А.Н. Миронюк, ст. преп. каф. музыкального образования МГПУ

Трудно себе представить организацию полноценной жизни детей в летнем лагере труда и отдыха без включения их в разнообразные формы музыкальной деятельности. Музыка сопровождает творческие дела, спортивные праздники, встречи у костра, лагерные и отрядные мероприятия.

Данное приложение призвано помочь вожатым и музыкальным работникам в деятельности по музыкальному воспитанию школьников, в организации их досуга. Очевидно, что руководителям музыкальной деятельности детей требуется знание обширного песенного репертуара, умение квалифицированно провести музыкальную работу с детьми.

В предлагаемом разделе подбор песенного репертуара осуществлен по принципу соответствия исполнительским возможностям школьников разных возрастных групп и по принципу учета их интересов.

Ряд песен по своим тесситурным и техническим характеристикам могут представить определенные трудности для исполнения, но многие из них близки ребятам, вызывают неподдельный искренний интерес, сильный эмоциональный отклик. Поэтому рекомендуется включение данных песен в репертуар с некоторыми редакторскими упрощениями.

В детской песенной «копилке» должны быть разнотемные и разнохарактерные песни. Это – песни о Родине, песни героического характера, народные песни, песни лирические, туристские и, наконец, просто веселые, развлекательные песни.

Тема любви к родному краю отражена в песнях Д. Кабалевского «Наш край», А. Базь «Береза детства», Е. Четверикова «Земля, где мы живем». Данные песни не представляют особых сложностей при разучивании. Здесь следует обратить внимание на плавность фразировки, некрикливость исполнения. Следует так же добиваться образного разнообразия в исполнении куплетов, нахождения кульминации в каждой песне.

В песнях Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим» и А. Пахмутовой «Сигнальщики – горнисты» показана романтика героического подвига. Разучивание той и другой песен связано с преодолением тесситурных трудностей. Чтобы облегчить исполнение в низком регистре можно перейти на мелодекламацию с подчеркнуто четким произнесением текста. В песнях возможно включение солистов, что сделает исполнение более интересным.

Особое место в детском репертуаре должны занять народные песни. Практика показывает, что первоначальное обращение к народной песне не всегда вызывает у детей положительный отклик. Это обусловлено тем, что последние десятилетия наметилась тенденция снижения престижа народной музыки. В то же время многие народные песни в репертуаре детей становятся любимыми при первом же знакомстве. Музыкальному руководителю важно выделить этапы, когда следует обращаться к русской народной музыке. Например, это может быть подготовка к конкурсу «Гой еси добры молодцы, красны девицы». Многие народные песни предполагают инсценировку, что еще более усиливает их привлекательность для детей.

В данном разделе репертуарного списка представлены песни и других стран. Это – французская народная песня «Танец утят» и итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок», которые так же легко поддаются драматизации и сценическому воплощению.

Большой блок репертуара в приложении составлен с учетом возрастной направленности на младших школьников.

Например, популярной среди младших школьников является песня

Ю. Чичкова «Живой уголек». Это обусловлено плавной привлекательной мелодией и выразительностью поэтического текста.

Значительное количество репертуара для младших школьников составляют развлекательные песни. Следует обратить внимание на особенности разучивания некоторых из них.

Исполнение песен «Кашалотик», Р. Паулса, «В доме восемь дробь шестнадцать» Б. Савельева, «Мир похож на цветной луг» В. Шаинского, «Все сбывается на свете» Е. Крылатова, требует четкой и легкой артикуляции и может сопровождаться танцевальными движениями. Каждая из таких песен при удачном исполнении отрядом становится основой выигрышного концертного номера, а песня «Наш корабль» С. Буйдовой может быть эмблемой отряда. При ее разучивании в младших отрядах не обязательно строго придерживаться ритмического рисунка мелодии, возможны некоторые упрощения.

Заключительный раздел посвящен специально для работы с подростками.

В памяти подростков наиболее ярко запечатлеваются увлекательные походы, беседы с друзьями и песни под гитару у костра. Эти песни способствуют развитию чувств товарищества и дружбы. В песне «Глобус» М. Светлова не обязательно петь все куплеты – можно выучить либо первый и второй, либо первый и третий.

Большое воспитательное значение для подростков могут иметь песни В. Высоцкого, В. Окуджавы, Ю. Визбора. Образность воплощения простых человеческих чувств в поэтических текстах и мелодиях этих авторов позволяют завести с ребятами по- настоящему «душевный разговор»: «Давайте понимать друг друга с полуслова…». Эти добрые слова должны стать для ребят близкими и дорогими, научить их ценить подлинное человеческое общение, которому так верно служит хорошая песня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: