В законе о конкуренции товарный рынок определяется как схема обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ и ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя, приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможность за ее пределами.
Товарный рынок- это часть воспроизводственного цикла, который охватывает отношения обмена товаров на деньги, которые вступают продавец и покупатель.
Рынок возможен только в условиях свободного выбора, возможных альтернатив, в данном случае конкуренция представляет борьбу за потребительский выбор между 2мя товарами альтернативами, в условиях дополнительного информационного давления на потребителя.
покупатель |
Конкурент 1 |
Конкурент 2 |
Товар 1 |
Товар 2 |
Формула – определение объема товарного предложения:
Qm=з1+ Qp+QIm-Qcx-З2
З1,2- начало и конец отчетного периода
Qp-объем производства местными товарами за соответствующий период
Qm-объём ввода товара на территорию данного рынка
|
|
Qxc-объем вывода данного товара, за территорию данного рынка.
Структура товарного рынка:
1. Изготовитель товара
2. Оптовые, торговые и иные посреднические организации
3. Организация розничной торговли
4. Потребители
Важнейшим условием функционирования товарного рынка явл формирование и развитие его инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура- это совокупность видов деятельности, обеспечивающих бесперебойное продвижение товара от изготовителей до потребителей.
Инфраструктура рынка выполняет сл функции:
1. Облегчает участникам рыночных отношений покупку и продажу товара.
2. Повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка
3. Организует оформление рыночных отношений.
4. Облегчает юридический и экономический контроль.
Перечисленные функции трансформируются в сл институты инфраструктуры:
Кредитная система и коммерческие банки, аукционы, ярмарки, посредники на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах.
Центры содействия занятости, информационные технологии и средства коммуникации, налоговая система и налоговые органы, система страхования рисков, рекламные агентства и средства информации массовой, таможенная система, логистические сервисные центры и т д.
В состав рыночной инфраструктуры входят:
1. Производственная инфраструктура- это совокупность отраслей, основными функциями, которых явл производственные услуги и обеспечение экономического в народном хозяйстве.
2. Социально бытовая инфраструктура-совокупность отраслей, обеспечивающих материальные, культурно-бытовые условия для размещения и нормального деятельности населения.
|
|
3. Институциональная инфраструктура- вкл учреждения, обеспечивающие управление народным хозяйством региона и формируются из организаций, регулирующих экономику, учреждений финансово кредитной системы.
4. Экологическая инфраструктура- состоит из сооружений, объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей среды.
1.4. конкурентные рынки и их структура.
Различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция- это модели рынка, при которой цена определяется свободной по отношению спроса и предложения, в соответствии с действующими рыночными законами.
Признаки совершенной конкуренции:
1. Бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей.
2. Однородность продаваемой продукции
3. Отсутствии барьеров для входа и выхода с рынка.
4. Высокая мобильность факторов производства.
5. Равный и полный доступ всех участников информации
Несовершенная конкуренция –это конкуренция в условиях, когда отдельный производитель имеет возможность контролировать они производят.
Признаки несовершенной конкуренции(Газпром):
1. Наличие входных барьеров в отрасль
2. Дифференцирование продукции
3. Основная доля продаж приходится на 1го или нескольких производителей лидеров
4. Возможность контролировать полностью или частично цены на свою продукцию.
Различают сл модели несовершенной конкуренции:
Чистая монополия признаки (ограниченные ресурсы):
1. 1н продавец
2. Уникальность продукта
3. Владения основными видами сырья
Монополистическая конкуренция- черты (множество мелких фирм, ростикс, и Макдональдс:
1. Наличие множества продавцов и покупателей
2. Свободный вход на рынок и выход с него
3. Разнородная и дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами
4. Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка
5. Влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках
Олигополия (МТС, Билайн и Мегафон) -
1. Малое число фирм и большое число покупателей
2. Дифференцированная и стандартизированная продукции
3. Наличие сущ препятствий входа на рынок
4. Фирмы в отрасли осознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
Модели ценового поведения фирм монополистам:
1. Тайный сговор
2. Лидерство уценок
3. Ценообразование по принципу – издержки +
Табл. Характеристика основных моделей рынка.
Признаки моделей рынка | Модели рынка | |||
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | |||
Монополистическая конкуренция | олигополия | Чистая монополия | ||
Количество фирм | множество | много | несколько | Одна фирма |
Типы продукции | Однородная, стандартизированная | Мнимая или действительная конкуренция | Однородная и дифференцированная | Уникальная продукция |
Степень контроля над ценой | Отсутствует контроль | Слабый, незначительный контроль | Частичный контроль | Высокая степень контроля |
Условия вступления в отрасль | Ограничений нет, равный доступ к информации | Относительно лёгкие, удовлетворительный доступ к информации | Ограничен доступ на рынок к информации | Доступна рынок блокирован |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Используется реклама, торговые марки, товарные знаки | Используется в значительной степени | Создание благоприятного имиджа фирмы |
примеры | Фермерские хозяйства | Множество мелких фирм (Ростикс, Макдак) | МТС, Билайн, Мегафон, Теле2 | Газпром, РЖД |
Субъектов торговой группы можно объединить в 2 группы:
1. Специальные субъекты торгового рынка, которые непосредственно не участвуют на рынке, а создают условия и возможности и условия для операции другим лицам на:
1. Товарной бирже — постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.
|
|
2. Валютной бирже - это элемент инфраструктуры валютного рынка, деятельность, которой состоит в предоставлении услуг по организации и предоставления торгов, в ходе которых участники заключают сделки в иностранной валюте, валютная биржа организует работу базовых элементов инфраструктуры валютного рынка: торговые системы, клиринговой и расчетной системы. Прямое назначение валютной биржи-определить валютный курс.
3. Фондовой биржи - это организация предметом деятельности, которой является обеспечение нормального условию обращения ценных бумаг. Классифицировать можно исходя из организационной структуры и выделяют 2 типа: публично-правые, организованные в виде частных компаний организаций.
4. Выставки- ярмарки -это торговая ярмарка – кратковременно, проводимая в одном и том же месте. Целью ярмарки явл. Предоставление возможности выставить образцы своего производства, продемонстрировать новые достижение и технические усовершенствования с целью заключения торговых сделок. Бывают региональные, межрегиональные, национальные и международные.
5. Торгово-промышленная палата -это негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей,
Выделяют 3 уровня:
1. Торгово-промышленной организации, Региональный ТПП, Местные ТПП, цель- помощь и поддержка субъектов предпринимательской деятельности на территории РФ
2 часть- организации и индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются заключением сделок,
классификация-
а). независимые посредники, которые действуют от своего имени и за свой счет
1.1 Торговые дома - Торговым домом принято считать крупную оптово-розничную фирму, интегрированную в сферу производства и финансов. Торговые дома - это тип крупных торговых предприятий, организаций, особенностью которых является активное проникновение в сферу производства товаров, организация кооперации производства товаров, участие в кредитно-финансовых операциях, осуществления экспортно-импортных операций по широкой номенклатуре товаров и услуг.
|
|
1.2 Дилер - это юридическое лицо, осуществляющее биржевое посредничество за свой счет и от своего имени, обладающим местом на бирже, а также производящем котировку, любых ценных бумаг из разницы цен в продаже и покупке, обычно специализируется на определенных видах ценных бумаг, крупные организации- рынок бумаг в целом.
1.3 Трейдер - это торговец, спекулянт, действующий по собственной инициативе и стремящийся извлечь прибыль непосредственно из процесса торговли, обычно подразумевается торговля ценными бумагами на фондовой биржи и на товарном рынке.
В зависимости от направления открытых позиций трейдеров именуют:
Быки -ожидают повышения цен. Медведи - ожидают понижение цен. Типы сделок- длинные -покупка актива с целью продажи по более высокой цене. Короткая –это продажа, взятого в долг актива, с целью последующей покупки по цене ниже, цены продажи и возвращения долга в натуральной форме.
1.4 Стокисты -это особый вид специализированных посредников, которые осущ экспортно-импортные операции на основе договора комиссии, по которому они осуществляют исключительную продаж товара определенному поставщику. Они сначала получают на товарный склад товар экспортёра, а затем реализуют его по договору комиссии средними мелким покупателям. В отличие от дистрибьютора право собственности на этот товар сохраняется за иностранным поставщиком, консигнатор.
Б) посреднические организации не приобретающие собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от производителя- производителю-дистрибьюторы.
1.5. Дистрибьюторские фирмы - это независимые относительно крупные коммерческо-посреднические организации, располагающие своими или арендуемыми или складскими площадями, осущ сбыт товара, на основе оптовых закупок, за свой счет товарной продукции. Завоз ее на слад, организацию хранения и отгрузку покупателям. Сущ 2 группы дистрибьюторских фирм:
1 ). Регулярный тип - которые осущ полный набор услуг, как коммерческо-посреднического, так и производственного характера.
2). Нерегулярный тип - которые осущ ограниченный перечень коммерческо- посреднических услуг.
2 способа распространения продукции: метод прямой продажи, метод многоуровневого (сетевого) маркетинга.
3). типа дистрибьюторская фирм: эксклюзивный или генеральный дистрибьютор, эксклюзивный дистрибьютор, связанная с договором с другой фирмой, с которой она обязана поставлять товары, фирма дистрибьютор, имеющая коммерческие связи с множеством производителей, однако на территории определенного региона взаимодействует только с одной компанией, фирма дистрибьютор, имеющая много поставщиков, пищевых продуктов за рубежом и связанная с коммерческими отношениями со многими магазинами в регионе. В отличие от агента, дилера и брокера, то, что дистрибьютор коммерчески самостоятелен.
В). Организации не совершающие операции с товарами, а оказывают разнообразней услуги содействие по продвижению товара.
2. брокер - это посредническое лицо, между 2мя заинтересованными сторонами, между покупателем и продавцом, между страховщиками страхователем, между кредиторами дебитором, выступает от имени клиента, работает за определенное вознаграждение в виде комиссионных, это может быть брокерская комиссии или сэкономленная часть суммы сделки.
Брокерская деятельность - это профессиональная деятельность, осуществляемая за счет и по поручению определенного лица т е клиента, которая может заключаться при сделках между клиентами и3ми лицами т е посредниками и совершение сделок для клиентов.
Виды брокерской деятельности: по сферам своего осуществления-1. Таможенная брокерская деятельность,2. Страховая брокерская деятельность. 3. Брокерская деятельность по фрахтованию судов (перевозка грузов).
3. Агентские фирмы- это фирмы, которые осуществляют поиск клиентов, предоставляют интересы фирм и действуют от их имени за их счет (торговые агентства, изучение спроса (маркетинговые агентства), помощь в купле-продаже квартир (агентство недвижимости)