Понятие образовательной технологии и ее значение в педагогическом процессе.
Рассмотрим понятия «технология», «педагогическая технология», «образовательная технология».
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле.
Технология – это строгое проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех действий. Это характеристика целостного, завершенного процесса; объективно представляет собой систему методов, средств и процессов целенаправленного изменения состояния объекта. Технологией также называют сами операции со средствами и методами, являющиеся частью общего процесса.
Педагогическая технология – это:
1. содержательно-операционная деятельность по обеспечению образовательного процесса;
2. совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;
3. рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса (В. П. Беспалько).
|
|
Группы образовательных технологий
1. Группа репродуктивных технологий
2. Группа активных технологий
3. Группа интерактивных технологий
ГРУППА РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Понятие: это технологии, основанные на сообщении студенту готовой информации разными средствами. Деятельность преподавателя связана с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой. Деятельность студента носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом, ситуациях.
Назначение, формируемые компетенции:
1. обогащают студентов знаниями, навыками и умениями;
2. позволяют преподавателю за короткий промежуток времени охватить большой объем информации
3. позволяют преподавателю контролировать объем и глубину преподавания, время и ход обучения.
Недостатки:
1. затруднен перенос знаний в профессиональную сферу деятельности, что, в свою, очередь не гарантирует развития компетенций, творческих способностей, не позволяет планомерно и целенаправленно их формировать;
2. процент усвоения материала, как правило, невысок;
3. возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса незначительны;
4. при чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний.
Примеры:
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛЕКЦИЯ
Информационная лекция в классическом варианте предполагает одностороннее изложение больших объемов информационного материала. Она побуждает к дополнительному изучению книг, разъясняя их ключевые пункты.