Краткие теоретические сведения. Окно (window) — один из наиболее важных объектов в ОС Windows

Окно (window) — один из наиболее важных объектов в ОС Windows. Окно представляет собой прямоугольную область, в которой приложение отображает выводимую информацию и из которой получает вводимую. Кроме того, окно участвует и в программных интерфейсах — оно является получа­телем сообщений. Существует много разновидностей окон: диалоговые, окна многодокументных интерфейсов (MDI), окна сообщений, окна элементов управления. Присутствующие в системе окна образуют иерархию, в которой они могут находиться в отношениях владелец – подчиненный и предок – потомок. Окна имеют заголовки (Title, Caption), но в большинстве случаев обращение к ним происходит по описателям — Handle (системный тип HWND)

Класс окна (Window Class) определяет общие свойства и особенности поведения группы окон. Классы делятся на системные глобальные (к ним относятся, например, стандартные элементы управления), прикладные глобаль­ные (реализуются в DLL, требуют регистрации, после чего могут использо­ваться любыми приложениями) и прикладные локальные (регистрируются как доступные единственному приложению). Именно класс связывает окно с его оконной процедурой. Классы идентифицируются, как правило, их именами.

Классы создаются и регистрируются функциями RegisterClass() и RegisterClassEx(). Создание окон любых видов обеспечивается функциями CreateWindow() и CreateWindowEx().

Оконная процедура (Window Procedure или WndProc) является получа­телем всех сообщений, поступающих окну. Обычно представляет собой конструкцию вида switch – case, распознающую поступившие сообщения и выполняющую их обработку:

LRESULT CALLBACK

MainWndProc(HWND hWnd, UINT uMsg, WPARAM wParam, LPARAM lParam)

{

switch (uMsg)

{

case M_CLOSE: //команда на закрытие окна

DestroyWindow(hWnd);

break;

case WM_DESTROY: //подтверждение о готовности деинициализации

PostQuitMessage(0);

break;

case …

break;

default: //для всех остальных сообщений

return DefWindowProc(hWnd, uMsg, wParam, lParam);

}

return 0;

}

Для данного примера правильнее было проверять адресата сообщений и начинать завершение приложения, только если это его главное окно.

Сообщения (Window Message) лежат в основе механизмов событийного управления приложениями. Они представляют собой структуры, передаваемые между приложениями и несущими информацию о событиях, команды, данные и так далее. Для представления сообщений служит структура MSG, поля которой содержат: тип сообщения, пару параметров wParam, lParam, адресата сообщения, время и экранные координаты его возникновения (имеет смысл для некоторых сообщений).

Сообщения передаются в приложение либо напрямую, либо через очередь. Прямая передача сообщения оконной процедуре является фактически косвенным вызовом этой процедуры, в том числе и из другого приложения. Для этого служит системная функция SendMessage(). Важно, что выполнение отправителя сообщения блокируется до завершения оконной процедуры.

Многие сообщения передаются не напрямую, а через очередь, что избав­ляет от взаимной зависимости и блокировок. Для этого служит функция PostMessage(). Кроме того, есть некоторые другие функции, совмещающие свойства синхронной и асинхронной отсылки, например SendNotifyMessage(), которая передает сообщение минуя очередь, но не ожидает окончания его обработки поэтому блокирующей не является.

Цикл обработки сообщений выбирает сообщения из очереди и перенаправляет их в соответствующие оконные процедуры. Цикл состоит упрощенно из трёх основных функций:

MSG msg;

while(GetMessage(&msg,NULL,0,0)) //выборка сообщений из очереди

{

TranslateMessage(&msg); //доп. обработка (трансляция) сообщения

DispatchMessage(&msg); //передача сообщения в оконную процедуру

}

Здесь выбираются все сообщения для всех окон приложения, однако параметры GetMessage() позволяют накладывать на них фильтры.

Функция GetMessage() является блокирующей — при отсутствии сообще­ний в очереди она переводит приложение в состояние ожидания. При наличии подходящего по фильтрам сообщения оно удаляется из очереди, и его содержимое переносится в структуру MSG. Функция возвращает нулевое значение при получении единственного сообщения WM_QUIT, для всех остальных — ненулевое. Как следствие, цикл прекращается после приема этого сообщения.

Упрощенно, типичное приложение Windows строится по следующей схеме:

1) WinMain() — головной модуль программы.

2) инициализация внутренних переменных и прочие подготовительные операции

3) RegisterClass() — регистрация локального класса

4) CreateWindow() — создание главного окна приложения (если требу­ется, могут быть и другие классы и окна

5) ShowWindow(), UpdateWindow() — отображение главного окна;

6) цикл обработки сообщений: GetMessage() — TranslateMessage() — DispatchMessage().

7) освобождение выделенных ресурсов, деинициализация внутренних переменных;

8) оконная процедура, прямых вызовов нет так как предполагается «обратный вызов» (Callback) со стороны системы.

Контрольные вопросы

1) Стандартная структура оконного приложения, его основные функции.

2) Окно. Функция создания нового окна и ее параметры.

3) Что такое оконный класс и каким образом он может быть создан.

4) Каким образом для окна можно указать собственные курсор и иконку.

5) За что отвечают функции UpdateWindow() и ShowWindow().

6) Сообщение Winmessage, его основные параметры. Очередь сообщений.

7) Способы отправки сообщений другому окну.

8) Цикл обработки сообщений. Функция GetMessage(), завершение цикла.

9) Функции TranslateMessage(), DispatchMessage().

10) Назначение, логика работы и параметры функции обработки сообщений.

11) Сообщение WM_PAINT. Функция вывода текста в окне и ее параметры.

12) Сообщение WM_COMMAND. Данные, передаваемые в wParam и lParam в данном сообщении.

13) Создание собственного пункта меню и обработка нажатия на него.

14) Функции GetWindowRect() и InvalidateRect().

15) Таймер. Каким образом таймер может быть создан и уничтожен. Как обрабатывать сообщения от таймера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: