ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ |
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляет собой финансовую систему. Она включает государственные финансы (централизованные финансы), финансы хозяйствующих субъектов и финансы
граждан. Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные
задачи.
1. Задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в фондах государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование нужд общества.
2. Перед финансами хозяйствующего субъекта стоит задача формирования своих денежных фондов и использования их на основе эффективного управления денежным потоком.
3. В задачу финансов граждан входит формирование доходов и их использование.
Раздел III. Макроэкономика
Глава 17. Финансовая политика государства
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ |
В структуре централизованных финансов главным элементом выступают бюджеты трех уровней (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ):
|
|
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджет–
ных фондов;
• бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик, края, об
ласти);
• местные бюджеты – городские, районные, сельские.
Возможны разные принципы построения взаимоотношений между бюджетами разных уровней. До 1991 г. в СССР взаимоотношения бюджетов базировались на принципе демократического централизма. Госбюджет РСФСР, как и бюджеты других союзных республик, включались в госбюджет СССР. В него также входили все бюджеты страны, включая сельские и поселковые бюджеты.
В настоящее время в России взаимоотношения бюджетов разных уровней строятся на принципе фискального федерализма: бюджеты нижестоящих уровней функционируют автономно, т. е. не включают свои доходы и расходы в бюджеты вышестоящих уровней. При этом не исключается возможность перераспределения денежных средств между бюджетами. Межбюджетные отношения носят односторонний характер – от федерального бюджета к региональным бюджетам и от региональных бюджетов к местным бюджетам. Это связано с тем, что в большинстве случаев региональные и местные бюджеты не имеют достаточных источников доходов. Для достижения определенной сбалансированности бюджетов различных уровней государство прибегает к таким финансовым инструментам, как субвенции – средства строго целевого назначения; дотации – твердые суммы денежных средств, направляемые на пополнение доходов и минимизации дефицита бюджета нижестоящего уровня; кредитные ресурсы – средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них. Совокупность доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют консолидированный бюджет страны.
|
|
Централизованные финансы включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ |
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона. Он
утверждается законодательными органами власти. По материальному содержанию государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств государства, по социально–экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода для выполнения правительством своих функций.
Основоположником теории и практики использования госбюджета в XX в. стал Дж. М. Кейнс. Он легализовал бюджетный дефицит для стимулирования экономики. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов предприятий и граждан. За счет бюджетных средств финансируется оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, а также сфера здравоохранения, культура и искусство и пр.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
• перераспределение части национального дохода;
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
• финансовое обеспечение социальной политики;
• стимулирование НТП;
• контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Государственный бюджет представляет собой структуру доходов и расходов. Превышение доходов над расходами составляет бюджетный профицит, а превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит.
Рассмотрим основные статьи расходов и доходов государственного бюджета России.
Статьи расходов госбюджета:
• содержание органов государственной власти и управления;
• содержание правоохранительных органов;
• финансирование социально–культурного развития и науки;
• национальная оборона;
• внешнеэкономическая деятельность;
• обслуживание государственного долга;
• финансовая помощь бюджетам других уровней;
• иные расходы.
Статьи доходов госбюджета:
• налоговые доходы (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы, налог на внешнюю деятельность и др.);
• неналоговые доходы (поступления от внешнеэкономической деятельности, продажи государственного имущества, государственные займы).
Раздел III. Макроэкономика
Глава 17. Финансовая политика государства
В табл. 17.1 приведены данные расходов и доходов госбюджета, бюджетного профицита, а также доля доходов госбюджета в ВВП нашей страны за период 2003–2005 гг.
Таблица 17.1