Государства и ее структура

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляет собой финансовую систему. Она включает государственные финансы (централизованные финансы), финансы хозяйствующих субъектов и финансы

граждан. Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные

задачи.

1. Задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в фондах государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование нужд общества.

2. Перед финансами хозяйствующего субъекта стоит задача формирования своих денежных фондов и использования их на основе эффективного управления денежным потоком.

3. В задачу финансов граждан входит формирование доходов и их использование.



Раздел III. Макроэкономика


Глава 17. Финансовая политика государства




СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

В структуре централизованных финансов главным элементом выступают бюджеты трех уровней (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ):

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджет–

ных фондов;

бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик, края, об
ласти);

местные бюджеты – городские, районные, сельские.

Возможны разные принципы построения взаимоотношений между бюджетами разных уровней. До 1991 г. в СССР взаимоотношения бюджетов базировались на принципе демократического централизма. Госбюджет РСФСР, как и бюджеты других союзных республик, включались в госбюджет СССР. В него также входили все бюджеты страны, включая сельские и поселковые бюджеты.

В настоящее время в России взаимоотношения бюджетов разных уровней строятся на принципе фискального федерализма: бюджеты нижестоящих уровней функционируют автономно, т. е. не включают свои доходы и расходы в бюджеты вышестоящих уровней. При этом не исключается возможность перераспределения денежных средств между бюджетами. Межбюджетные отношения носят односторонний характер – от федерального бюджета к региональным бюджетам и от региональных бюджетов к местным бюджетам. Это связано с тем, что в большинстве случаев региональные и местные бюджеты не имеют достаточных источников доходов. Для достижения определенной сбалансированности бюджетов различных уровней государство прибегает к таким финансовым инструментам, как субвенции средства строго целевого назначения; дотации твердые суммы денежных средств, направляемые на пополнение доходов и минимизации дефицита бюджета нижестоящего уровня; кредитные ресурсы средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них. Совокупность доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют консолидированный бюджет страны.

Централизованные финансы включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона. Он


утверждается законодательными органами власти. По материальному содержанию государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств государства, по социально–экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода для выполнения правительством своих функций.

Основоположником теории и практики использования госбюджета в XX в. стал Дж. М. Кейнс. Он легализовал бюджетный дефицит для стимулирования экономики. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов предприятий и граждан. За счет бюджетных средств финансируется оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, а также сфера здравоохранения, культура и искусство и пр.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

• перераспределение части национального дохода;

• государственное регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение социальной политики;

• стимулирование НТП;

• контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Государственный бюджет представляет собой структуру доходов и расходов. Превышение доходов над расходами составляет бюджетный профицит, а превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит.

Рассмотрим основные статьи расходов и доходов государственного бюджета России.

Статьи расходов госбюджета:

• содержание органов государственной власти и управления;

• содержание правоохранительных органов;

• финансирование социально–культурного развития и науки;

• национальная оборона;

• внешнеэкономическая деятельность;

• обслуживание государственного долга;

• финансовая помощь бюджетам других уровней;

• иные расходы.

Статьи доходов госбюджета:

• налоговые доходы (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы, налог на внешнюю деятельность и др.);

• неналоговые доходы (поступления от внешнеэкономической деятельности, продажи государственного имущества, государственные займы).



Раздел III. Макроэкономика


Глава 17. Финансовая политика государства




В табл. 17.1 приведены данные расходов и доходов госбюджета, бюджетного профицита, а также доля доходов госбюджета в ВВП нашей страны за период 2003–2005 гг.

Таблица 17.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow