Так как многие эстрадные жанры основываются на трюке, они порой не нуждаются в сюжетном наполнении, и более того, попытка режиссером добавить сюжет может уничтожить саму зрелищность жанра
Потому на шестом этапе режиссер-драматург выбирает тип драматургии номера. Исходя из этого номера могут быть сюжетные и бессюжетные.
Сюжетные номера:
У них есть свое начало, свое развитие, кульминация и развязка». обязательно присутствует фабула, или событийный ряд.
Другими словами - всегда можно пересказать некую историю, которая происходит в подобном номере
Для создания сюжетного номера в любом жанре режиссер должен уметь создать его сюжет и выделить из него фабулу.
Написание сюжета стоит начать с создания скетча, зарисовки. В этом коротком скетче нужно совместить психологическую достоверность, проработку внутренней жизни персонажа с очень условной и лаконичной формой ее выражения. Для этого режиссеру необходимо умение спрессовать содержание почти до формулы, достигнуть обобщения в характеристике персонажа, ситуации, афористичности и многого другого. Содержание номера, выраженное в сценарии, вся жизнь персонажей в номере не есть прямое отражение явлений, происходящих как в жизни, а особая, вымышленная «эстрадная» жизнь в жанре выступления определенного артиста
|
|
В развитии этого навыка поможет выделение из сюжета фабулы.
Фабула это описание действий, которыми режиссер по сути будет пользоваться при постановке. Это и есть информационно спрессованный сюжет
Очень часто придумывая что-то, неопытный режиссер-сценарист может уйти в подробные эмоциональные описания,что станет проблемой при непосредственной постановке, ведь то что происходит на сцене – это действия. Действия – это инструмент и язык режиссера-постановщика. Режиссер создает действие – зритель наблюдает, воспринимает действия и по ним «читает» историю заложенную режиссером.
Таким образом выделив из сюжета фабулу, вы увидите насколько действенным является ваш номер, и сможете понять что из сюжета будет понятно зрителю через действия, а что является фантазией в голове и литературно-красноречивое отступление которые зритель не увидит и не воспримет.
Вот еще несколько подсказок-составляющих грамотно написанного сюжета
- актуальность темы;
- возможности для проявления в игре актера острой формы, эксцентрики, создания острохарактерного образа, маски;
- предлагаемые обстоятельства задаются сразу, отсутствует
длинная экспозиция;
- быстрый ход действия, лаконичность, специальное сужение темы;
-концентрация единства времени, места и действия;
|
|
- сюжет предполагает яркий, но не обширный событийный ряд;
- возможность сыграть предлагаемый автором сюжет в несколько минут, в ограниченных временных рамках номера;
- неожиданная «ударная» развязка, чаще всего несущая смеховой эффект;
- насыщенность словесного действия репризами.
- линия развития сюжета и линия проявления технического мастерства исполнения должны развиваться параллельно. И там и там должны быть экспозиционная, кульминационная и финальная части. И обе эти линии должны развиваться в одинаковой динамике, вместе вырастать, вместе спадать, вместе выявлять главное событие
Бессюжетные номера:
Режиссура в таких номерах состоит в выстраивании специфической логики чередования трюковых и технологических элементов исполнения что обеспечивает актеру наилучшие возможности демонстрации своего мастерства. В этом случае ищется логика внутренних связей трюков, сопоставления их сложности, темпоритмическое развитие, подготовка зрителя к восприятию главного составного элемента или центрального трюка. В особенности это относится к оригинальным, эстрадно-цирковым и танцевальным эстрадным жанрам,в основе которых стоит сам трюк.
В обоих случаях завершительным этапом формирования замысла становится написание сценарного плана,сценария будущего номера. Замысел замыкается,переносится на бумагу и режиссер переходит к постановочному этапу.