Государства и ее основные направления

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Финансовая политика представляет собой мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния народного хозяйства страны. В период кризиса или депрессии проводится стимулирующая финансовая политика, которая предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В период подъема, «перегрева» экономики – сдерживающая финансовая политика, которая предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование указанных мер.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства:

1) бюджетной политики (в области регулирования бюджета);

2) фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Бюджетная политика – это мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. В экономике известны следующие концепции бюджетной политики государства.


 

Раздел III. Макроэкономика

Основу первой концепции составляет ежегодно сбалансированный бюджет. Еще совсем недавно такой бюджет считался целью финансовой политики, что должно было обеспечить стабильность экономического развития страны. Но такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства. Например, в экономике наблюдается длительный период безработицы, когда доходы населения падают. При этом налоговые поступления автоматически сокращаются. Если целью финансовой политики является ежегодно сбалансированный бюджет, то правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Следствием указанных мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса, а, значит, более значительное падение произвол–, ства и увеличение безработицы. Стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать и инфляцию, в условиях которой повышение денежных доходов увеличивает и налоговые поступления. Для того чтобы доходы бюджета не превышали расходы, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Следствием этого будет лишь увеличение темпов инфляции.

Основу второй концепции бюджетной политики составляет бюджет, сбалансированный в ходе экономического цикла, а не ежегодно, т. е. государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период кризиса снижаются налоги и увеличиваются государственные расходы, т. е. создается временный дефицит бюджета. Во время подъема налоги повышаются, а государственные расходы снижаются. Возникший бюджетный профицит может быть использован на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Однако длительный и глубокий спад может смениться совсем коротким периодом подъема. Тогда появившийся в период подъема профицит бюджета не покроет дефицит, возникший в период кризиса. Следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция бюджетной политики базируется на обеспечении сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом в экономике может наблюдаться как устойчивый профицит, так и устойчивый дефицит бюджета, т. е. стабильность экономики и ее устойчивое развитие является главной задачей, а сбалансированность бюджета ––второстепенной.


Глава 17. Финансовая политика государства 315

Российская бюджетная политика длительное время базировалась на первой концепции: требование бездефицитности госбюджета было обязательным. В настоящее время руководство страны в большей степени ориентируется на положения второй концепции – сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла.

Исходя из того, что вторым направлением финансовой политики государства является фискальная политика, то, прежде чем мы перейдем к ее рассмотрению, выясним, что же представляют собой налоги, каковы их виды, функции и т. д.

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ ФУНКЦИИ

Налоги – это обязательные платежи в бюджет, которые осуществляют юридические и физические лица. К основным элементам налоговой системы относятся:

объект налога – имущество или доход, подлежащие обложению;

субъект налога – налогоплательщик, т. е. физическое или юридическое лицо;

источник налога – доход, из которого выплачивается налог;

ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый. Кадастр – таблица, справочник. Здесь объект налога разделен на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники – кадастры. Для каждой группы установлена своя ставка налога. Данный метод характеризуется тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Например, транспортный налог взимается по установленной ставке исходя из мощности двигателя транспортного средства, независимо от того, эксплуатируется оно или нет.

2. На основе декларации. Декларация – это документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Выплата налога производится после получения дохода (например, налог на прибыль).

3. У источника дохода. Этот налог вносится лицом, которое выплачивает доход, т. е. налогообложение производится до получения дохода. Например, налог на доходы физических лиц: предприятие вычитает из заработной платы работника сумму налога и перечисляет его в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.



Раздел III. Макроэкономика


Глава 17. Финансовая политика государства




Роль налогов выражается в их функциях. Различают следующие функции налогов:

фискальная – аккумуляция денежных средств в бюджет. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части бюджета. Так, в бюджете 2005 г. доля налогов в доходах составляет 67%. С фискальной политикой государства мы в дальнейшем познакомимся подробнее;

регулирующая. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, государство создает условия для развития определенных отраслей и производств. Например, для развития малого предпринимательства и таких сфер деятельности, как производство товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др. предусмотрено льготное налогообложение. С помощью системы налогообложения государство стимулирует НТП, увеличение количества рабочих мест, капиталовложения в расширение производства и пр.;

перераспределительная. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан на развитие производственной и социальной инфраструктуры (например, на строительство железных дорог и автострад), инвестиции в капиталоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости (строительство электростанций), поддержку лиц внепроизводственной сферы, не имеющих своих доходов (студенты, учителя, военнослужащие, пенсионеры и т.д.).

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

А. Смитсформулировал основополагающие принципы налогообложения, которые могут использоваться в любой экономической системе:

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно получаемому ими доходу;

2) сумма налога, которую обязан уплатить отдельный субъект налога, должна быть точно определена;

3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, как это удобно плательщику;

4) каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы заработная плата чиновников не поглотила значительную долю тех средств, которые поступают от данного налога.


При этом имущество или доход, подлежащие обложению, должны иметь защиту от двойного обложения.

ВИДЫ НАЛОГОВ

Налоги классифицируются по нескольким признакам: 1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги уплачиваются непосредственно субъектами налога и прямо пропорциональны платежеспособности. К прямым налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, земельный налог и др. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. К косвенным налогам относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, лицензионные платежи.

2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий, например, налог на доходы физических лиц или налог на прибыль. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налог на воспроизводство минерально–сырьевой базы, лесной налог.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступают налоговые средства, различают федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием. Согласно Налоговому кодексу РФ (по состоянию на 2004 г.) к ним относятся:

1)налог на добавленную стоимость (НДС);

2)акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) платежи за загрязнение окружающей среды;

6) налог на прибыль;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина;

9) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и
дарения;

10) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»;

11) сборы за выдачу лицензий и право на производство алкогольной продукции и др.



Раздел III. Макроэкономика


Глава 17. Финансовая политика государства




К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество предприятий;

2) лесной налог;

3) налог на игорный бизнес;

4) налог на вмененный доход;

5) транспортный налог.

Местные налоги и сборы (всего их 22, но обязательными являются только первые 3):

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог;

3) сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

4) сбор за право торговли;

5) налог на рекламу;

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

6) сбор за право торговли винно–водочными изделиями и др.
Фискальная политика это политика государ
ственных расходов и налогов, т. е. система регу
лирования, связанная с правительственными рас
ходами и налогами. Правительственные расходы
и налоги являются инструментами фискальной

политики. К правительственным расходам, мы знаем, относится строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, закупки сельскохозяйственной продукции, боевой техники, внешнеторговые закупки, содержание социальной сферы, науки, поддержка искусства и т. д. С налогами мы уже познакомились выше.

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения:

• налоговых ставок;

• базы налогообложения;

• видов налогов;

• их количества;

• размеров государственных расходов или их направлений.

В экономической теории представители кейнсианской школы и сторонники теории «экономики предложения» по–разному рассматривают методы проведения фискальной политики государства.

Кейнсианцы, мы знаем, ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития страны. Основным фактором роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства они считают сокращение налогов,


что в краткосрочном периоде приводит к сокращению поступлений в бюджет. Следствием этого является образование или увеличение бюджетного дефицита. Согласно кейнсианской теории существуют два направления фискальной политики, являющиеся традиционными.

Первое направление – дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе принимаемых им решений. Это сознательное регулирование государством уровня налогов и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВВП, занятость и инфляцию. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, подобное инвестициям, и так же, как инвестиции, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВВП в результате изменения государственных расходов:

где – мультипликатор государственных расходов; Y – объем ВВП; – государственные расходы.

Налоги также оказывают воздействие на рост ВВП. Увеличение налоговых ставок приводит к сокращению потребительских доходов, а, следовательно, и расходов. Совокупный спрос уменьшается, и объем реального ВВП также уменьшается. Изменение налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, приводит к мультипликационному эффекту. Налоговый мультипликатор – коэффициент, показывающий, во сколько раз изменяется ВВП под влиянием изменения налогов.

где – мультипликатор налогов; Т – налоги; –объем ВВП.

Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, так как при сокращении налогов увеличивается не только потребление, но и сбережения. А каждая единица прироста государственных расходов и инвестиций оказывает прямое воздействие на величину ВВП.

Дискреционная фискальная политика, как и финансовая вообще, используется для регулирования стабилизации экономики в двух основных направлениях: преодоление спада (стимулирующая) и сдерживание подъема (сдерживающая) (табл. 17.2).



Раздел III. Макроэкономика


Глава 17. Финансовая политика государства





Таблица 17.2 Разновидности дискреционной фискальной политики

Вторым направлением фискальной политики является политика встроенных стабилизаторов, т. е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования. Сюда относятся прогрессивная система налогообложения (чем больше доход, тем больше ставка налога); система государственных трансфертов (система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержке малоимущих слоев населения и т. д.). По мере роста объема ВВП наблюдается пропорциональный прирост налоговых поступлений, что снижает покупательную способность населения и экономический рост сдерживается. В случае падения национального производства налоговые поступления уменьшаются. Это увеличивает покупательную способность населения, совокупный спрос увеличивается и спад экономики сдерживается. Трансфертные же платежи во время экономического подъема сокращаются, а в период спада возрастают. Встроенные стабилизаторы только уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Эта проблема решается уже с помощью дискреционной политики.

В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что уменьшение налоговых ставок приводит к увеличению совокупного предложения. Уменьшение налогов способствует росту доходов населения и доходов предпринимателей, а, значит, расширению производства, что в конечном счете приводит к увеличению поступлений в бюджет. Эта зависимость получила назва–


Рис. 17.1. Кривая Лаффера

ние «эффект Лаффера». Кривая Лаффера показывает зависимость между динамикой налоговых ставок и доходами бюджета государства (рис. 17.1). При увеличении ставки налога до определенных пределов (50%) доход государства увеличивается, а затем начинает уменьшаться (снижается деловая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику»). При 100%–ном налогообложении доход государства равен нулю. Причем при налогах, например, в 20% и 80% доходы в бюджет одинаковы. Конечно же, в краткосрочном периоде снижение налогов обязательно приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет, но в долгосрочном периоде налоговые поступления в бюджет увеличиваются в результате экономического роста, т. е. методы проведения фискальной политики, предлагаемые сторонниками теории «экономики предложения», рассчитаны на долговременный эффект.

8 донной главе были рассмотрены финансовая система и финансовая политика государства. Сначала мы выяснили сущность финансов как экономической категории, их основные функции, а также то, кто является субъектами финансовых отношений. Затем определились с понятием финансовой системы и выделили ее основные звенья. При этом мы подробно рассмотрели структуру централизованных финансов, в связи с чем особое внимание уделили таким элементам, как государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования. При рассмотрении финансовой политики были выделены два взаимосвязанных направления: бюджетная политика (в области регулирования бюджета) и фискальная (в области налогов и государственных расходов). Особое внимание было уделено различным концепциям бюджетной политики, сущности налогов, их функциям и видам в Российской Федерации, а также различным методам проведения фискальной политики.



Раздел III. Макроэкономика


§? Вопросы для повторения

1. Что представляют собой финансы как экономическая категория? Какие
денежные отношения не относятся к финансовым?

2. Какие две сферы охватывают финансовые отношения? Каковы субъек
ты финансовых отношений?

3. Назовите основные функции финансов и раскройте их содержание.

4. Что такое финансовая система и из каких звеньев она состоит?

5. Какова структура централизованных (государственных) финансов?

6. Чем принцип фискального федерализма отличается от принципа демократического централизма?

7. Что представляет собой государственный бюджет? Каковы его функции?

8. Охарактеризуйте государственные внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования.

9. Что такое финансовая политика и из каких направлений она состоит?

10. Какие концепции бюджетной политики государства вам известны?

11. Каковы сущность налогов и способы их взимания?

12. Назовите основные функции налогов и принципы налогообложения.

13. По каким принципам классифицируются налоги?

14. Каковы основные инструменты и рычаги фискальной политики?

15. Назовите традиционные направления фискальной политики.

16. Что представляют собой мультипликаторы государственных расходов и налогов? Какова особенность налогового мультипликатора?

17. Какие разновидности дискреционной фискальной политики вы знаете?

18. Изобразите на графике кривую Лаффера. Какую зависимость она отображает?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow