Типы защитной полосы | Снижение уровня шума, дБА, при интенсивности движения, авт./ч | Снижение концентрации отработавших газов, % | |||
> 1600 | |||||
Трехрядная полоса лиственных деревьев в рядовой конструкции с кустарником шириной 10 м | 40-50 | ||||
Четырехрядная посадка лиственных деревьев в рядовой конструкции с кустарником шириной 15 м | 50-60 | ||||
Четырехрядная посадка хвойных деревьев в шахматной конструкции с кустарником шириной 20 м | 50-60 | ||||
Пятирядная посадка лиственных деревьев в шахматной конструкции с кустарником шириной 20 м | 60-70 |
В результате неправильной планировки зеленых насаждений (отсутствия нормальной освещенности) может происходить деформация кроны и стволов деревьев (при затенении улиц домами в районах с многоэтажной тесной застройкой). Мало света достается растениям и на теневой стороне улиц, идущих в широтном направлении (с запада на восток) [ 27 ].При высаживании зеленых насаждений максимально допустимое расстояние от здания до линии посадки должно составлять не менее 1,5 м для кустарников и 5 м для деревьев; высокорастущие деревья и густые кустарники должны обеспечивать оптимальный инсоляционный режим придомового пространства. Взаимное расположение деревьев и кустарников по отношению к жилым домам, инженерным сооружениям и коммуникациям представлено ниже [ 28 ].
|
|
Наименьшее расстояние, м | ||
до оси дерева | до кустарника | |
От наружных стен зданий и сооружений | 5,0 | 1,5 |
От стен жилых домов, имеющих окна | 10,0 | 1,5 |
От подошвы или внутренней грани подпорных стенок | 3,0 | 1,0 |
От оград высотой 2,0 м и выше | 3,0 | 1,0 |
От края проезжей части улиц | С учетом технической полосы | |
От края тротуаров | 2,0 | 0,7 |
От края садовых дорожек | 1,0 | 0,7 |
От края головки рельса трамвая | 5,0 | 3,0 |
От оси трамвайных путей | 5,0 | 3,0 |
От мачт, опор освещения и контактной сети | 4,0 | 1,0 |
От ЛЭП напряжением до1000 В | 10,0 | 4,0 |
От подземных сетей: | ||
газопровода | 2,0 | 1,5 |
канализации | 1,5 | 1,0 |
теплопровода | 2,0-4,0 | 2,0 |
водопровода | 2,0 | 1,0 |
водопроводной магистрали | 5,0 | 5,0 |
дренажа | 2,0 | 1,0 |
водостока | 1,0 | 0,5 |
наружной грани общего коллектора | 2,0 | 1,5 |
кабеля связи | 2,0 | 2,0 |
колодца подземных сетей | 2,0 | 2,0 |
силового кабеля | 3,5 | 2,0 |
Оптимальная пространственная конфигурация лесополосы может быть создана только при наличии необходимого расстояния от дороги до красной линии. Данное условие не всегда соблюдается. Так, поперечный профиль Ленинградского проспекта в Москве неоднороден на различных участках. Расстояние от бордюра до фундамента здания по обеим сторонам автомагистрали на отдельных участках составляет 14-21 м, что дает возможность озеленить данную территорию. Но на других участках расстояние от бордюрного камня до фундамента здания не превышает 6,6 м.
|
|
Выше приведен сравнительный анализ биологических и инженерных методов защиты придорожной территории. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому максимальный средозащитный эффект дает комбинация обоих методов защиты. Примером может служить совместное использование зеленых насаждений и земляных валов или экранов, приведенных на рис. 10 [ 12 ].
Рис. 10. Примеры (а, б, в) комплексного применения защитных сооружений: