Искусство и архитектура Киевской Руси

Древнерусское искусство периода Средневековья формировалось в столкновении двух укладов – патриархального и феодального и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархального обра-за жизни еще долго прослеживались в феодальной Руси, так и язычество напоминало о себе почти во всех видах искусства. Для искусства домон-гольской поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. С христиан-ством на Русь пришла крестово-купольная форма храма – типичная для греко-восточных православных стран.

Первым известным каменным храмом Киевской Руси была Деся-тинная церковь (989–996), построенная византийскими мастерами при князе Владимире. Была разрушена в 1240г. во время нашествия Батыя.

В годы правления Ярослава Мудрого ((978г. – 1054 г.) была основа-на монахом Антонием Киево-Печерская лавра (1051 г.). Возведен Софииевский собор (1037г.), олицетворявший величие и силу государ-ства. В архитектуре храма воплотилась идея иерархии. Главный купол символизировал Христа, а двенадцать других куполов ─ его учеников-апостолов. При строительстве применялись полукруглые арки – зако-мары, характерные только для русского зодчества. Внимание к сводча-тым аркам определялось традицией, связанной с символом неба – куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Внутри храм был украшен мозаикой и фресками, с изображениями князя с семьей в окружении свиты, Христа-Вседержителя, Богоматери Оранты.

Кроме Софийского собора в Киеве были построены Ирининский и Георгиевский храмы, а также Золотые ворота, сооруженные в подража-ние константинопольским.

Необходимым элементом украшения культовой архитектуры была станковая живописьиконопись. Православная церковь никогда не допускала написания образов с живых людей и требовала соблюдения канона. Чтобы неукоснительно следовать требованиям, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо подлин-никами, которые содержали словесное описание сюжета, либо графичес-кими изображениями на доске, которые необходимо было дорисовать. К шедеврам иконописного искусства домонгольского периода относят иконы: «Спас Нерукотворный», «Великая Панагия», «Дмитрий Солун-ский», «Ангел Златые Власы», «Архангел Михаил», «Владимирская Бого-матерь». Все эти иконы, написанные в разное время, объединяет следо-вание византийской традиции. История сохранила мало имен иконно-писцев этого периода. Среди наиболее известных значится Алипий, который принимал участие в росписи и создании мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры.

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси ведущее место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. Систему росписи культового здания, как и сам тип здания, русские мастера восприняли от византийцев. В тоже время языческое народное творчество повлияло на формирование приемов древнерусского искус-ства и способствовало созданию собственных традиций.

Не менее значимой в синтезе искусств Киевской Руси была духов-ная музыка. Как для иконописных изображений, так и для музыкальных сочинений был обязателен канон, регламентирующий творчество распев-щиков и гимнографов. Единственным совершенным музыкальным инстру-ментом признавался только человеческий голос, поэтому церковное пение не имело инструментального сопровождения. Наравне с церковно-певческим искусством, высокого мастерства достигло искусство колоколь-ного звона.

Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка. В обычаях княжеского двора было сопровождать музыкой официальные церемонии и пиршества. Особой популярностью пользова-лись героические песни-славы, исполняемые при встречах князя по возвращении из похода и при восхождении его на престол. В обычаях княжеского двора было присутствие скоморохов, чье искусство было синкретическим, соединявшим в себе музыку, пение, акробатику, танцы, фокусы. Скоморохи также были сказителями и потешниками, участниками народных игр и гуляний, связанных с языческими традициями, сохранив-шимися на Руси после распространения христианства. В историических документах и фольклоре сохранились упоминания об участии скоморохов в свадебных, похоронных обрядах и других семейных цере-мониях. Высоко ценилось творчество поэта XI ─ XII вв. Баяна, слагавшего устные сказания, песни и сопровождавшего их игрой на гуслях.

В народном быту широко использовались духовые и щипковые инструменты: трубы, флейты, свирели, пищали, роги, сопилки, деревян-ные трубы, гусли, смычки. Применялась также волынка, известная в Древней Руси как козица. Очень разнообразны были и ударные инстру-менты, куда входили барабаны, бубны, ложки, погремушки, трещотки. Бóльшая часть их сохранилась в народной музыке по сей день.

Значительное место в искусстве Киевской Руси занимало приклад-ное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи обра-зы языческой мифологии. Древнерусские мастера были искусны в разного вида техниках: в скани (так называлось искусство филиграни, изделий из тонкой проволоки); зерни (маленькие металлические зернышки, напаян-ные на изделие); черни (рельеф изделия сохранялся серебряным, а фон заливали чернью); финифти (в технике выемчатой и перегородчатой эмали).

Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния и прежде всего Византии, Киевская Русь создала свою самобыт-ную культуру, предопределила пути развития искусства отдельных зе-мель и княжеств.

Контрольные вопросы:

1. Какие культурные достижения имели место в средневековой культуре?

2. Какую роль и значение имело христианство при формировании европейской средневековой культуры?

3. Охарактеризуйте направления средневековой литературы.

4. Какие главные стили сформировались в искусстве Средневе- ковья?

5. Охарактеризуйте социально-политическую культуру Киевской Руси на момент ее становления.

6. Какие факторы повлияли на выбор князем Владимиром право- славного направления христианства?

7. Почему назрела необходимость отказаться от языческой веры? Какие преимущества обеспечивала христианская вера?

8. Охарактеризуйте основные направления искусства Киевской Руси.

Литература: основная 1, с. 46–56, 99–106; 4, с. 75–83, 134–137]; дополнительная [22, с. 59–98, 272–291; 11, с. 97–124; 7, с. 69– 88, 173–184; 21, с. 57–95].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: