Нормы русского современного литературного языка

Литературный язык (ЛЯ) – это исторически сложившаяся высшая (образцовая, обработанная) форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей.

Долгое время среди языковедов бытовала мнение, что всякий ЛЯ является чисто искусственным образованием. Некоторые ученый сравнивали его даже с оранжерейным растением. Считалось, что ЛЯ далек от живого (естественного) языка и поэтому не представляет значительного интереса для науки. Но ЛЯ, будучи продуктом длительного и сложного исторического развития, органически связан с народной основой. Часто цитируют слова М. Горького о том, что «деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами» («О том, как я учился писать», 1928).

ЛЯ присущи особые свойства:

1) нормированность, т.е. наличие определенных норм, соблюдение которых имеет общеобразовательный характер независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка;

2) кодифицированность (кодификация – это фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей);

3) стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследства и литературно-книжных традиций;

4) широта общественного функционирования;

5) стилистическое богатство.

Нелитературные варианты:

Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п.

Надо заметить, что жаргонизмы, являясь, как правило, дублетами литературных слов, всегда экпрессивны или оценочны. Ср.: шнурки (родители), путана (проститутка), клевый (хороший).

Жаргонизмы делают речь вульгарной и грубой.

Диалекты - местный говор, речь людей определенной местности. например: быва - обычай, обыкновение, обряд; бякать - говорить или читать вяло, невнятно, мямлить; задирка - спинка у кофты (Моск. обл.).

Просторечия – обиходно-бытовая речь людей малограмотных и малообразованных. Не овладевшие литературной нормой, малообразованные люди нарушают и искажают литературный язык.

Просторечная лексика недопустима в официально-деловой и научной речи.

Принципиальным является следующее: понятие «литературный язык» не совпадает с понятием «язык художественной литературы». Последний выходит за пределы собственно литературного языка. «Язык художественной литературы со свойственной ему «установкой на выражение» имеет законное право на деформацию, на нарушение общелитературных языковых норм» - писал известный ученый-филолог В.В. Виноградов. В эстетических целях, в целях создания определенных образов, писателя включают в свои произведения нелитературные слова, выражения, допускают оправданные контекстом отступления от норм литературного языка. Неукоснительное следование норме, стерильно чистая, но в то же время невыразительная и однообразная речь для художественного произведения могут быть даже пагубными. Есть особая прелесть в обоснованных отступлениях от усредненного нормативного стандарта. Н-р, Пушкин: «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Верно подмечено, что иностранцев часто узнают по слишком правильной речи.

Но никто из писателей не ставил задачи сознательного расшатывания норм ЛЯ (исключение - язык имажинистов, футуристов). Для ЛЯ губительна и речевая анархия.

Краткая история литературного языка.

1.Литературный язык возник после крещения Руси в связи с созданием национальной письменности (до этого древнерусский язык – язык восточных славян - существовал лишь в устной форме). Специфика этого литературного языка заключалась прежде всего в том, что в качестве языка церковных и частично светских произведений использовался не свой собственный, а чужой, хотя и родственный, - старославянский, или церковнославянский, на который были переведены с греческого многие тексты (именно в связи с необходимостью перевода церковных книг и их распространения среди славян и был создан Кириллом и Мефодием славянский алфавит).

Старославянский язык был сложившимся языком со своей системой норм (необходимо заметить, что различия между старославянским и русским были незначительны). До сих пор в русском языке сохранились славянизмы, существуют варианты однокоренных слов, восходящих как к старославянским, так и к древнерусским истокам (единый – один, текущий – текучий, ладья-лодка). Многие славянизмы на протяжении Х1Х и ХХ веков использовались и воспринимались как поэтизмы.

Нормы древнерусского языка отразились в замечательном памятнике литературы и письменности – «Слово о полку Игореве»:

- употребеление формы двойственного числа

- характерная форма звательного падежа – княже, брате

- неопр. форма глагола с – ТИ: начати, творити

- ф-ма 2 л. ед.ч. –ШИ: стоиши, стреляиши

- использование отсутствующих в соврем. языке четырех специфических форм прошедшего времени (аорист, имперфект, перфект, плюскваперфект)

2. После монголо-татарского нашествия и феодальной раздробленности центр развития государства перемещается в Москву, которая становится центром формирования новой языковой нормы:

- утрачиваются ф-мы двойственного числа и звательного падежа

- система падежей существительного сближается с современной

- употребляются новые союзы: что вместо яко, чтобы вместо дабы, который вместо иже

3. ХVII век демократизация русского языка. В литературу приходят авторы из посадов. Сокращается потребление архаических форм, в языке художественных произведений используется все больше слов живой разговорной речи.

4. Петровская эпоха – переломная для России во многих отношениях. Особенность ее – в активных процессах заимствования. Количество заимствований можно сравнить только с современным. Многие из этих слов мы активно употребляем и в наши дни: бульон, квартира, конфета, шоколад, губернатор, конституция, патриот, глобус, винт, кран, пульс, гимназия и т.д.. Случалось, что слова были настолько непонятны окружающим, что это приводило к последствиям весьма печальным. Так, офицер петровского времени, получив приказ «стать ниже Каменца и выше Канеуполя в авантажном месте», долго искал местечко под названием Авантажное, не зная, что это заимствованное слово означает «хорошее», «привлекательное», «подходящее».

Именно в Петровскую эпоху произошло и значительное изменение графической нормы: из алфавита были устранены некоторые буквы (пси, омега, юс малый и юс большой).

5. Огромную роль в развитии русского языка сыграла «Российская грамматика» М.В. Ломоносова (1757) – первая русская научная грамматика, в которой были четко сформулированы и узаконены как единственно правильные собственно русские, а не церковнославянские формоупотребления, сложившиеся к тому времени. Во многом эти нормы совпадают с современными. Теория трех стилей тоже была важна для развития языка в целом.

6. Велика роль Н.М. Карамзина: он не только теоретически сформулировал, но и практически воплотил в своих художественных произведениях принципы употребления славянизмов, народно-разговорной лексики и заимствований. Огромное значение карамзинских преобразований в области синтаксиса (ср. тексты Ломоносова, писавшего за три-четыре десятилетия до этого, и можете увидеть, насколько предложения Карамзина отличаются четкой смысловой и грамматической связью частей).

Интересна полемика защитников старого слога (Шишков А.С. и др.) и сторонников нового слога (последователи духа творчества Карамзина, сам он не участвовал в полемике), развернувшаяся в первом десятилетии Х1Х века. Карамзинисты в отличие от консерваторов считали нормальным появление в языке новых слов, изменение значений существующих слов (тонкий – изысканный, трогать –вызывать сочувствие), поскольку язык – явление развивающееся.

7. Велика роль А.С. Пушкина, в текстах которого складывается новая норма словоупотребления, отвечающая принципу «соразмерности и сообразности». Именно в текстах Пушкина окончательно сформировалась стилистическая норма, предписывающая различать две разновидности литературного языка – книжную и разговорную. Начиная со времени Пушкина в основных чертах система языка соответствует современной.

8. В середине Х1Х – начале ХХ века происходят изменения прежде всего в словарном составе русского языка, поскольку лексика – наиболее динамичная часть языка: освоение новых иностранных слов в разных сферах жизни, образование новых слов (предприниматель) и вовлечение в язык слов живой разговорной речи, которые становятся нормативными, нейтральными (ерунда, неудачник). Лексическая норма отражается в словарях, которых издается довольно много (в частности «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).

9.Изменения в грамматических нормах русского литературного языка середины Х1Х – начала ХХ века были незначительны и касались прежде всего синтаксической нормы. Например, перестают использоваться деепричастные обороты, совпадающие по значению с придаточными предложениями («Винюсь пред Вами, … не писав так давно» - что не писал так давно). Деепричастный оборот, не относящийся к тому же слову, что и сказуемое, еще мог быть употреблен во времена Пушкина («Пробегая письмо, глаза его сверкали» – в повести «Выстрел»), но уже стал средством создания юмористического эффекта у Чехова («Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа»).

1. Развитие русского литературного языка в советский период было связано с изменением нормы в области словоупотребления в связи с социальными процессами:

- образование новых слов, обозначающих новые понятия (комсомолец, совхоз)

- изменение значений слов (пионер, целина)

- изменение стилистической окраски некоторых слов (барин, лакей)

30-е годы – борьба за чистоту русского языка.

Значительных изменений в морфологии языка ХХ века не произошло. Можно указать лишь на появление у сущ. м. р., обозначающих лиц мужского пола по роду занятий, способности обозначать лиц женского пола (врач пришла, бухгалтер сказала), увеличение слов с окончанием – а во мн. ч. (профессора, номера), возможность употребления нулевого окончания род. п. мн. ч. (пять килограмм, ящик помидор). В области синтаксиса: упрощается структура предложений, уменьшается кол-во предложений с обособлением. Велика роль создания академических грамматик, которые подытожили более чем вековое развитие русского языка: «Грамматика русского языка» (1952), «Грамматика русского литературного языка» (1970), «Русская грамматика» (1980).

60-е годы – стабилизация и даже некоторая консервация норм ЛЯ.

70-80-годы – усвоение норм широкими массами.

80-90-годы – снижение общей речевой культуры, вторжение просторечных выражений, экспансия заимствований, ослабление цензуры.

Изменения нормы и ее вариативность отражаются в словарях 90-х годов: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения» (1998).

В настоящее время современный русский литературный язык, ставший одним из мировых языков, обладает богатейшим лексическим фондом, упорядоченным грамматическим строем и разветвленной системой стилей.

Как уже выше было сказано, важнейший признак литературного языка – нормированность. Нормы литературного языка - это правила, которым должны следовать все носители литературного языка. В современном языкознании выделяют такие свойства языковой нормы, как объективность, изменчивость, вариативность.

Объективность означает, что нормы не создаются учеными специально, а складываются постепенно, вырабатываются исторически в произведениях классических писателей (орфографические и пунктуационные нормы) и в произношении культурной элиты (акцентологические и орфоэпические нормы). Нормы сохраняют целостность и общепонятность литературного языка.

Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой даже в недавнем прошлом, на современном этапе может считаться отклонением от нее. Приведем некоторые примеры изменения лексических и морфологических норм.

Слово «недоросль» после выхода в свет одноименной комедии Д.И. Фонвизина приобрело резко негативную окраску, оно стало обозначать глуповатого избалованного барчука. Однако изначально слово «недоросль» не имело негативной окраски: недорослями называли дворянских сыновей до 15-16 лет, то есть тех, которые еще «не доросли» до несения государственной службы. Это слово было официальным термином, синонимичным современным словам подросток, несовершеннолетний. Вот почему в документах, поданных для поступления в Лицей, 12-летней А.С. Пушкин назван недорослем.

Слово «вокзал» как обозначение крупной железнодорожной станции вошло в язык в 1870-х годах, до этого говорилось «станция железной дороги». Хотя само слово употреблялось и раньше, но в другом значении - «увеселительное заведение». Так, герои романа Ф.М. Достоевского «Игрок» часто посещали вокзал, где выигрывали и проигрывали крупные суммы денег.

Паровоз поначалу назывался пароходом, машиной, паровиком, проводниккондуктором, вокзальные носильщикиартельщиками, так как были объединены в артели, перрондебаркадером, тамбурсенями.

Изменяются не только лексические, произносительные, но и морфологические нормы. Например, в древнерусском языке было 6 типов склонения существительных. В современном русском языке мы наблюдаем только 3 типа склонения и особый тип склонения на – ие, -ия, -ий.

В современном русском языке кроме традиционного окончания множественного числа имен существительных – ы(-и) существует окончания –а: студенты, университеты, кони, профессора, паспорта и др.

Наличие окончания – а - следы двойственного числа, которое употреблялось для обозначения двух предметов: стол (один), стола (два), столы (несколько). С XIII в. эта форма начинает разрушаться и постепенно исчезает. Однако следы ее обнаруживаются, во-первых, в окончании именительного падежа множественного числа существительных, обозначающих парные предметы: рога, глаза, рукава, берега, бока; во-вторых, в словосочетаниях с числительным два (два стола, два дома, два студента).

Вариативность нормы подразумевает наличие в литературном языке вариантов написания и произношения. Литературный язык изменяется: что-то в нем устаревает, что-то появляется новое. В связи с чем возникает вопрос о том, какой вариант считать нормативным. Какое-то время существуют все варианты, постепенно остается только один. Таким образом, с одной стороны, не разрушается преемственность поколений, сохраняется целостность литературного языка, а с другой стороны, вариативность нормы дает возможность литературному языку развиваться.

Норма проходит по всем уровням языка, есть фонетические, орфоэпические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические нормы. Поскольку речь существует не только в устной, но и в письменной форме, то существуют еще графические, орфографические и пунктуационные нормы. Все названные нормы - общеязыковые нормы. Они закреплены в словарях, справочниках, учебных пособиях и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: