Одна из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга – это конкурсные программы, соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности.
Поскольку цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения.
Организация конкурсных программ – процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. Все конкурсные программы подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр», и т.д. – от этого организационный алгоритм не меняется.
При организации конкурсных программ необходимо учесть оргвопросы:
· участники,
· задания,
· критерии,
· жюри,
· призы,
· ведущий,
· реквизит,
· техника,
· помещение,
· зрители.
Организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса. После этого организатор должен:
1. придумать конкурсу яркое название;
2. сформулировать конкурсные задания;
3. разработать условия и критерии конкурса.
Привлекательное название может многократно повысить интерес детей к предстоящему конкурсу и вызвать у них желание участвовать. Но более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания. Они определяют, что нужно сделать, в чем дети будут соревноваться. Все задания должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту ребенка.
При объявлении необходимо объяснять условия их выполнения, критерии, по которым будет оцениваться результат.
Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.
Во-первых, организатор должен определить будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивидуальное участие, другие – наличие команд. Организовать рекламно-разъяснительную кампанию: приглашения, листовки, стенды. Главное сделать так, чтобы ребята захотели участвовать в конкурсной программе.
Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурсов.
В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри:
1. никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7;
2. никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;
3. никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.
Для жюри должны быть подготовлены правильные ответы по всем видам конкурсов и оценочные листы по схеме:
Оценочный лист
Название конкурсной программы
Сроки проведения
№ п/п | Виды конкурсов | Система оценки (высший бал за каждый конкурс) | Названия команд | |
кол-во баллов | кол-во баллов | |||
ИТОГО |
Виды конкурсов записываются в порядке очередности их проведения с указанием высшего количества баллов за каждый, так как они бывают разной степени сложности.
И в-четвертых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей.
На финальном этапе своей работы он должен решить десятки организационно-содержательных проблем:
· как пригласить зрителей,
· когда провести предварительный просмотр,
· кого поставить ведущим,
· как оформить помещение,
· где посадить жюри,
· на чем расположить экспонаты,
· как организовать церемонию открытия,
· какую подобрать музыку,
· во что будут одеты участники,
· где жюри будет обсуждать итоги,
· кто будет вручать призы,
· как будет проходить ритуал награждения.
Этап демонстрации результатов должен стать ярким эмоциональным событием в жизни ребенка-конкурсанта. Для детей безусловно значим момент объявления о распределении мест, но еще более значимо для них внимание со стороны ровесников и взрослых к их творчеству, их труду.
Во всех конкурсных программах обнаруживается алгоритм организации (т.е. определенная последовательность действий). Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта.
Примерные виды конкурсов:
· на лучший стих («Как я провел лето»)
· рисунков на асфальте
· чтецов
· замков из песка
· поделок из бумаги (оригами)
· юных джентльменов
· юных детективов
· пантомимы
· фигурок из желудей и шишек
· букетов
· инсценированной сказки
· поделок из природного материала и т.п.
«Мисс Лето»