Сравнение результатов прогноза химической обстановки, проведенного по разным методикам

Доклад

Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии представляю к защите дипломную работу, выполненную на тему: «Аварии на автомобильном транспорте с выбросом АХОВ (аммиак).

Целью работы является подготовка предложений по совершенствованию мероприятий направленных на предупреждение, защиту населения и ликвидацию от последствий аварий при перевозке аммиака автотранспортом.

В ходе выполнения дипломной работы решались следующие задачи:

Определение рисков аварий при транспортировке АХОВ на автомобильном транспорте.

Прогнозирование химической обстановки, образующейся при аварии автотранспорта, перевозящего аммиак.

Сравнение результатов прогноза химической обстановки, проведенного по разным методикам.

4) Разработка предложений организационного и технического характера, направленных на предотвращение, защиту персонала и населения и проведение эффективных мероприятий по ликвидации последствий транспортных аварий с аммиаком.

Транспорт – одна из важнейших отраслей материального производства осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Ведущее место в транспортной системе занимает автомобильный транспорт. Автотранспорт превосходит другие виды транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки.

Автомобильным транспортом перевозится большой объем различных грузов, в том числе и опасных. К опасным грузам относят вещества и предметы, которые в условиях транспортировки, хранения, погрузки и выгрузки могут послужить причиной взрыва, пожара или какого-либо повреждения и порчи транспортных средств, складов, устройств, зданий сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных.

По статистическим данным, автотранспортом перевозится 60% опасных грузов, среднее расстояние перевозок для бензовозов составляет 45 км, а для грузовиков с химическими веществами — 420 км. Важной характеристикой является распределение аварий по величине ущерба. Как показывает практика, к выбросам под давлением, проливам или утечкам приводят около 0,5 всех аварийных ситуаций. Доля значимых утечек (аварий) составляет 0,2 случаев аварийных ситуаций.

Относительная доля повреждаемости грузов при автомобильных перевозках в зависимости от типа груза составляет: легковоспламеняющиеся жидкости – 60,5%; горючие жидкости – 16,3%; воспламеняющиеся сжатые газы – 3,2%; ядовитые вещества – 2,1%; невоспламеняющиеся сжатые газы – 1,9%.

В зависимости от физико-химических свойств АХОВ, условий их транспортировки при авариях на транспортных магистралях могут возникнуть чрезвычайные ситуации (ЧС) с химической обстановкой четырех основных типов:

Первый тип. ЧС возникают в случае мгновенной разгерметизации (взрыве) емкостей или цистерн, содержащих газообразные (под давлением), криогенные перегретые сжиженные АХОВ. При такой ЧС образуется первичное парогазовое или аэрозольное облако с высокой концентрацией АХОВ, распространяющихся по ветру.

Второй тип. ЧС возникают при аварийных выбросах или проливах, транспортируемых сжиженных ядовитых газов (аммиак, хлор и др.), перегретых летучих токсических жидкостей с температурой кипения ниже температуры окружающей среды (окись этилена, фосген, окислы азота, сернистый ангидрит, синильная кислота и др.). При такой ЧС часть АХОВ (не более 10%) мгновенно испаряется, образуя первичное облако паров смертельной концентрации; другая часть выливается на подстилающую поверхность, постепенно испаряется, образуя вторичное облако с поражающими концентрациями.

Третий тип. ЧС возникают при проливе на подстилающую поверхность значительного количества сжиженных (при изотермическом хранении) или жидких АХОВ с температурой кипения ниже или близкой к температуре окружающей среды (фосген, четырехокись азота и др.), а также при горении большого количества удобрений (например, нитрофоски) или комовой серы. При этом образуется вторичное облако паров АХОВ с поражающими концентрациями, которое может распространяться на большие расстояния.

Четвертый тип. ЧС возникают при аварийном выбросе (проливе) значительного количества малолетучих жидких АХОВ, с температурой кипения значительно выше температуры окружающей среды или твердых (несимметричный диметил-гидразин, фенол, сероуглерод, диоксин, соли синильной кислоты). При этом происходит заражение местности (грунта, воды, растительности) в опасных концентрациях.

Указанные типы химической обстановки при ЧС, особенно второй и третий, могут сопровождаться пожарами и взрывами, что осложняет обстановку, повышает концентрацию поражающих веществ, сопровождается образованием токсичных продуктов горения, увеличивает потери и затрудняет проведение аварийно-спасательных работ.

Аммиак является представителем 5-ой группы, а возможная аварийная ситуация с аммиаковозом может привести к чрезвычайной ситуации (ЧС) с химической обстановкой второго типа.

Характерными особенностями химически опасных аварий являются внезапность возникновения ЧС, быстрое распространение поражающих факторов (особенно при ЧС с химической обстановкой первого и второго типов), опасность тяжелого массового поражения людей и сельскохозяйственных животных, попавших в зону заражения, необходимость проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в короткие сроки.

Эффективность проведения мероприятий защиты населения и ликвидации последствий аварии, в основном, зависит от полноты, достоверности и оперативности выявления обстановки в зоне аварийной ситуации. Выявление химической обстановки на месте аварии основывается на прогнозе масштабов возможного химического заражения с последующей инструментальной разведкой и установлением фактической химической обстановки.

Прогнозирование зон химического заражения, динамики развития чрезвычайной ситуации и оценка ущерба является важной и актуальной задачей, решение которой будет способствовать разработке мер технического и организационного характера, направленных на уменьшение риска от техногенных аварий и террористических актов.

В соответсвии с этим, в работе проведена оценка возможной химической обстановки по прогнозу, выполненная по различным методикам в случае аварии (или террористического акта) на автомобильном транспорте, перевозящем аммиак.

Во 2 главе сначала проводился прогнозпровели расчет химической обстановки при условии полногом, мгновенногом разрушении цистерны при ее стационарном расположении со сжиженным аммиаком. Расчет проводился по нормативной методике [1].

В качестве сценария рассматривался подвоз аммиака в количестве 20 тонн к хладокомбинату расположенному в городе. Кострома на ул. Зеленая 9. Автоцистерна получила повреждение в днище, в следствии чего произошла разгерметизация цистерны с ее разрушением и последующим выливом всего содержимого.

 
 


Рис.2 Мгновенный выброс аммиака


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: