Государственная итоговая аттестация (ГИА) в общеобразовательных учреждениях проводится в письменной форме.
Выбор ГИА по русскому языку или украинскому языку осуществляется общеобразовательным учреждением с учетом пожеланий учеников и их родителей (законных представителей) независимо от языка обучения.
Содержание и задания для проведения аттестации по русскому языку составляются общеобразовательными учреждениями в соответствии с данными методическими рекомендациями.
Результаты ГИА оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с Критериями оценивания учебных достижений учащихся (воспитанников), утвержденными приказом Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики от 20.01.2015 № 13 «О переходе на 5-балльную шкалу оценивания учащихся (воспитанников) в системе общего среднего и начального профессионального образования, студентов среднего профессионального образования», по параметрам, указанным в Методических рекомендациях к оцениванию учебных достижений учащихся по 5-балльной системе (http://www.slideshare.net/ibiblrad/5-44339757).
|
|
В 9 классах общеобразовательных учебных заведениях обязательной формой государственной итоговой аттестации является диктант.
Проверке во время государственной итоговой аттестации подлежат умения правильно писать слова на изученные орфографические правила и словарные слова, определённые для запоминания; умения ставить разделительные знаки в соответствии с изученными правилами пунктуации; умения соответствующим образом оформлять работу.
Время написания диктанта составляет 1 академический час (45 минут). Отсчёт времени ведётся от начала чтения учителем текста. Не разрешается использование учащимися дополнительных источников (словари, справочники, учебники, гаджеты и т.д.).
Для проведения ГИА допускается использование сборников заданий для государственной итоговой аттестации 2013 и 2014 годов (см. список рекомендованной литературы). ГИА проводится, как правило, с 9.00 часов.
Рекомендуем выбирать для диктантов тексты, касающиеся вопросов эстетического и этического характера, природы родного края, школьной жизни учеников, а также тексты культурологической и социальной направленности, которые знакомят с известными памятниками Донетчины и мира, выдающимися фигурами истории, культуры, науки, образования и тому подобное.
Объём текста диктанта* для школ с обучением на русском языке – 120 – 130 слов; с обучением на украинском языке: курс 1-11 – 80-90 слов, курс 5-11 – 70-80 слов.
*При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
|
|
Нормативы оценивания диктанта:
для школ с обучением на русском языке
Оценки | Количество ошибок (в целом – орфографических и пунктуационных) |
«1» | Более 10 |
«2» | 8 – 10 |
«3» | 5 – 7 |
«4» | 1+1 (негрубая)/2 – 4 |
«5» | 1 (негрубая)/ 1 |
с обучением на украинском языке: курс 1-11
Оценка | Количество ошибок |
I вариант | |
«1» | Более 10 |
«2» | 8-10 |
«3» | 5-7 |
«4» | 3-4 |
«5» | 1+1(негрубая)-2 |
с обучением на украинском языке: курс 5-11
Оценка | Количество ошибок |
I вариант | |
«1» | Более 15 |
«2» | 10-15 |
«3» | 5-9 |
«4» | 3-4 |
«5» | 1+1(негрубая)-2 |
В случае, когда предметом по выбору общеобразовательного учреждения является русский язык, формами государственной аттестации могут быть изложение (подробное или сжатое) или разноуровневые тестовые задания.
Аттестационная работа в форме изложения (подробного или сжатого) позволяет проверить: уровень коммуникативной компетенции, орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, их умение работать с текстом, связно и логично излагать его содержание с помощью отбора соответствующих языковых средств, аргументировать свое мнение.
Задачей подробного изложения является полное воспроизведение (со всеми деталями) содержания текста с сохранением его типа, стиля речи, композиционных и языковых особенностей; в сжатом изложении ставится задача передать самое главное и существенное содержания предоставленного текста, используя при этом соответствующие языковые средства обобщающего характера. На проведение изложения отводится 2 академических часа (90 минут).
Тексты для изложения могут быть составлены из произведений классической и современной литературы художественного, публицистического, научно-популярного стилей различного типа речи (рассказ, описание, рассуждение). По тематике эти тексты могут быть посвящены Донбассу, природным явлениям, семье, искусству, науке, спорту и т.д.
Объём текста для изложения для школ с обучением на русском языке – 210-240 слов; с обучением на украинском языке: курс 1-11 – 140-160 слов, курс 5-11 – 80-100 слов.
Объем текста для сжатого или выборочного изложения должен быть в 1,5-2 раза больше, чем объем текста для подробного изложения.
Объем письменного изложения/сочинения, составленного учеником, ориентировочно определяется так:
Для школ с обучением на русском языке | Для школ с обучением на украинском языке: курс 1-11 | с обучением на украинском языке: курс 5-11 |
1,75 – 2,0 страницы | 1– 1,25 страницы | 0,75– 1,0 страница |
Изложение оценивается одной оценкой по пятибалльной шкале, которая является средним показателем набранных баллов за содержание и языковое оформление (грамотность) работы.
Государственная итоговая аттестация по выбору учебного заведения по русскому языку может происходить также в тестовой форме. Учителю целесообразно разработать не менее 10 вариантов тестовых заданий, предусматривающих проверку знаний и умений учащихся распознавать изученные языковые явления, группировать и классифицировать их, выявлять понимание значения языковых единиц и особенностей их использования в речи, сочетать слова, дополнять, трансформировать предложения, подбирая при этом надлежащую форму слова, нужную лексему, соответствующие средства связи между частями предложения, между предложениями в группе связанных между собой и тому подобное.
Рекомендуем возможную структуру каждого варианта задания: с выбором одного правильного ответа (к каждому заданию подбирается 4-5 вариантов ответов, из которых правильным может быть один); задания на установление соответствия (необходимо установить соответствие между информацией, которая обозначена цифрами, и понятиями или примерами, обозначены буквами, образовав между ними логические пары); задания на чтение и понимание текста (к тексту прилагаются группы задач, требующих выбора одного правильного ответа и по которым проверяется понимание текста, его содержания, построения (композиции). Учителю необходимо продумать таблицу перевода набранных учеником баллов в оценки: от «1» до «5».
|
|
На проведение ГИА в форме тестовых заданий отводится 2 академических часа (90 минут).
Рекомендованная литература для составления заданий государственной итоговой аттестации
1. | Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке | Письменная работа (диктант) | «Сборник диктантов для государственной итоговой аттестации по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке. 9 класс» (сост. Быкова Е. И., Кошкина Ж. А.) | |
2. | Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке | Для подготовки к письменной работе (диктант) | Сборник диктантов по развитию компетентностного отношения к собственному здоровью. 5-11(12) классы / Мельникова Л.В., Король Г.Н., Прядко А.Г., Дьяченко Л.В.Донецьк, 2010. – 124 с. | |
3. | Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке | Для подготовки к письменной работе (задания) | Сборник коммуникативно-ситуативных упражнений. Русский язык. 5-11(12) классы / Мельникова Л.В., Данилова И.Н., Прядко А.Г., Филиппская Е.М.– Донецк: ООО „Лебедь”. – 2006. | |
4. | Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке | Для подготовки к письменной работе (задания) | Сборник программ самореализации учащихся. Русский язык. 9 класс / Прядко А.Г., Роменская С.В. / под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк, 2011. — 146 с. |