В православных церквях

История

Начало поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях, но особо частыми упоминания о нём становятся с IV века.

Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Пасхи до Троицы).

Особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся всё более частыми. О нём упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Рожде́ственский пост (Фили́ппов пост, в просторечии Фили́пповки, изредка называется Четыредеся́тница — в тех церквях, где длится 40 дней) — христианский пост, установленный в честь Рождества Христова.

По словам святителя Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

История

Установление Рождественского поста относится к древним временам христианства. Он упоминается в исторических источниках уже с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению Вселенского патриарха Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным. Армянская Апостольская Церковь, не приняв реформу, осталась верной древней традиции и празднует пост в течение 7 дней.

В православных церквях

В православных церквях византийской традиции Рождественский пост является одним из четырёх многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) включительно и завершается праздником Рождества Христова. Заговенье (канун поста) — 14 (27) ноября — приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым. Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 13 (26) ноября.

Сухояде́ние — термин в православном Уставе, обозначающий разрешение на вкушение только неварёной пищи во время поста. Под определение поста, в частности, подпадают практически все среды (в память о предательстве Иисуса Христа) и пятницы (в память о распятии Христа). Сухоядение указывает на весьма строгую форму поста. Распространяется преимущественно на монашествующих. Для мирян считается дополнительным подвигом, на который рекомендуется получить благословение духовника.

Чаще всего на трапезе в такие дни: хлеб, соль и вода, а также сырые овощи и фрукты, сухие фрукты (изюм, курага, инжир, финики и т. д.), мёд, различные орехи.

По одним источникам в такие дни разрешается печёная (но не варёная) еда и чай, по другим запрещена любая пища, подвергшаяся термической обработке

Растительное масло и вино, хотя и приготовлены без термической обработки, употреблять в такие дни не дозволяется. Горячие напитки, включая кофе и компоты не разрешены. Запрещается употребление любой пищи животного происхождения, в том числе мяса, рыбы, яиц, молока и молочных продуктов.

Сухоядение предписано Уставом в большинство дней Великого поста: кроме суббот, воскресений и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает»

Успе́нский пост (в просторечии Госпожинки, Оспожинки, Спожинки) — православный пост, установленный в память Успения Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Соблюдается с 1 (14) августа по 14 (27) августа включительно и завершается праздником Успения.

Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и духовное, то есть нужно стараться не предаваться шумным развлечениям, не ссориться.

Согласно церковному уставу, в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост, то есть исключаются мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения. Согласно некоторым монастырским уставам, предписывается:

в понедельники, среды и пятницы — сухоядение;

по вторникам и четвергам — варёная пища без масла;

по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино;

в первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (1 [14] августа), по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу (поэтому в России праздник получил народное название Медовый Спас, и в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком);

в праздник Преображения Господня (6 [19] августа) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас);

в праздник Успения Божией Матери (15 [28] августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет.

Согласно общецерковному уставу:

в первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (1 [14] августа), по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу (поэтому в России праздник получил народное название Медовый Спас, и в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком);

в праздник Преображения Господня (6 [19] августа) можно употреблять рыбу; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас);

в праздник Успения Божией Матери (15 [28] августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет.

Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.

Чистый понедельник (греч. Καθαρά Δευτέρα, с греческого также переводится как зелёный понедельник) — в Русском Православии нецерковное, а в ряде других Поместных Православных Церквей (например, в Элладской Православной Церкви) официальное, церковное, название первого дня Великого Поста.

Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресение, когда во всех Православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается, так скажем, церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланяются и просят друг у друга взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.

Тема чистого понедельника затрагивается и Ветхим Заветом, чтение которого во всех храмах начинается с этого дня, начиная с шестого часа. В этом часе читается Книга пророка Исаии (I:1-20), в которой вчастности говорится:

16Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.

— Иссаия, глава I

В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, практикуется очень строгий пост. По возможности, Верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями. На Руси и ряде других православных народов существовал обычай в этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту. В крайнем случае, можно поесть, но не более одного раза (желательно вечером, после захода солнца), не вкушая при этом масла и варёной пищи. Например, можно немного утолить голод небольшим количеством чёрного хлеба с солью и водой или несладким чаем.

В «Чистый понедельник» во время первого великопостного Великого повечерия начинается чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы, напр., молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», которая в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.

Название «Чистый понедельник» также носят рассказы И. Бунина и И. Шмелева, повествование в которых соотносится с церковным содержанием первого дня Великого Поста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: