэтому чтобы ни делал человек, какие бы ошибки он не совершал, все в конечном итогу вернется на “круги своя”, все будет идти так, как запланировано. Поэтому и различия между просвещенными и необразованными народами условны.

В этом контексте человек теряет свое главное культурное начало - творчество. Он рассматриваться только как творимое, а не творящее существо.

Эта позиция не могла не породить опровержений. Мыслители не могли смириться с подобным пониманием культуры, человека, цивилизации, в результате чего появилось следующее направление, получившее название “ идеалистическая концепция культуры ”.

В основу формирования такой концепции легло понимание невозможности выведения разумности человека из его природной сущности. Впервые обратил внимание на это немецкий философ Иммануил Кант /1724-1804/. Согласно его воззрениям, разум не может быть тождественен природе. Природа сама по себе неразумна, она развивается по своим законам и безразлична к человеку. В качестве природного существа, человек выступает как один из ее видов, и в отношении его природа может быть заинтересована лишь в физическом сохранении его, как вида, поддерживающего баланс сил, которым правит не разумность, а запланированная необходимость. Поэтому человек как природное существо может совсем не быть разумным, что не мешает ему выполнять свою биологическую функцию - размножаться, защищаться, питаться.

Функции человека - много значительнее, нежели это пытаются представить натуралисты. Он - венец природы потому, что ему свойственны высокие устремления, свобода выбора, нравственное чувство. Поэтому для понимания человека целесообразно отделить и даже противопоставить в нем самом два мира - мир природы и мир свободы. Как природное существо человек наделяется страстями, пороками и вообще совершенно не морален, в большей степени здесь им движет инстинкт, который у некоторых людей, пекущихся о своем благополучии, находится в большем почете, чем разум. Но как разумное существо и посредством разума и воли, человек способен и должен обуздать инстинкты и подняться над своей животной природой. Человек наделен способностями, в том числе и творческими и его задачей является их развитие до высокого уровня. Именно совершенствование и развитие способностей создает культуру. Поэтому целью человека становится не лично понятое счастье, а развитие культуры /то есть своих способностей, задатков, дарований/, и именно в этом и состоит счастье большинства людей. Как только человек прекратил самосовершенствование, он прекратил стремиться к счастью. Более того, пишет Кант, сама природа требует от человека подобного развития, она сама вынуждает его выйти из-под своего влияния, освободиться из-под власти инстинктов. Резюмируя его трактование, можно сказать, что культура, направленная на развитие человеческих способностей есть цель человечества, основанная на нравственных законах и могущая принести ему свободу высоких проявлений. Отсюда рождается формула: культура = творчество = нравственность = свобода. Только через такую иерархию человек может прийти к совершенству.

Эта мысль была серьезно развита Шиллером /1759-1805/, который выступил в своем творчестве как прямой приемник Канта и, по сути дела, сформировал позиции роли красоты в воспитании личности и культуре. Человек должен быть свободен, он имеет право на свободное изъявление своих чувств, но путь к свободе лежит не через разум - чересчур объективный, рациональный признак, а через красоту. Стремление к красоте заложено в самой природе человека, он совершенно неосознанно окружает себя прекрасным, руководствуясь в данном случае своим вкусом. Поэтому основой культуры в его трактовании является красота, разлитая в мире, она двойственна, в ней заключены и духовные и материальные компоненты. Понимание и чувствование ее приводит человека к свободе и гармонии. Но это способность, которую следует развивать целым рядом методов.

Гегель Г. /1770-1831/ продолжает рассмотрение культуры в идеалистических позициях с позиций главенства разума, просвещения, образования. Он полагает, что в этих процессах человек рассматривает себя не как единичное существо, а приобщается к жизни человеческого рода. Он усваивает знания, выработанные всем предшествующим человечеством и посредством этого преодолевает рамки своей ограниченной физической жизни. В философии Гегеля сам термин культура практически не употребляется, он эквивалентен и означает “образование” /Bildung/. В процессе образования человек растет от необразованного состояния до понимания высот человеческой мысли, в качестве каковой Гегель понимает философию, а самой философии - философию самого Гегеля. Человек, продвигаясь по сложному пути образования должен достичь такой высокой стадии развития, на которой он начинает “слышать” голос Мирового духа, постигать смысл “абсолютной идеи”. Но подобные уровни - удел лишь небольшого количества людей, а точнее - избранных счастливцев, которые в процессе жесточайшей школы могут развить в себе подобные качества и лишь на этой ступени достичь “свободы” мышления, общения с мировым духом. Поэтому культура и есть тот путь, который помогает избранной элите пройти по этому пути - тяжкому и трудному, направленному против голой естественной поведения. Культура приобщает человека к духовной сущности мира. Культура в понимании Гегеля помимо указанных параметров обладает несколькими уровнями, которые способны усвоить те или иные слои населения. Для всех живущих - это повседневный уровень, который способен несколько облагородить человеческое общение и представлен в виде понимаемых всеми традиций. Для более высоких /в интеллектуальном плане/слоев - это науки и искусства, для элитной группы - это музыка и философия, для нескольких избранных, способных слышать и постигать Мировой Дух - это философия самого Гегеля и возвышенная инструментальная музыка. И общество в этом ключе должно, выражаясь современным языком, распределять ценности таким образом, чтобы отмеченные уровни не смешивались друг с другом.

Материалистическая концепция выросла из переосмысления всех предшествующих, и особенно, идеалистической концепции, в основу чего была положена мысль о связанности людей с культурой, ее границах и возможностях. По сути дела, такая связь может происходить лишь через мышление идеологов и само общество может лишь воспринимать интерпретированную ими информацию, политику, произведения и др.

Культура в трактовании материалистов /Маркса, Энгельса и других/ представляет собой предмет особой сложности, которую нельзя свести ни к природным образованиям, ни только к идеальным объектам. Мир культуры - это мир созданный человеком, это мир громадного количества вещей, которые в совокупности создают отличное от всех других объектов явление. Но, несмотря на свою многоаспектность, сложность, временные различия, в них присутствует некое свойство, которое роднит все предметы культуры. Эти свойства зависят от людей, которые привнесли в предметы свои собственные потребности и сделали вещи такими, чтобы они эти потребности удовлетворяли. Поэтому одним из важных качеств созданных вещей становится свойство реализовывать человеческие потребности. То есть, предметы культуры имеют субъективный, вносимый человеком параметр, который и объединяет все предметы в некую человеческую характеристику. И в этом плане все образцы культуры демонстрируют свойственные людям черты, качества, особенности и объединяются в единую общность, совокупность, в которых человечество узнает себя.

Следующим важным положением становится то, что культура рассматривается как исторически развивающееся явление, которое усложняется, расширяется, распространяется с течением времени все в большем ракурсе, включая в свою жизнь различные слои населения. В этом плане она эквивалентна развитию истории, природы и представляет собой объект особой сложности, в котором переплетены все известные и применяемые ранее источники формирования и исследования. В силу этого, культура зависит от природы, человечества, общества, но в то же время она автономна от них, и в свою очередь оказывает на окружающее не меньшее, если не большее влияние.

Во всех этих процессах принимают участие люди. Они создают ее посредством труда. И поэтому деятельность, усилия, вносимые людьми в создание образцов культуры есть та мера, по которой целесообразно оценивать качество предметов культуры. То есть предметы - продукты культуры несут на себе отпечаток не просто труда, а труда конкретного человека или людей. Поэтому культура в данном аспекте - результат человеческого труда, который и является ее двигателем. Но не всякий труд, а именно общественный, то есть объединенный труд создает предметы культуры, поэтому ее нельзя считать результатом деятельности лишь избранной части людей, которые ранжируют ее образцы среди социальных слоев по собственному усмотрению. Культуру создает все общество без исключения в процессе обобществленного труда, предметы используются всеми людьми, и следовательно, в самом продукте культуры воплощены те реальные общественные отношения, которые характеризуют конкретное время и таким образом все общество включено в процессы создания и использования ценностей.

Материалистическая концепция культуры по сути своей является достаточно универсальной, так как базируется на предшествующих теориях и включает в свою позицию исторический, гуманистический, рационалистический, идеалистический методы или их элементы, создав интерпретацию и достаточно объективно отразив в ней существующие условия и уровень развития науки того времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: