Тема: продолжаем – формирование и функционирование рынка

В законе о конкуренции товарный рынок определяется как схема обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ и ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя, приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможность за ее пределами.

Товарный рынок- это часть воспроизводственного цикла, который охватывает отношения обмена товаров на деньги, которые вступают продавец и покупатель.

Рынок возможен только в условиях свободного выбора, возможных альтернатив, в данном случае конкуренция представляет борьбу за потребительский выбор между 2мя товарами альтернативами, в условиях дополнительного информационного давления на потребителя.

покупатель
Конкурент 1
Конкурент 2
Товар 1
Товар 2


Формула – определение объема товарного предложения:

Qm=з1+ Qp+QIm-Qcx-З2

З1,2- начало и конец отчетного периода

Qp-объем производства местными товарами за соответствующий период

Qm-объём ввода товара на территорию данного рынка

Qxc-объем вывода данного товара, за территорию данного рынка.

Структура товарного рынка:

1. Изготовитель товара

2. Оптовые, торговые и иные посреднические организации

3. Организация розничной торговли

4. Потребители

Важнейшим условием функционирования товарного рынка явл формирование и развитие его инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура- это совокупность видов деятельности, обеспечивающих бесперебойное продвижение товара от изготовителей до потребителей.

Инфраструктура рынка выполняет сл функции:

1. Облегчает участникам рыночных отношений покупку и продажу товара.

2. Повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка

3. Организует оформление рыночных отношений.

4. Облегчает юридический и экономический контроль.

Перечисленные функции трансформируются в сл институты инфраструктуры:

Кредитная система и коммерческие банки, аукционы, ярмарки, посредники на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах.

Центры содействия занятости, информационные технологии и средства коммуникации, налоговая система и налоговые органы, система страхования рисков, рекламные агентства и средства информации массовой, таможенная система, логистические сервисные центры и т д.

В состав рыночной инфраструктуры входят:

1. Производственная инфраструктура- это совокупность отраслей, основными функциями, которых явл производственные услуги и обеспечение экономического в народном хозяйстве.

2. Социально бытовая инфраструктура-совокупность отраслей, обеспечивающих материальные, культурно-бытовые условия для размещения и нормального деятельности населения.

3. Институциональная инфраструктура- вкл учреждения, обеспечивающие управление народным хозяйством региона и формируются из организаций, регулирующих экономику, учреждений финансово кредитной системы.

4. Экологическая инфраструктура- состоит из сооружений, объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей среды.

1.4. конкурентные рынки и их структура.

Различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция- это модели рынка, при которой цена определяется свободной по отношению спроса и предложения, в соответствии с действующими рыночными законами.

Признаки совершенной конкуренции:

1. Бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей.

2. Однородность продаваемой продукции

3. Отсутствии барьеров для входа и выхода с рынка.

4. Высокая мобильность факторов производства.

5. Равный и полный доступ всех участников информации

Несовершенная конкуренция –это конкуренция в условиях, когда отдельный производитель имеет возможность контролировать они производят.

Признаки несовершенной конкуренции(Газпром):

1. Наличие входных барьеров в отрасль

2. Дифференцирование продукции

3. Основная доля продаж приходится на 1го или нескольких производителей лидеров

4. Возможность контролировать полностью или частично цены на свою продукцию.

Различают сл модели несовершенной конкуренции:

Чистая монополия признаки (ограниченные ресурсы):

1. 1н продавец

2. Уникальность продукта

3. Владения основными видами сырья

Монополистическая конкуренция- черты (множество мелких фирм, ростикс, и Макдональдс:

1. Наличие множества продавцов и покупателей

2. Свободный вход на рынок и выход с него

3. Разнородная и дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами

4. Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка

5. Влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках

Олигополия (МТС, Билайн и Мегафон) -

1. Малое число фирм и большое число покупателей

2. Дифференцированная и стандартизированная продукции

3. Наличие сущ препятствий входа на рынок

4. Фирмы в отрасли осознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Модели ценового поведения фирм монополистам:

1. Тайный сговор

2. Лидерство уценок

3. Ценообразование по принципу – издержки +

Табл. Характеристика основных моделей рынка.

Признаки моделей рынка Модели рынка
Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция олигополия Чистая монополия
Количество фирм множество много несколько Одна фирма
Типы продукции Однородная, стандартизированная Мнимая или действительная конкуренция Однородная и дифференцированная Уникальная продукция
Степень контроля над ценой Отсутствует контроль Слабый, незначительный контроль Частичный контроль Высокая степень контроля
Условия вступления в отрасль Ограничений нет, равный доступ к информации Относительно лёгкие, удовлетворительный доступ к информации Ограничен доступ на рынок к информации Доступна рынок блокирован
Неценовая конкуренция Отсутствует Используется реклама, торговые марки, товарные знаки Используется в значительной степени Создание благоприятного имиджа фирмы
примеры Фермерские хозяйства Множество мелких фирм (Ростикс, Макдак) МТС, Билайн, Мегафон, Теле2 Газпром, РЖД

Субъектов торговой группы можно объединить в 2 группы:

1. Специальные субъекты торгового рынка, которые непосредственно не участвуют на рынке, а создают условия и возможности и условия для операции другим лицам на:

1. Товарной бирже — постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.

2. Валютной бирже - это элемент инфраструктуры валютного рынка, деятельность, которой состоит в предоставлении услуг по организации и предоставления торгов, в ходе которых участники заключают сделки в иностранной валюте, валютная биржа организует работу базовых элементов инфраструктуры валютного рынка: торговые системы, клиринговой и расчетной системы. Прямое назначение валютной биржи-определить валютный курс.

3. Фондовой биржи - это организация предметом деятельности, которой является обеспечение нормального условию обращения ценных бумаг. Классифицировать можно исходя из организационной структуры и выделяют 2 типа: публично-правые, организованные в виде частных компаний организаций.

4. Выставки- ярмарки -это торговая ярмарка – кратковременно, проводимая в одном и том же месте. Целью ярмарки явл. Предоставление возможности выставить образцы своего производства, продемонстрировать новые достижение и технические усовершенствования с целью заключения торговых сделок. Бывают региональные, межрегиональные, национальные и международные.

5. Торгово-промышленная палата -это негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей,

Выделяют 3 уровня:

1. Торгово-промышленной организации, Региональный ТПП, Местные ТПП, цель- помощь и поддержка субъектов предпринимательской деятельности на территории РФ

2 часть- организации и индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются заключением сделок,

классификация-

а). независимые посредники, которые действуют от своего имени и за свой счет

1.1 Торговые дома - Торговым домом принято считать крупную оптово-розничную фирму, интегрированную в сферу производства и финансов. Торговые дома - это тип крупных торговых предприятий, организаций, особенностью которых является активное проникновение в сферу производства товаров, организация кооперации производства товаров, участие в кредитно-финансовых операциях, осуществления экспортно-импортных операций по широкой номенклатуре товаров и услуг.

1.2 Дилер - это юридическое лицо, осуществляющее биржевое посредничество за свой счет и от своего имени, обладающим местом на бирже, а также производящем котировку, любых ценных бумаг из разницы цен в продаже и покупке, обычно специализируется на определенных видах ценных бумаг, крупные организации- рынок бумаг в целом.

1.3 Трейдер - это торговец, спекулянт, действующий по собственной инициативе и стремящийся извлечь прибыль непосредственно из процесса торговли, обычно подразумевается торговля ценными бумагами на фондовой биржи и на товарном рынке.

В зависимости от направления открытых позиций трейдеров именуют:

Быки -ожидают повышения цен. Медведи - ожидают понижение цен. Типы сделок- длинные -покупка актива с целью продажи по более высокой цене. Короткая –это продажа, взятого в долг актива, с целью последующей покупки по цене ниже, цены продажи и возвращения долга в натуральной форме.

1.4 Стокисты -это особый вид специализированных посредников, которые осущ экспортно-импортные операции на основе договора комиссии, по которому они осуществляют исключительную продаж товара определенному поставщику. Они сначала получают на товарный склад товар экспортёра, а затем реализуют его по договору комиссии средними мелким покупателям. В отличие от дистрибьютора право собственности на этот товар сохраняется за иностранным поставщиком, консигнатор.

Б) посреднические организации не приобретающие собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от производителя- производителю-дистрибьюторы.

1.5. Дистрибьюторские фирмы - это независимые относительно крупные коммерческо-посреднические организации, располагающие своими или арендуемыми или складскими площадями, осущ сбыт товара, на основе оптовых закупок, за свой счет товарной продукции. Завоз ее на слад, организацию хранения и отгрузку покупателям. Сущ 2 группы дистрибьюторских фирм:

1 ). Регулярный тип - которые осущ полный набор услуг, как коммерческо-посреднического, так и производственного характера.

2). Нерегулярный тип - которые осущ ограниченный перечень коммерческо- посреднических услуг.

2 способа распространения продукции: метод прямой продажи, метод многоуровневого (сетевого) маркетинга.

3). типа дистрибьюторская фирм: эксклюзивный или генеральный дистрибьютор, эксклюзивный дистрибьютор, связанная с договором с другой фирмой, с которой она обязана поставлять товары, фирма дистрибьютор, имеющая коммерческие связи с множеством производителей, однако на территории определенного региона взаимодействует только с одной компанией, фирма дистрибьютор, имеющая много поставщиков, пищевых продуктов за рубежом и связанная с коммерческими отношениями со многими магазинами в регионе. В отличие от агента, дилера и брокера, то, что дистрибьютор коммерчески самостоятелен.

В). Организации не совершающие операции с товарами, а оказывают разнообразней услуги содействие по продвижению товара.

2. брокер - это посредническое лицо, между 2мя заинтересованными сторонами, между покупателем и продавцом, между страховщиками страхователем, между кредиторами дебитором, выступает от имени клиента, работает за определенное вознаграждение в виде комиссионных, это может быть брокерская комиссии или сэкономленная часть суммы сделки.

Брокерская деятельность - это профессиональная деятельность, осуществляемая за счет и по поручению определенного лица т е клиента, которая может заключаться при сделках между клиентами и3ми лицами т е посредниками и совершение сделок для клиентов.

Виды брокерской деятельности: по сферам своего осуществления-1. Таможенная брокерская деятельность,2. Страховая брокерская деятельность. 3. Брокерская деятельность по фрахтованию судов (перевозка грузов).

3. Агентские фирмы- это фирмы, которые осуществляют поиск клиентов, предоставляют интересы фирм и действуют от их имени за их счет (торговые агентства, изучение спроса (маркетинговые агентства), помощь в купле-продаже квартир (агентство недвижимости)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: