Методика организации конкурсов

Одна из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга – это конкурсные программы, соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности.

Поскольку цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения.

Организация конкурсных программ – процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. Все конкурсные программы подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр», и т.д. – от этого организационный алгоритм не меняется.

При организации конкурсных программ необходимо учесть оргвопросы:

· участники,

· задания,

· критерии,

· жюри,

· призы,

· ведущий,

· реквизит,

· техника,

· помещение,

· зрители.

Организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса. После этого организатор должен:

1. придумать конкурсу яркое название;

2. сформулировать конкурсные задания;

3. разработать условия и критерии конкурса.

Привлекательное название может многократно повысить интерес детей к предстоящему конкурсу и вызвать у них желание участвовать. Но более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания. Они определяют, что нужно сделать, в чем дети будут соревноваться. Все задания должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту ребенка.

При объявлении необходимо объяснять условия их выполнения, критерии, по которым будет оцениваться результат.

Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

Во-первых, организатор должен определить будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивидуальное участие, другие – наличие команд. Организовать рекламно-разъяснительную кампанию: приглашения, листовки, стенды. Главное сделать так, чтобы ребята захотели участвовать в конкурсной программе.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурсов.

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри:

1. никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7;

2. никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;

3. никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.

Для жюри должны быть подготовлены правильные ответы по всем видам конкурсов и оценочные листы по схеме:

Оценочный лист

Название конкурсной программы

Сроки проведения

№ п/п Виды конкурсов Система оценки (высший бал за каждый конкурс) Названия команд
кол-во баллов кол-во баллов
         
         
         
         
  ИТОГО      

Виды конкурсов записываются в порядке очередности их проведения с указанием высшего количества баллов за каждый, так как они бывают разной степени сложности.

И в-четвертых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей.

На финальном этапе своей работы он должен решить десятки организационно-содержательных проблем:

· как пригласить зрителей,

· когда провести предварительный просмотр,

· кого поставить ведущим,

· как оформить помещение,

· где посадить жюри,

· на чем расположить экспонаты,

· как организовать церемонию открытия,

· какую подобрать музыку,

· во что будут одеты участники,

· где жюри будет обсуждать итоги,

· кто будет вручать призы,

· как будет проходить ритуал награждения.

Этап демонстрации результатов должен стать ярким эмоциональным событием в жизни ребенка-конкурсанта. Для детей безусловно значим момент объявления о распределении мест, но еще более значимо для них внимание со стороны ровесников и взрослых к их творчеству, их труду.

Во всех конкурсных программах обнаруживается алгоритм организации (т.е. определенная последовательность действий). Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта.

Примерные виды конкурсов:

· на лучший стих («Как я провел лето»)

· рисунков на асфальте

· чтецов

· замков из песка

· поделок из бумаги (оригами)

· юных джентльменов

· юных детективов

· пантомимы

· фигурок из желудей и шишек

· букетов

· инсценированной сказки

· поделок из природного материала и т.п.

«Мисс Лето»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: